Бывают ли в Корее "информационные войны"?
В последние годы мы, россияне, столкнулись с новой напастью – «информационными войнами» телеканалов. Нас уже не удивляет, когда нам демонстрируются то голые якобы генеральные прокуроры, то якобы больные суставы премьер-министров, то якобы свидетели убийств якобы заказанных мэром одного очень крупного города… В особо крупных размерах изливается на нас этот мутный поток перед очередными выборами, а также во время яростной дележки очередного алюминиевого завода или нефтяного месторождения. Сейчас, наверное, каждый дошколенок понимает, что «дяди с телевизора» говорят друг о друге гадости вовсе не потому, что им хочется донести до зрителей правду. Главная причина «информационных войн» – столкновения финансовых империй и их интересов, а «дяди с телевизора», отрабатывая свои немалые зарплаты, лишь послушно кусают тех, на кого их натравили всем хорошо известные хозяева телеканалов (а также «заводов, газет, пароходов»). Российские телеканалы в своем большинстве принадлежат пресловутым олигархам, свирепые журналисты находятся у тех же олигархов на финансовом содержании, а, как говорит циничная поговорка, «кто девушку платит, тот ее и танцует». Это обстоятельство и привлекает наше внимание к тому вопросу, о котором как-то раньше мы особо не задумывались: а кому же, собственно, принадлежит «свободная пресса» и, особенно «свободное телевидение»? Об этом я и хочу сегодня рассказать (на примере Кореи, конечно).
Как хорошо знают те из наших читателей, которые живут или жили в Корее, сейчас здесь существует 4 основные телевизионные компании: KBS (в двух ипостасях – KBS-1 и KBS-2), MBS, EBS и SBS. Названия у компаний английские, что в целом весьма типично для современной Южной Кореи, в которой язык главного союзника играет особую роль. Кроме этого, существует и телекомпания AFKN, но она принадлежит американской армии, вещает на английском и пользуется своей собственной сетью передатчиков, поэтому о ней сегодня мы говорить не будем.
Самой старая из корейских телекомпаний – KBS, основанная еще в 1961 году. Каналы KBS играют роль корейской «первой программы». Телекомпания эта является как бы голосом официального Сеула, и не удивительно, что она целиком принадлежит государству (собственно, ее корейское название и означает «корейская государственная телекомпания»). Кстати сказать, KBS подчиняется и корейское иновещание, местный вариант «Голоса Америки». Одна из особенностей канала KBS-1 – это отсутствие там рекламных вставок (с 1994 года). Однако телевидение – штука очень дорогая. Одна получасовая серия корейской «теледрамы» обходится в производстве, например, в кругленькую сумму: от 50 до 110 тысяч долларов. Понятно, что эти деньги надо откуда-то брать. В России деньги телекомпаниям отчасти приносит реклама, а отчасти – олигархи, которые в обмен получают возможность используют канал в своих политических целях. Корейский же «безрекламный» государственный канал KBS –1 существует за счет специальной «абонентской платы», которую все жители страны вносят автоматически: она просто включается в счета за электричество. Плата эта невелика, но, как говорится, «с миру по нитке», так что в 1996 году (более новых данных у меня нет) канал получил примерно полмиллиарда долларов в качестве таких обязательных отчислений. KBS-2, другой канал, принадлежащий той же компании, несколько менее официален и серьезен. Там появляются рекламные вставки, которые, собственно, и кормят канал.
Мало кто знает, что телеканал MBS долгое время принадлежал тому же самому государственному KBS, являясь его дочерним предприятием. Создали MBS в 1969 году, и с самого начала он «специализируется» на развлечениях и культуре. MBS чуть пораскованнее своих соседей, и развлекательных шоу-программ на этом канале заметно больше. Контрольный пакет MBS находится опять-таки в руках государства. Государству принадлежит 2/3 акций, а остальные распределены среди нескольких частных владельцев.
Образовательный канал EBS до 1990 г. был собственностью того же самого государственного KBS. Сейчас этот канал контролируется Министерством образования, но по-прежнему принадлежит государству. Транслирует он в основном учебные и научно-популярные программы.Легко догадаться, что канал EBS в целом убыточен, но убытки его компенсируются из бюджета, ведь речь идет об народном образовании.
Из корейских телекомпаний частной в точном смысле слова является только телекомпания SBS, но и у нее нет одного владельца. Акциями этой станции владеют 29 различных корпораций. По корейским законам, в руках одного физического или юридического лица не может находиться более 30% акций телеканала или радиостанции, так что ни одна из этих 29 фирм не имеет и не может иметь контрольного пакета.
Таким образом, все телевидение в Корее является государственным или, в лучшем (худшем?) случае – полугосударственным. Какое-то присутствие частных компаний заметно, пожалуй, лишь на рынке кабельного телевидения. Хорошо это или плохо? Как обычно, на такой вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны – плохо. Чтобы там не говорили, но государственный контроль означает цензуру – не всегда прямую, но всегда вполне реальную. У властей есть возможности замолчать неугодные им факты, и вообще формировать общественное мнение «на заказ». С другой стороны, такой возможности лишены корейские олигархи, которые не могут использовать телевидение в своих политических целях. Кроме того, государственный контроль означает и то, что корейское телевидение играет в обществе некую, я бы сказал, стабилизирующую и успокаивающую роль. Все, кто бывал в Сеуле, хорошо знают, что назвать корейское телевидение легкомысленным никак нельзя: серьезный тон дикторов, тщательно выверенный баланс «позитива» и «негатива» в новостях, почти полное отсутствие «обнажёнки» и «расчленёнки», к которым так привыкли российские зрители в последние годы, и, что особо важно, в целом беспристрастная оценка действий как правительства, так и его противников (хотя порою легкое "подсуживание" правительству очевидно, оно носит очень умеренный характер). Отчасти в этом отношении оно напоминает былое советское телевидение, хотя корейские программы в целом куда интереснее той видеопродукции, что демонстрировалась по советскому ТВ во времена «позднего застоя». В любом случае, корейские телезрители не становятся невольными жертвами «информационных войн», а мастера дезинформации в Корее находят применения своим разнообразным талантам за пределами телестудий.
Просто уличная сценка в г. Осане (50 км от Сеула)
Источник: А. Н. Ланьков