Исландия была открыта ирландцами ранее 800 н.э., но долгое время оставалась незаселенной. В период с 874 по 930 она была заселена скандинавами, в основном норвежского происхождения. Большинство из них прибыло непосредственно из Норвегии, однако значительная часть мигрантов провела некоторое время на Оркнейских и Гебридских островах, на побережьях Ирландии, Шотландии и Англии. Этим объясняется примесь кельтского элемента (среди исландцев много высоких брюнетов). Первым скандинавским поселенцем в Исландии был Ингоульфур Аднарсон, который в 874 высадился в районе нынешней столицы Рейкьявика (в переводе «дымящаяся бухта»). Данные по истории заселения с упоминанием примерно 400 поселенцев, их предков в Норвегии и потомков в Исландии сведены в замечательном генеалогическом и географическом произведении Книга заимки земель, созданном в 12 в. В нем сообщается, что многие переселенцы из Норвегии бежали от произвола короля Харальда Хорфагера (прозванного Прекрасноволосым) в 860–872.
Первое правительство. В Исландии влиятельные вожди сплотились, чтобы не допустить подобную диктатуру на новой родине. Они ограничили число родовых кланов до 36 (впоследствии 39) и договорились регулярно в середине лета проводить двухнедельное собрание для принятия законов и разрешения конфликтов. Такое собрание получило название альтинг. Оно устраивалось в живописном вулканическом районе Тингведлир, расположенном примерно в 48 км к востоку от Рейкьявика и имеющем удобный доступ со многих сторон. Теоретически во власти вождей находились не территории, а подданные, которые, впрочем, могли сами переходить от одного господина к другому. Подданные селились поблизости от своих вождей, которые не только обеспечивали защиту, но и были жрецами главных храмов в данной местности.
На альтинге, учрежденном в 930, законодательная и судебная функции четко разделялись и находились под контролем вождей. При этом, однако, не исключалось участие подданных: в законодательном органе у каждого вождя было два представителя подданных в качестве советников. Поскольку вожди не хотели допускать никакого верховенства, исполнительная ветвь власти отсутствовала. Однако имелось лицо, ведущее заседания альтинга, т.е. спикер, избиравшийся на трехлетний срок. Одной из его главных обязанностей было усвоение всего кодекса законов и контроль за их соблюдением, он осуществлял также трактовку законов в каждом трудном случае. Виновность подозреваемого устанавливалась судом, но меру наказания (например, изгнание на больший или меньший срок) определял спикер. Эта судебная система была усовершенствована в 1005, когда был введен институт верховного суда. Несмотря на сложность и запутанность применявшихся процедур, эти демократические институты права просуществовали в Исландии более трех столетий.
Ранние достижения. Первое столетие в истории страны ознаменовалось героическими свершениями и значительными достижениями. Язычники-исландцы не только расшатали родовые узы феодальной зависимости, приняв героический кодекс чести, получивший бессмертное отражение в сагах 13 в., но и создали уникальную демократическую конституцию. В 986 Эрик Рыжий открыл Гренландию и основал там поселение, а ок. 1000 Лейф Эрикссон высадился на берегу Северной Америки, однако удержаться там исландцам не удалось.
Принятие христианства. Христианство англо-германского толка, распространявшееся норвежским королем Олафом I, представляло угрозу для власти вождей. В 1000 оно было введено в Исландии, когда на заседании альтинга был достигнут компромисс: вожди строили церкви и назначали туда своих сыновей или профессиональных священников, целиком зависевших от владельцев церквей. Такое своеобразное положение было приемлемо для церкви, которая мало зависела от Рима. Христианская церковь имела важное государственное значение, поскольку способствовала распространению грамотности и образования в правящих кругах Исландии. Во второй половине 11 в. два ведущих исландских епископа приобрели такое влияние, что стали известны даже за границей: в 1096 они, не встретив особого противодействия, ввели церковную десятину. В 12 в. церковь и вожди накопили значительные богатства, однако к концу столетия баланс сил между старыми вождями пошатнулся и запросы церкви стали расти. Разразилась гражданская война, приведшая к тому, что в 1262 Исландия оказалась под властью короля Норвегии.
Упадок и застой. Период гражданской войны вошел в историю как эпоха Стурлунгов, поскольку в политической жизни активно участвовали члены семейства Стурлунг – братья Сигхватур, Тоурдур и Снорри Стурлусон и племянники Стурла Сигхватссон и Стурла Тоурдарсон. Они прославились также как блестящие литераторы. Затем наступила эпоха упадка, продолжавшаяся более пяти столетий. Исландцы присягнули на верность королю Норвегии, но старались удержать свою прежнюю свободу и сохранить альтинг как судебный орган с замаскированными законодательными функциями вплоть до 1800. Постепенно власть короля и церкви усиливалась. Согласно новому своду законов (1271–1281), королевские чиновники заменили прежних вождей. Это положение сохранялось до 1380, когда Исландия вместе с Норвегией перешла во власть Дании.
