Ещё одна бывшая столица Египта - Александрия. Завоевав Древний Египет, её основал знаменитый греческий полководец и правитель Александр Македонский в 331-году до н.э., который и был похоронен здесь же. До греческого вторжения столицей были Фивы, нынешний Луксор, но поскольку Греция - морская держава, столица должна была находиться вблизи моря. Ей и стал новый город на Средиземном море. Надо сказать, что Александрии повезло. Многие греческие города, расположенные на территории Египта, затонули. Сейчас город представляет собой огромные современные многоэтажные дома, стоящие вдоль чистых асфальтированных, недавно построенных дорог. Автомобилей движется достаточное количество, но из-за широких улиц пробок, как правило, нет.
Конечно, Александр Македонский не долго задержался в Египте. (В мире насчитывается более десяти городов под названием Александрия, в странах, завоёванных великим полководцем). Правителем нового присоединённого к Греции государства он назначил одного из своих сподвижников Птолемея, по имени которого названа вся греческая династия, ставшая последней в истории Древнего Египта. (Всего насчитывается 32 династии фараонов). Новая столица должна была быть достойной со всех сторон и с архитектурной в том числе. Вот поэтому в Александрии возводилось так много храмов, дворцов. Но жемчужиной всего стал маяк, названый впоследствии одним из чудес света. Гигантский маяк был построен на рифе у о. Фарос. В основании его лежал квадрат со стороной 30м. Предполагается, что гигантский маяк поднимался над землей на 130 метров. Сначала был поставлен 70-метровый, слегка суживающийся кверху куб, на нем - 35 метровый восьмиугольник, на котором расположена круглая башня, где и размещалась собственно осветительная система; на башне - колонны, поддерживающие конусообразную крышу маяка; и все это сооружение венчала статуя Зевса. Маяк был облицован белым мрамором. К сожалению, до наших дней он не дожил, но зато помог прославить Александрию.
Ещё одно легендарное творение, связанное с не менее легендарной личностью, не дожившее до наших дней - Дворец Клеопатры. Он располагался на ныне затонувшем острове Антихоррос. В нём жила и управляла страной последняя правительница Кемета, женщина, о красоте которой сложено множество легенд.
Вообще в истории древнего Египта насчитывается семь цариц, носивших имя Клеопатра, правивших практически одна за другой. В настоящее время учёными доказано, что последняя Клеопатра была не так уж и красива., ростом около 154 см, довольно полная. Красавицей же считалась Коеопатра 2, не совершившая ничего легендарного. Всё же остальное является правдой. Клеопатра 7 действительно знала Цезаря и Марка Антония, у неё родился сын Цезаря по имени Цезарион, и она умерла от укуса ядовитой змеи. Чтобы заполучить власть старшая сестра Клеопатры устроила переворот и изгнала своего отца Птолемея - 12 из Египта, заняв трон. Но вскоре он вернулся с Римской армией и казнил непокорную дочь. Затем власть перешла в руки Клеопатры, соправителем и мужем которой стал её брат. (Клеопатре было 17 лет, а её брату 11.) Но уже через 2 года она стала единственной правительницей, избавившись от брата. Клеопатра считала себя земным воплощением Изиды и всячески старалась сохранить свою страну независимой, но не смогла долго препятствовать могучей Римской империи. Вся её хитроумная политика обрушилась в один момент, погребя в пески когда-то великое государство.
Сохранившиеся памятники Александрии главным образом могут поведать нам, как изменилась культура Египта после вторжения другой не менее интересной. Как это вторжение повлияло на сложившийся веками уклад. На эти вопросы можно ответить, посетив два места. Одно из них называется Александрийские катакомбы. Повсюду здесь расставлены предметы из серого камня, причем все они находятся в очень плохом состоянии: полуразрушенные, с трещинами, какие-то неполные. В основном это остатки основания колонн в греческом стиле и урн - небольших широких сосудов из камня. На них нет ни иероглифов, ни барельефов, лишь орнамент, состоящий из полосок и волнистых линий, характерных для греческой культуры. Интерес может привлечь место, из которого выходят люди. Снаружи оно ничем не примечательно: вход обнесен деревянными, как забор, досками, а задней части этого помещения вообще не видно. Если войти внутрь, можно увидеть очень маленькую и тесную, плохо освещенную "комнатушку". Уже от входа начинаются на стенах росписи. На них изображены большие фигуры египетских богов около метра высотой, с египетскими прическами и головами животных, но в белых не египетских одеждах, подвязанных поясами. К тому же располагаются они не так, как раньше. Все тело повернуто вбок: и голова и руки, и ноги с туловищем.
