Азербайджанская национальная одежда создавалась в результате длительных и сложных процессов развития материальной и духовной культуры народа. Одежда тесно связана с историей народа, она более всех других элементов материальной культуры отражает национальную специфику народа и относится к числу устойчивых этнических признаков. В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, проявившиеся и в создании определенных его форм, и в украшении художественными вышивками, в ткачестве и вязании.
Азербайджан в XVII веке являлся крупной шелководческой областью Ближнего Востока, а ширванская провинция – главным районом шелководства Азербайджана. Важнейшими центрами производства шелковых тканей в Азербайджане были Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки, Шуша. Здесь производили удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров ткани, шелковые женские головные платки и др.
Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.
Мужской костюм, так же как и женский, в основном был единым во всех историко-этнографических зонах Азербайджана. Вместе с тем в костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.
Детская одежда по своей форме была идентична одежде взрослых. Она отличалась от нее только размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев. Азербайджанская женская одежда XIX – начала XX веков состаяла из нательной и верхней одежды, которая в свою очередь, подразделялась на плечевую и поясную. Верхняя плечевая женская одежда состояла, в основном, из уст кейнейи, чепкена, архалыга, хез эшмяк.
Уст кейнейи (верхняя рубаха) имела прямой покрой без плечевого шва с разноцветной ластовицей. Рубахи шили обычно из шелка канауса и файа.
Чепкен – вид верхней женской плечевой одежды на подкладке, с ложными рукавами. Чепкены шили из тирьмы, бархата и различных шелковых парчевых тканей.
Архалыг – широко распространенная по всему Азербайджану разновидность верхней женской плечевой одежды. Их шили из тирьмы, различных шелковых парчевых тканей и бархата.
Лаббада – короткая верхняя плечевая одежда. Ее изготавливали не стеганой подкладке из тирьмы, бархата и различных парчевых тканей.
Кюляджа – верхняя женская плечевая одежда. Ее шили на подкладке, из тирьмы и бархата.
Бахари – верхняя женская плечевая одежда на стеганой подкладке. Шилась обычно из бархата.
Кюрдю (стеганая безрукавка) – верхняя женская одежда. Ее шили из тирьмы и бархата, украшали мехом и вышивали гладью.
Эшмяк – стеганая женская верхняя одежда, шитая из тирьмы и бархата. Ворот, подол и рукава обшивали мехом хорька. Внутри также подбивали мехом хорька, украшали золотыми кружевами и различными тесемками.
Верхняя поясная женская одежда состояла из нескольких туман (юбка), чутбалаг (парная юбка) и чахчур (поясные верхние шаровары).
В городах при выходе на улицу женщины поверх юбок надевали чахчур.
Верхняя национальная одежда мужчины состояла из уст кейнейи (рубахи), архалыга, габы, чухи (плечевая одежда).
Однобортный ил двухбортный архалыг шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
Габа – верхняя мужская плечевая одежда. Шили ее в основном из тирьмы.
Чуха – верхняя мужская плечевая одежда – обычно была отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
Кюрк – шуба из овчины мехом внутрь, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.
В комплект национальной одежды входили различные виды головных уборов и обуви.
Головные уборы.
Головные уборы женщины по расцветке, красоте и разнообразию были очень привлекательны и интересны. Сюда входили шелковые келагаи, чалмы, наз-назы (фабричного производства), тесек (чепец), орпек, лечек, чадра и др.
Одним из распространенных видов головного убора был шелковый платок - келагаи. Следует отметить, что при его ношении существовали возрастные и социальные различия: пожилые женщины носили более темные цвета - черные, темно-синие, а молодые более яркие - белые, бежевые, ярко-голубые и др. Повязывали келагаи различными способами. Другим видом женского головного убора были тесек (его называли гадын папахы) - чепец. В зависимости от вида вышивки, которой украшался тесек, были известны различные его наименования: мирвари папах, гызыл папах, айулдуз. Чепец имел несколько функций: сохранять прическу, скрывать волосы от постороннего взгляда, основное же назначение его было в том, чтобы шелковой платок, повязанный сверху, не соскальзывал. Как чепец, так и завязки украшались. Их вышивали жемчугом, штампованными золотыми фигурными бляшками или же украшали золотошвейной вышивкой. Пожилые женщины край чепца часто обшивали бафтой или мишурой. Поверх чепца надевали большой шелковый или бумажный платок, сложенный углом, и концы его завязывались сзади.