В 14–15 вв. вулканические извержения и похолодание климата оказали негативное влияние на окружающую среду. В частности, ухудшилось состояние пастбищных угодий и сократилось поголовье овец – основной пищи населения во многих районах страны. К тому же немало жизней унесли эпидемии (в частности, чума 1402). Исландская рыба пользовалась спросом на английском и германском рынках, но развитию рыболовства препятствовало введение датской монополии на торговлю с Исландией.
Между тем исландская церковь успешно сопротивлялась власти короля вплоть до Реформации, которая завершилась низложением последнего католического епископа Йоуна Арасона в 1550. Вслед за этим датский король прибрал к рукам большую часть имущества католической церкви.
Датская монополия на торговлю особенно ужесточилась в 1602–1787, что способствовало обнищанию исландского народа. Власть датского короля настолько окрепла, что в 1662 он затребовал титул наследственного абсолютного монарха и в Исландии, поскольку ранее получил такой титул в Дании и Норвегии.
В 1783 Исландию постигло бедствие – началось извержение вулкана Лаки. В результате выпадения вулканического пепла на пастбища произошел массовый падеж овец от флюорозиса.
Становление современного государства. В начале 19 в., когда в странах Датского королевства распространились идеи Французской революции, исландцы стали добиваться политических свобод и местного самоуправления. Национально-освободительное движение возглавил государственный деятель Йоун Сигурдссон (1811–1879), который ратовал также за отмену датской торговой монополии. Первым плодом его усилий было восстановление альтинга в 1843, затем последовали отмена датской торговой монополии в 1854 и принятие конституции в 1874, которая предоставляла Исландии ограниченную автономию.
Однако независимость Исландии была завоевана только в 1918. Уния с Данией сохранялась: обе страны соглашались иметь одного короля Кристиана Х, и Дания частично контролировала внешнюю политику Исландии. Подобно другим скандинавским странам во время Первой мировой войны Исландия придерживалась политики нейтралитета. Отрезанная от европейских рынков, она впервые направила свои торговые суда в США.
Вторая мировая война и послевоенный период. После того как Германия оккупировала Данию и Норвегию, 10 марта 1940 Англия высадила свои войска в Исландии. Нейтральная Исландия заявила формальный протест, но Англия обещала уважать ее суверенитет и вывести войска после окончания войны. Исландия приобрела стратегически важное значение и для американских судов, которые несли патрульную службу в водах Северной Атлантики. 7 июля 1941 американские войска высадились в Исландии. США и Исландия заключили договор, предусматривавший вывод этих войск после войны.
В декабре 1943 закончился срок действия договора об унии Дании и Исландии, заключенного в 1918. После германской оккупации Дании альтинг предоставил королевские полномочия регенту Свейну Бьёрнссону. На заседании альтинга в Тингведлире 17 июня 1944 Исландия была провозглашена республикой. Ее первым президентом стал Свейн Бьёрнссон. В 1952 его сменил Аусгейр Аусгейрссон, который избирался на пост президента страны также в 1956, 1960 и 1964. Его преемником в 1968 стал Кристьян Элдьярн, который в 1980 уступил место Вигдис Финнбогадоттир, которая оставалась на своем посту до 1996, когда приняла решение не баллотироваться на пятый срок. Ее сменил Олафур Гримссон, бывший лидер коммунистического Народного союза.
С 1959 у власти находятся коалиционные правительства. С начала 1990-х годов консервативная Партия независимости и либеральная Прогрессивная партия возглавляют два основных коалиционных блока, набирающих по 55-65% голосов. Пост премьер-министра в последние годы занимали Стейнгримур Херманссон (1983–1987) из Прогрессивной партии, Торстейн Палссон (1987–1991) из Партии независимости и Давид Оддссон (с 1991) из той же партии.
После Второй мировой войны все военные установки были демонтированы, а иностранные войска выведены из Исландии. США хотели сохранить свои военно-воздушные и военно-морские базы в этой стране, однако встретили противодействие исландского правительства. В 1946 было заключено соглашение, по которому США предоставляло гражданских специалистов для обслуживания аэропорта Кеблавик. В обмен на это американские военные самолеты получили право на транзитные посадки в этом аэропорту.
