Ковроткачество является одним из наиболее древних и широко распространенных видов азербайджанского народно-прикладного искусства. Этот излюбленный азербайджанским народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык узора, его колорит были близки и понятны каждому. Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых и поныне радует и удивляет.
Великолепные ковры и ковровые изделия созданные руками азербайджанских мастериц украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне, музей текстиля в Вашингтоне, музей Азербайджанского ковра и музей истории Азербайджана в Баку. В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в Азербайджане и вывозе их в развитые страны. В старинном народном эпосе деде Коркуд (XI-XII вв.) особо восхваляются пурпурные азербайджанские ковры. Фламандский путешественник, монах Рубрук (XIII в.) и венецианский путешественник Марко Поло (XIII в.) также восторгались красочными азербайджанскими коврами.
И не случайно, уже начиная с XV века азербайджанские ковры изображались на полотнах европейских художников Ганса Гольбейна, Ганса Мемлинга и других. О прекрасных азербайджанских коврах упомянуто в записках английского путешественника Антония Дженкинсона (XVI в.) и голландского мореплавателя Яна Стрейса (XVII в.). По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые.
Безворсовые ковры намного древнее ворсовых, отличаются самобытном узором и ярким калоритом. Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, джеджим, килим, шедде, верни, зили, сумах - представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка.
Ярко выделяются ворсовые ковры с многочисленными схемами и богатыми орнаментальными мотивами. Ворсовые ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязанияспособом "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые - халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные - даст халы, гяба, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это - во все разнообразии форм, мотивов, художественных идей.
Цветовая палитра ворсовых ковров соответствует всем цветам радуги. Названия их в основном связаны с названиями местностей, где они производились.
Всемирно признанное искусство азербайджанского ковра дало возможность в настоящее время выделить их в семь школ: Баку, Гянджа, Гарабах, Ширван, Куба, Казах, Тебриз. Губинсие ковры "Пирябедиль", "Гымыл", "Сырт-чичи" поражают тонкостью выделки и мелким растительным рисунком, убористой цветовой гаммой ярчайших красок, ширванские "Мугань", "Табистан", "Шильян" больше тяготеют к наиболее древним композициям, со строгой идеей ритма и спокойным, монументальным колоритом. Гарабахские ковры "Ханлыг", "малыбейли" "Лямпа" вбирают в себя мастерство композиции, изобретательность фантазии, красочность колорита, а бакинские "Хили-Бута", "Новханы", "Фатмаи" привлекают тонким рисунком и сложнейшим орнаментом. В грубошерстных, с бархатном переливом коврах Гянджи и Газаха "Фахралы", "Шихли" и "Борчалы" - крупные стилизованно-упрощенные геометрические построения, в тебризских "Сараби", "Афшан", "Лечек-турундж" - декоративная вязь орнамента, круговые и спиральные формы декора, создающие образ вечной гармонии мира.
Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-истрическими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это "Овчуллуг" - охотничие ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.
Источник: http://kitab.odlar-yurdu.ru