Подойдя ближе, можно увидеть в углублении барельефы меньших размеров, наверное, раза в два, на которых изображены Анубис с шакальей головой, Изида, голову которой украшают рога и солнечный диск, Осирис с зеленой кожей и на троне, Маат с весами в руках - словом все персонажи загробного суда в "Зале двух истин". Но все они одеты не в калазирисы, раскрашенные разными цветами, а в белые одежды. Вроде бы все те же боги, но в то же время совсем другие. Объяснение простое - это все египетские боги, но в греческих платьях. К тому же греки не хоронили в саркофагах, поэтому стиль усыпальниц сильно изменился. Они не навязывали своих богов, но зато изображали старых в своем стиле.
Рядом со стенами, в нишах на местах, куда должны были класть тело покойного, сохранились надписи и совсем маленькие барельефы. Потолок и пол абсолютно ровные, разрисованы лишь стены и ниши. Древние египтяне строили гробницы с ловушками, потайными ходами, а греки просто помещения, потому что не оставляли в гробницах сокровища. Во всяком случае, не во всех. Немного может смутить яркость красок. Они такие яркие и четкие потому, что когда обнаружили эти помещения, они находились в очень плохом состоянии, и их пришлось реставрировать. Кстати, греки, увидев египетские саркофаги, стали использовать их для мытья, как ванны.
Далее на пути встретится глубокий колодец, вокруг которого вниз ведет узкая винтовая лестница с перилами и неровными ступенями. До самого конца ее дорогу освещает дневной свет с улицы, который хотя и тусклый, но попадает сюда. В стенах колодца встречаются дыры, напоминающие специально вырубленные окна. Опустившись очень глубоко от поверхности земли, вы окажетесь в освещенном лишь лампами, огромном каменном помещении. Стены, потолок и пол неровные, не облицованные, серые, мрачные, без барельефов и рисунков. Воздух здесь очень холодный и спертый. Как в лабиринте расходятся широкие серые проходы, и кажется, что заблудиться здесь так же легко, как и в мастабе, хотя проходы не запутанные, а очень даже прямые и без каких-либо ловушек. Дело в том, что само место вызывает неприятные чувства и хочется уйти отсюда поскорее. Отчетливо ощущаешь, какие все-таки огромные изменения в архитектуре произошли за столь короткий промежуток времени. Первое помещение после коридора снабжено скамьями вдоль стен, сделанными из такого же серого камня, но ровные. Родственники, пришедшие навестить могилы своих предков, здесь возлежали на этом подобии тахты и принимали пищу. Когда впервые эти помещения были обнаружены, обратили внимание на наличие на полу осколков тарелок - это греки после еды разбивали посуду. Если же она оставалась целой - считалось плохой приметой. В настоящее время осколки убраны.
Далее на всех стенах располагаются ниши: друг над другом, рядами во всех стенах. Это места для умерших. Стены помещения такие же неокрашенные и не облицованные, потому что все это место было затоплено морской водой. По этой же причине не было найдено и ни одного захоронения, их все изъела соль.
Следующий проход покажется немного богаче. Он как бы делится на две части проемом. До проема, на котором изображены две гидры, над которыми красуются совмещенные короны Верхнего и Нижнего Египта и после него. Сами гидры большие, около метра в высоту, не цветные. Характер рисунка отличается плавностью линий. В обе стороны идут проходы в очень маленькие комнатки, в которых тоже находятся ниши. Эти комнаты абсолютно одинаковые, без каких-либо украшений. На стенах могут встречаться какие-то мелкие, выбитые на камне рисунки. Еще в одном небольшом помещении можно увидеть в витрине под стеклом кости. Это кости коня Боанергоса, которого обнаружили на месте захоронения Птолемея, и все долгое время думали, что это его кости, а оказалось, что скелет принадлежит его коню.
Впечатления от посещения этого места чаще всего остаются мрачные. Сразу заметно, что люди, которых хоронили здесь, не так готовились к загробной жизни, как более древние обитатели Египта. Невозможно даже уловить характер захороненных здесь. Только общее представление, никакой индивидуальности. Может даже показаться, какая-то небрежность, спешка в работе, в отличие от скрупулезности и старательности скальных гробниц 18-20 династий и мастаб. Хотя, мастаба являлась местом захоронения тоже нескольких человек. Любая гробница сама по себе должна быть мрачной. Но, в предыдущих (скальных) можно ощущать чувство покоя, испытать почтение ко всему, а здесь нет. И все же надо уважать греков за то, что они лишь добавили своего, а не уничтожили все, что им было не понятно, в отличие от римлян. Они пытались понять и сохранить культуру страны, которую завоевали. Так, например, Клеопатра седьмая, последняя правительница, знала египетскую иероглифическую письменность, и участвовала во всех древних церемониях. А вот пришествие римлян в Египет привело к варварскому уничтожению диких животных, которые раньше обожествлялись, полное непонимание и пренебрежение к прежней культуре.