Исландия стала членом ООН с 9 ноября 1946 и вступила в НАТО в 1949. Однако в сложной международной обстановке в 1951 было подписано соглашение об обороне между Исландией и США, после чего американские войска были направлены в Исландию, чтобы укомплектовать персонал военной базы в Кеблавике и других военных объектов. Развернувшееся движение за вывод иностранных войск заставило правительство Исландии предъявить 1 июня 1956 соответствующую ноту правительству США. Однако в декабре того же года это требование было отменено из-за усилившихся международных трений. Вопрос о присутствии войск НАТО в Исландии неоднократно поднимался на протяжении всего периода холодной войны. В 1985 альтинг единодушно объявил Исландию «безъядерной зоной», запретив НАТО размещать любое ядерное оружие на территории этой страны.
Вопрос о границе рыболовной зоны не сходит с повестки дня в Исландии с 1950-х годов. Еще в 1952 исландское правительство заявило, что иностранные траулеры ведут лов рыбы в непосредственной близости от берегов страны и тем самым истощают ее рыбные ресурсы и подрывают экономику. Поэтому граница рыболовной зоны была отодвинута с 4,8 до 6,4 км от берега. В 1958 юрисдикция Исландии распространилась на зону шириной 19,3 км, в пределах которой всем иностранным судам запрещалось ловить рыбу. Иностранные компании, особенно английские, опротестовали это решение и продолжали незаконный лов рыбы. Исландские патрульные суда предприняли операции против английских траулеров, в ответ на которые исландским траулерам в 1952–1956 годах было запрещено заходить в порты Великобритании. Попытки урегулировать морские границы предпринимались на двух международных конференциях в Женеве в 1958 и 1960 годах, но оказались безрезультатными. Трения между Исландией и Великобританией закончились в 1961. Англичане признали исландскую рыболовную зону шириной 19,3 км, но получили право вести промысел в некоторых ее районах в отдельные месяцы вплоть до 1964. Обсуждение вопроса о возможности расширения рассматриваемой зоны в будущем было вынесено на рассмотрение Международного суда в Гааге.
В 1972 Исландия расширила границу рыболовной зоны до 93 км. «Холодная война» возобновилась, и в 1973 происходили стычки между исландскими и английскими судами. В 1975 граница рыболовной зоны была расширена до 370 км, что спровоцировало третью и самую серьезную «тресковую» войну. В 1976 Исландия разорвала дипломатические отношения с Великобританией, но четыре месяца спустя согласилась на то, чтобы ограниченное число английских траулеров могло заходить в исландские территориальные воды. В 1979 Исландия подтвердила свои исключительные права на рыболовную зону шириной 370 км.
Споры о территориальных водах Исландии постепенно были разрешены в начале 1990-х годов в ходе переговоров между Европейской ассоциацией свободной торговли и Европейским союзом. Итоговый документ, принятый в 1994, признавал новую рыболовную зону, но Исландия должна была отменить пошлины на импорт рыбопродуктов из стран ЕС и разрешить судам этих стран ежегодно вылавливать 3 тыс. т рыбы. Принятие этого документа не устранило спорные отношения Исландии с государствами, не входящими в ЕС. В 1990-х годах Исландия оспаривала право судов Норвегии, Дании и Канады вести промысел рыбы на исландском шельфе.
Механизация рыболовного промысла привела к значительному сокращению рыбных ресурсов – от 1/3 до 1/2 по ряду самых ценных видов рыб. Перелов сопровождался излишними капиталовложениями в рыбное хозяйство, что подогревалось высокой инфляцией и крупными иностранными займами в 1970–1980-е годы. Одна из важнейших задач, стоявших перед правительством Исландии в 1990-е годы, заключалась в выработке эффективных мер против перелова рыбы и по сокращению размеров рыбопромыслового флота, чтобы привести его в соответствие с максимально допустимыми уловами (по нынешним оценкам, размеры флота превышены на 25%).
Прогресс в развитии экономики и культуры Исландии не сопровождался совершенствованием ее государственного устройства. На протяжении большей части 20 в. страной правила коалиция четырех политических партий (в разных сочетаниях). Кандидаты от этих партий выбирались в парламент в соответствии с законом, который, несмотря на некоторые усовершенствования, все еще отдает преимущество сельским округам. Делегаты от этих округов постоянно занимают значительное число мест в парламенте. Соответственно интересы аграриев в Исландии оказывали большее влияние на политику, чем в других скандинавских странах и в Западной Европе в целом. Такое несоответствие, наряду с недостаточным распределением сил в исполнительной и законодательной ветвях власти, тормозило проведение реформ, направленных на повышение эффективности сельского и рыбного хозяйства, банковской и финансовой деятельности и других отраслей. Это помогает понять, почему Исландия вместе с Норвегией, Швейцарией и Лихтенштейном не желают вступать в Европейский союз, хотя он является ее важнейшим торговым партнером.