Одним из элементов женской одежды была специальная головная повязка - чутгу из темного материала (черного или темно-синего сатина, атласа, ситца и др.). Она шилась в виде узкого чехла, открытого с обоих концов. Чутгу повязывали вокруг головы узкой ленточкой (одновременно прикрыв ею лоб). В чутгу собирали волосы или косички и закладывали их на спину. Это было удобно во время домашних и полевых работ. Таким образом, чутгу имел и гигиеническое, и утилитарное назначение. Поверх чутгу, как правило, носили платки или покрывала (чаршаб, орпек, шал и др.), шелковые или хлопчатобумажные. Чутгу бытовал в Азербайджане до 40-х годов XX в.
Среди зажиточных слоев общества были широко распространены такие головные уборы, как наз-назы и газ-газы (народная терминология), надеваемые в торжественные дни, и шали, которые в зимнее время покрывали голову или накидывались на плечи (они заменяли верхнюю теплую зимнюю одежду) [В Азербайджане в прошлом, так же как и сейчас, в некоторых отдаленных местах не носили пальто. Верхнюю одежду заменяли шерстяные шали местного или фабричного производства.]. Шали были фабричного производства. Несколько слов о чалме и динге. По сравнению с другими головными уборами они были менее известны, т.к. их завязывание отнимало у женщин много времени. Так, чалму наматывали на головной платок или арахчын. Поверх чалмы надевали еще один платок. В некоторых регионах чалма закреплялась на голове специальными крючками. Только в Ширване бытовало несколько способов накручивания чалмы . Для завязывания динге использовали шаль. Динге был более сложным головным убором, чем чалма. Однако, как и чалма, он закреплялся на голове крючком.
Самым простым элементом женского головного убора был лечек (платок прямой или треугольной формы). Лечек завязывали во время домашних работ, а также когда красили голову хной. В городах женщины при выходе из дома должны были надевать чадру, которой закутывалась вся фигура. Женщины-крестьянки чадру надевали очень редко, лишь иногда при выезде из родного села на дальнее расстояние. Обычно ограничивались прикрыванием рта и носа частью головного платка (яшмаг). Богатые женщины надевали атласные, а бедные сатиновые или бязевые и из клетчатой сарпинки чадры различных тонов. Помимо чадры женщины в городах иногда закрывали лицо занавеской с кружевной сеткой для глаз.
У азербайджанцев папаха считалась символом мужества, достоинства и чести. Потерять ее считалось большим позором. Кража у кого-нибудь папахи расценивалась как враждебный выпад против ее хозяина. Сбить папаху с головы мужчины означало нанести оскорбление ему и всему его роду. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины при любых обстоятельствах папаху с головы не снимали (даже во время приема пищи), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось позорным появляться в общественных местах без головного убора.
Основным головным убором у мужчин были папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол). Существовали их различные формы и локальные наименования. Один из авторов конца XIX в. так описывает процесс изготовления папах: "Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха". В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа папах: в виде конуса и усеченного конуса; круглой формы с плоским матерчатым суконным донышком; папаха, формой напоминающая вмятый с одной стороны конус; меховая папаха с остроконечной верхушкой столбиком из синего сатина. Самыми простыми и широко распространенными традиционными папахами были - мотал папах или чобан папахы. Их изготовляли из длинноворсового овечьего меха, они имели форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения. "Щищ папахы" или "бей папахы" изготовляли конусообразными или остроконечными. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название - бухара папах, т.к. мех для этих папах привозили из Бухары. Их носили только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.
В Гарабаге папаха с матерчатым верхом была известна как "йаппа папаг" (или "гара папаг"). Такие папахи различались и по цвету - гызыл папах (золотая) и гюмюш папаг (серебристая). В Нухинском уезде папаха называлась дагга (тагга) папах и верх ее шили из бархата.
В Азербайджане существовали еще следующие виды головных уборов: башлык, тюбетейка (арахчын, тэсэк), тескулах, эммаме (чалма) и др. Башлык состоял из капюшона и длинных закругленных концов, которые обычно обматывались вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти. Подкладку башлыка шили из цветной шелковой материи, т.к. когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
Арахчын и тескулах были не самостоятельными головными уборами, их одевали под другие головные уборы (папаха, чалма). Они являлись типичными традиционными головными уборами азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века. Арахчыны шились круглыми из разных тканей, облегающими голову, обязательно однотонными на подкладке. Арахчын за пределами села без папахи носить считалось неприличным, это разрешалось только детям. В повседневной же жизни дома арахчын могли носить и без папахи. Что касается тескулаха, то его одевали на ночь люди пожилого возраста.
Среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.) бытовал головной убор тюрбан-эммаме (вид чалмы). В Азербайджане был широко распространен белый тюрбан. Высшее духовенство носило зеленые тюрбаны.
Азербайджанские мужчины носили бороду и усы, причем старшее поколение носило длинные бороды, а молодые коротко подстригали бороду (это называлось хэтт). Некоторые мужчины носили только усы. За усами и бородой, особенно в зажиточных семьях, регулярно ухаживали. В городах мужчины применяли специальный крем (быг ягы) для смазывания усов. Существовали специальные расчески для бороды и усов (саггал дарагы).
Что касается прически, то здесь можно сказать, что более пожилые мужчины обычно свои головы брили наголо. Молодые люди сбривали макушку головы от лба до затылка узкой полосой, по бокам оставляя волосы, которые свисали на уши в виде локонов. Эта прическа называлась - "ян бирчек" (букв.: «боковой локон»). Один из видов прически мужчин был известен как "дал бирчэк", когда стригли волосы от лба до темени. Некоторые молодые мужчины оставляли на голове пучок волос (кекил). Эти виды причесок можно было встретить по всему Азербайджану - в одном и том же регионе одновременно.
Женская и мужская обувь. В XIX - начале XX в. в Азербайджане существовало несколько видов мужской и женской обуви. Самым распространенным видом обуви у азербайджанцев, особенно среди крестьян, были чарыхи, шитые либо из сыромятной кожи (ген/кен) крупного рогатого скота, обработанной самими крестьянами, либо из кожи, которая обрабатывались более совершенным способом - ашыланмыш кен. Последние были более дорогими и их носили состоятельные крестьяне, а из сыромятной кожи (как дешевые) - бедные. Чарыхи одевали поверх шерстяных носков или обмоток (патава, долаг) из хлопчатобумажной ткани. Бедные крестьяне носили их как повседневно, так и в праздничные дни. Встречалось несколько видов чарыхов - текбурун, ширази, гызгайтаран, шатыры, гушбурун, ширвани, калмани, ширмаи и др. Чарыхи завязывались двумя типами шнурков - либо плетеным шерстяным (тохунма баг), либо скрученным (ешмэ баг). Длина каждого из них доходила до 130-150 см в зависимости от типа носков. Если носок одевали до колена, то шнур использовали длинный.
Другим видом обуви были легкие чувяки (мэхс), которые шили в основном из черного сафьяна, они были без каблуков, поэтому их носили в основном дома. Наиболее распространенным видом обуви для обоих полов, особенно в городах, были кожаные башмаки на каблуках (поллу башмаг, мехмери башмаг), без задников, с вздернутым носом. Заказывали их в городах сапожникам (башмагчы). Эти башмаки шили из сафьяна, бархата или кожи, привезенных из Ирана. Носили их как мужчины (мердане башмаг), так и женщины (зенане башмаг).
В Баку и на Абшероне бытовали мужские легкие летние чусты без каблука под названием - дубенди, шитые из юфти (мешин). Они завязывались двумя шнурами и считались повседневной обувью.
С конца XIX - начала XX в. местная обувь вытесняется европейской. Последняя начала распространяться в городах среди местной буржуазии, а затем в сельской местности. В результате число башмагчы к концу XIX в. резко сократилось.
Одним из основных элементов национальной обуви (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные и хлопчатобумажные узорчатые носки (джорабы). В Азербайджане не было такого места, где бы не носили джорабы. Вязали их женщины, для чего употребляли как овечью, так и верблюжью шерсть. В холодной зоне джорабы вязали с длинными голенищами (узун богаз) и плотные, а на низменности, где был умеренный климат, с короткими голенищами (гыса богаз). Носки были как повседневные, так и для торжественных случаев. Узорчатые носки шли на продажу, их обменивали на сельскохозяйственные продукты. В Гарабаге вязали джорабы с ковровым орнаментом (из называли "гебе джорабы"). Особое внимание обращали на красоту носков, входивших в приданое невесты. Лучшие образцы носков переходили из поколения в поколение.
В отличие от мужских, женские носки обычно были яркие, многоцветные, с красивым и сложным рисунком и густой, насыщенной гаммой красок. Мужские носки в большинстве случаев были одноцветные или с простым орнаментом (белые, черные и т.п.). Для завязывания носков имелся шнур с кисточкой из той же шерстяной нитки. Несмотря на то, что имелись разные региональные типы носков, способы вязания не отличались друг от друга. Разнообразным был только орнамент.
Источник: http://kitab.odlar-yurdu.ru/