Второй исторический памятник, не менее наводящий на размышления, называется Помпейская колонна. Когда-то на её месте стоял прекрасный храм бога солнца Амона Ра, сейчас же лишь одна одинокая колонна и несколько небольших сфинксов напоминают нам об этом. Она тоже находится в парке на открытом воздухе. Асфальтированная узкая дорожка ведет от пункта пропуска до лестницы, идущей на высокую горку среди густой растительности. По обеим сторонам дорожки стоят тоненькие и невысокие, около 1,5 метра высотой, колонны. Расширяющиеся снизу и сверху, покрытые волнистыми и линейными росписями. Вдруг между ними появляется небольшая статуя лежащего льва. Львенок лежит наверху колонны, раза в два шире остальных, боком к аллее, и повернут мордашкой, спрятанной в гриве, к лестнице. Очень милая работа, но явно не египетская. Египтяне не изображали так животных. Тем более львов. На верху возвышенности стоит одинокая, высокая колонна, тоже не типичная для египетской архитектуры. Колонна уходит высоко в небо беловато-серой полосой. Основная её часть цилиндрической формы, украшенная линиями, идущими вниз по вертикали от квадратной плиты с выпуклыми волнообразными украшениями до нижнего прямоугольного куба с такими же барельефами. Рядом с ней на небольшом возвышении находится маленький "скарабейчик", похожий на карнакский. Вокруг валяются разбросанные камни, большие и совсем маленькие из такого же материала. На некоторых из них можно заметить остатки украшений, как и на колонне. Вся картина дополняется пятью сфинксами, возлегающими в стороне. Два из них совсем целые с человеческими головами, в двойных коронах и повязанных на голове платках, с львиными туловищами, располагаются на высоких, метра полтора, возвышенностях прямоугольной формы. У двух других от времени откололись головы, а от одного остался лишь постамент, на котором он лежал, и немного туловища. Они стояли через 5-7 метров друг от друга. Это все, что осталось от когда-то стоявшего здесь храма. Осматривая сфинксов и колонну, можно подумать о том, как не качественно строили в греко-римский период. Храмы древнего периода стоят почти целые: стены, множество колонн, статуи, барельефы и даже в некоторых местах сохранился потолок. Здесь же сфинксы и одна колонна среди кучи камней. А разница в возрасте иногда составляла 3000 лет. На этом примере становится ясно то, что древняя технология долговечных построек уже к этому времени была утеряна. "Знания потеряны, мудрость забыта, люди снова изобретают колесо". А многие считают античный период более развитым, чем древнеегипетский. Побывав в Египте и осмотрев места всех исторических периодов, понимаешь, что это мнение не верно. Во всяком случае, такое впечатление может сложиться.
Людей здесь, как правило, совсем мало, а в воздухе царит покой, и лишь чувство огорчения за конец великой цивилизации, как Кемет, Древний Египет, проявляется наиболее остро. Если бы только жрецы не таили свои знания от людей, они наверняка дошли до наших дней. Беда заключалась, наверное, и в том, что жрецы не записывали информацию, а передавали ее устно следующему поколению жрецов. Хорошо хотя бы то, что греческие философы, обучавшиеся в Египте у жрецов, писали на основе полученных знаний труды. Например, Пифагор, Геродот и их ученики.
Памятники Александрии резко отличаются от храмов в Эдфу и Ком Омбо, хотя и были возведены примерно в одно время. Это случилось потому, что больший процент жителей Александрии составляли греки, а в Эдфу и Ком Омбо остались коренные египтяне. Они лучше знали секреты долговечности.
Современную культуру Александрии представляет дворец короля Фарука (годы правления 1937-1952) и парк возле него. Там сейчас резиденция египетского президента, поэтому посмотреть дворец изнутри не пускают. Зато его хорошо видно с набережной.
Нельзя не отметить особенную природу Александрии. Из-за разницы в климате в Александрии растительности намного больше и она разнообразнее, чем в других местах. Песка практически не наблюдается. А вместо пальм растут вытянутые невысокие деревца, больше похожие на кустики. Их листва не яркая, какая-то серо-зеленая, обвивает ствол уже почти от самой земли, и, проходя ровным слоем до верха, сужается там, делая верхушку заостренной. В воздухе сильно пахнет водорослями и рыбой. На причале сидят рыбаки с длинными удочками и ведрами для улова. Средиземное море холоднее Красного, поэтому в феврале возле него практически нет купающихся, лишь прогуливающиеся медленным шагом иностранные туристы (русские редко приезжают сюда) и местные жители, многие в европейских одеждах, а женщины даже без платков на голове. Вода немного зеленоватая с барашками на волнах, плещется о каменистый берег, который наполовину засыпан песком, но не таким ярким, как в других местах Египта. Здесь февральское сочетание цветов больше говорит об осени, чем о лете, хотя на улице тоже тепло и радостно.
Я бы сказала, что Александрия самый современный город Египта.
Источник: Елена Хвощёва