"Нарутис": искушение роскошью.
Когда очередной экскурсовод предложила в очередной раз рассказать вещий сон Гедиминаса, вся инфо-группа белорусских журналистов дружно ответила: "Не надо, мы в курсе!" Во-первых, эту историю мы уже слышали во время предыдущей организованной прогулки по Вильнюсу. Во-вторых, ну какой же белорус не знает легенду о возникновении литовской столицы - эту внушительную, красивую историю, в которой, что интересно, сильная творческая сторона легко уживается с хронологической нестыковкой?!
Итак. Постоянно проживающий в великолепном Тракайском замке князь Гедиминас, возвращаясь с охоты, заночевал в живописных долинных местах реки Нярис. И приснился князю сон: на высокой горе ревет и воет железный волк. Если бы, пробудившись, светлейший князь не мудрил, а прямо обратился к лекарю, то, может быть, тот дал бы вельможе какую-нибудь микстурку, а заодно пояснил, как странно порою действует на организм поздний обильный ужин из свежей дичи. На этом, вероятно, эпизод и закончился бы. Но впечатлительный Гедиминас обратился за советом к жрецу Лиздейке, который растолковал княжеское сновидение монументально, в духе фатума и своей компетенции: мол, сон не пустой, надо строить город, который по красоте и мощи априори затмит все города. Согласно хронике Быховца, шел 1323 год от Рождества Христова, и это был старт строительства одной из самых замечательных восточноевропейских столиц - Вильни.
Меж тем ни для кого не секрет, что Вильнюс существовал и до Гедиминаса и был немаленьким городом, что подтверждают и документальные свидетельства, и данные археологических раскопок. Но легенда о вещем сне Гедиминаса все равно живет и процветает: может быть, потому, что она слишком странная и таинственная - как факт неожиданного озеленения некогда лысой Замковой горы. И все справочники-путеводители по Вильнюсу от сна Гедиминаса пляшут, и каждый гид норовит этот сон рассказать.
Откровенно говоря, мы бы тоже могли взвыть, как тот волк Гедиминаса, когда сверкающие желтые вильнюсские такси-мини-вэны, недолго покружив по узким средневековым улочкам, подвезли нас к четырехзвездочному отелю "Нарутис". К сожалению, в Минске таких отелей нет и не будет.
"Нарутис" ("Нарочь") - самая древняя из сохранившихся до наших дней гостиниц Вильнюса - первое упоминание о ней относится к 1581 году - и единственное подобное место в литовской столице, не менявшее адреса и назначения более четырехсот лет кряду. Но если даже ничего этого не знать, то уже при первом приближении к "Нарутису" понимаешь, что это не какая-нибудь бетонная коробка, нашпигованная коммуникациями.
Гостиница стоит в самом центре старой, исторической части Вильнюса, в ряду такой же черепичной старины. Полная аутентичность - главное отличие "Нарутиса" от прочих вильнюсских отелей. Здесь все подлинное и дышит разными эпохами. Например, на верхнем этаже гостиницы из стены немного выступает черная деревянная балка - наверное, она как-то "законсервирована", потому что ей лет 300-400. Когда-то эта балка находилась не под крышей, а на улице. (В месте нынешнего гостиничного коридора располагалась одна из вильнюсских улочек). И вот на эту балку, нынче выпирающую в коридор "Нарутиса", средневековые горожане в порядке наказания высаживали неверных, попавшихся на адюльтере мужей, после чего всякий прохожий мог приложить руку к приговору - запустить в распутника гнилым овощем или тухлым яйцом. Впрочем, на "позорной" балке историческая экзотика "Нарутиса" не заканчивается. В другом месте отеля имеется плита, которая сотни лет источает чудодейственную силу. На этот раз дело касается женского вопроса. Ходят слухи, что дамам, имеющим проблемы с зачатием, достаточно прижаться к плите и - готово: детородная функция в полном порядке.
Надо отдать должное нынешним хозяевам "Нарутиса" - чете Новицких: они бережно отнеслись ко всей той старине и аутентичности, что сохранились в гостинице. Все-таки в семейном бизнесе есть какой-то глубинный смысл, идеальная нить от прошлого к будущему. При этом в старинное великолепие "Нарутиса" отлично вписались и современный комфорт, и максимальная модернизация.
Внутренний двор отеля покрыт стеклянной крышей, что придает гостинице некоторое сходство с парижскими отелями. Сходство усиливается, когда на панорамном лифте поднимаешься вверх и видишь этажи, увитые цветами и зеленью. Номеров в "Нарутисе" немного - всего 50. Но зато каких! Ни один не повторяется. Стандарт здесь невозможен в принципе. Каждая комната имеет собственную конфигурацию и решение - интерьер, декор, обстановка. В последней, как правило, наблюдается утонченное сочетание французской мебели и литовского дуба. Все, что могли, хозяева "Нарутиса", действительно, сохранили и реставрировали: фрески на стенах, старинные сводчатые потолки. И в то же время повсюду - кондиционеры, спутниковое ТВ, интернет, прочая всевозможная электроника, тройные стеклопакеты, гарантирующие идеальную звукоизоляцию, шикарные ванные отделения с подогреваемыми полами, оборудованные по последнему слову сантехнической моды.
Главный стиль отеля - это все-таки роскошь во всем. Если взять за отправную точку обычный четырехзвездочный отель на обычном европейском приморском курорте, то "Нарутис" - это по меньшей мере 10 звезд. Не так давно в отеле открылся шикарный антикварный магазин, набитый стариной (с винтовой лестницей, ведущей в подземелье), и новый ресторан. Ресторан находится в подвале, который недавно обнаружили и откопали. И придали погребку такой вид, что теперь ресторан "Нарутис" стал достопримечательностью литовской столицы, о которой рассказывают туристам.
По официальной информации, владельцы отеля взяли за эталон британский гостиничный бизнес. И не прогадали. Собственный изысканный литовский стиль великолепно соединился с английской консервативностью. В итоге все в отеле дышит спокойствием, достоинством и уютом, а в ежегодном рейтинге 38 крупнейших гостиниц Литвы "Нарутис" занял 8-е место по общему объему продаж и услуг и 3-е - по проценту забронированных номеров. С нынешнего года "Нарутис" предлагает специальные турпакеты (уик-энд в "Нарутисе"), так что скоро, возможно, раскрученный на белорусском рынке литовский дуэт - "Стикле", "Виллон" - увеличится до трио.
Если отправиться из Вильнюса вниз по течению Няриса, то выйдешь к Балтике, если вверх по Нямунасу - то попадешь в бассейн Днепра. Если выйти из "Нарутиса" и отправиться вверх, то попадешь на Ратушную площадь, где некогда находился столб для казни, которую средневековый литовский люд без тени юмора называл "театром". А если выйти из гостиницы и пошагать вниз по улице Пилес, то через 50 м окажешься в сердце Литвы - на площади Гедиминаса. Рядышком - та самая 50-метровая замковая гора, у которой прикорнул Гедиминас и которая, будь на то воля истории, смотрелась бы еще лучше, если бы сохранились все вильнюсские замки. Когда-то в Вильнюсе их было три: Верхний, Нижний и Кривой. Кривой в незапамятные времена сожгли крестоносцы. Все, что осталось от прочих, - это башня из красного кирпича, фрагменты фундамента и оборонительной стены (Верхний замок) и колокольня (Нижний). Нижний замок литовцы вроде бы в ближайшее время все-таки восстановят, и там будет размещаться резиденция главы республики.
Украшением кафедрального собора на площади Гедиминаса является капелла святого Казимира со статуями великих князей, фресками, аллегорическими рисунками и серебряными сердечками, которые верующие дарили и дарят святому в благодарность за чудесное исцеление. В мрачных подземельях собора находятся останки литовских князей и, между прочим, нашей Барбары, которая по-своему повлияла на ход литовской истории - ведь именно из-за белорусской красавицы Сигизмунд Август предпочел Вильню Кракову.
Вильнюс сегодня - это и готика, и ренессанс, и барокко, и классицизм. Но все-таки больше барокко. А мог бы быть сплошной пламенеющей готикой, если бы не пожары и войны. Заглянем на минутку в XVI век. Период расцвета. Готический город так же известен в Европе, как Прага и Краков. Водопровод, мощеные булыжником улицы, коммерческие успехи, основание университета, Скорина печатает "Малую подорожную книжицу" и "Апостола". Золотые времена нашей общей истории!
Приход барокко в Вильнюс связан с довольно печальными событиями. Готика рушилась и гибла в войнах и пожарах XVII-XVIII вв. После третьего раздела Речи Посполитой Вильнюс вошел в состав Российской империи в ранге губернского города у черта на рогах. Новые власти не слишком церемонились с наследием иной культуры и цивилизации: например, брали камни для строительства из городских и замковых стен. Новые постройки новых хозяев красовались в пышном и богатом архитектурном стиле барокко.
Считается, что на подробный осмотр одних только вильнюсских парков смело можно выделять не меньше недели, не говоря уж о знакомстве с прочими достопримечательностями Вильнюса. Но даже если в вашем распоряжении всего пару дней и ночь - то и этого хватит, чтобы уловить тот особый вильнюсский дух, которым наполнен старый город и по которому инстинктивно все мы тоскуем. Можно даже не ходить на экскурсию и не напрягаться на исторических фактах, а просто по пути из "Нарутиса" в кабачок притормозить в переулке Пилес у памятной доски на доме, где Мицкевич закончил "Гражину". Этого будет достаточно. А можно поступить еще проще. Никуда не ходить. Вечером спуститься из номера в ресторан, заказать нежные цеппелины и, может быть, уже за полночь дождаться того момента, когда один из элегантных, с аристократическими чертами, официантов "Нарутиса" расстегнет верхнюю пуговичку рубашки, снимет бабочку и, подчиняясь просьбе дам, станцует танго. Говорят, официанты в "Нарутисе" бесподобно танцуют танго.
Автор благодарит Институт общественных связей за организацию чудесного уик-энда в Вильнюсе, а также руководство отеля "Нарутис" за радушный прием. (http://tio.agava.ru)
Источник: Лилия Кобзик