«DAEWOO»: ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ КОРЕЙСКОГО ГИГАНТА

«DAEWOO»: ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ КОРЕЙСКОГО ГИГАНТА
Едва ли не главным событием в экономической истории Кореи последних лет стало банкротство холдинга «Daewoo», второго по размерам корейского конгломерата, предприятия которого в середине девяностых годов производили 5% всего ВВП страны (и более 10% экспорта). Крах «Daewoo» в 1999 г. вызвал шок у многих корейцев, которые в течение многих десятилетий уверились в неуязвимости чэболь – огромных многопрофильных семейных холдингов, которые определяют лицо корейской экономики и которые до недавнего времени пользовались безусловной поддержкой правительства. Шок усиливался еще и тем обстоятельством, что руководитель «Daewoo» Ким У Чжун еще недавно был живым символом и главным гуру корейского бизнеса, олицетворением динамизма и успеха.
РОЖДЕНИЕ ДИНОЗАВРА
«Daewoo»-- самая молодая из корейских чэболь. «Samsung» появился в 1938 г., «Hyundai» – в 1947 г., а «Daewoo» была основана в 1967 г. – во времена, когда и Ли Бён Чхуль («Samsung»), и Чон Чжу Ён («Hyundai») уже вовсю делали свои миллионы.
В 1967 г. Ким У Чжуну (Kim Woo-choong) исполнилось тридцать лет, что делало его самым молодым из отцов-основателей корейских чэболь. К тому времени он уже 7 лет проработал в экспортно-импортных компаниях, где снискал известность своей предприимчивостью, которая, как и требовалось в те времена, порою плавно переходила в несколько прохиндейский авантюризм. Одна из самых известных историй такого рода: молодой Ким купил образцы тканей в Гонконге и прибыл с ними в Сингапур, где выдал их за корейские. Получив там заказов на 300 тысяч долларов, он вернулся в Корею и в короткие сроки сумел организовать производство аналогичных тканей, которые и отправил заказчикам. Именно экспортом тканей по первоначальному плану и должна была заниматься компания «Daewoo» («Вселенная»). Будущая чэболь была основана на капитал в 5000 долларов, по большей части взятых в займы у родственников и друзей Ким У Чжуна, а в ее штате было всего 5 человек. По молодости Ким даже не смог стать формальным руководителем компании: в Корее статус прямо пропорционален возрасту, и ни один уважающий себя бизнесмен не стал бы всерьез воспринимать фирму, во главе которой стоит тридцатилетний сопляк. Чтобы выйти из положения, Ким попросил самого старшего из своих друзей, которому к тому времени было уже около 40, формально занять председательское кресло.
Несмотря на такое скромное начало, компания росла стремительно. Ким У Чжун сочетал авантюризм и бешенную энергию с удивительной работоспособностью и почти демонстративным пренебрежением к житейским удовольствиям (в отличие о большинства своих коллег, он не пил спиртного и был равнодушен к женскому полу). По рассказам коллег, первый раз в жизни он взял отгул в 1990 г., когда его сын погиб в автокатастрофе. Однако всех этих личных качеств было недостаточно для того, чтобы превратить «Daewoo» из успешной второразрядной фирмы в настоящую чэболь. В Корее шестидесятых и семидесятых олигархами не рождались и даже не становились – ими назначались. Страной правила военная диктатура, и ее глава – генерал Пак Чжон Хи мечтал о превращении нищей аграрной Кореи в процветающую индустриальную державу. Генерал и его советники отнюдь не были поклонниками рыночного либерализма, и не стеснялись вмешиваться в экономику, если считали такое вмешательство необходимым. Пак Чжон Хи последовательно отбирал те компании, которые казались ему перспективными, и обеспечивал им серьезные привилегии, в первую очередь – экспортно-импортные квоты и льготный доступ к внутренним и внешним займам (банки в то время были национализированы). Главная цель правительства была очевидна: избежать распыления скудных ресурсов и стимулировать концентрацию производства, без которой было невозможно в кратчайшие сроки создать в стране тяжелую промышленность (а именно на тяжелую промышленность сделал ставку Пак Чжон Хи). В обмен на привилегии, избранные фирмы должны были дисциплинированно исполнять «рекомендации» властей, в первую очередь – всемерно развивать экспорт. Именно эти фирмы со временем и стали чэболь (этот термин можно приблизительно перевести на русский как «финансовые олигархаты»). Разумеется, такая система неизбежно создавала условия для коррупции, но до смерти Пак Чжон Хи в 1979 г. ситуацию в целом удавалось держать под контролем. Хозяином положения оставалась власть, а не бизнес.
К 1970 г. список избранных уже в целом сформировался, и новичку попасть в их число было непросто. Однако Ким У Чжуну это удалось. Решающую роль сыграли причины личного характера: отец Ким У Чжуна, погибший во время Корейской войны, в тридцатые годы был школьным учителем, и среди его учеников был никто иной как сам Пак Чжон Хи, в те времена – просто талантливый мальчишка из нищей и многодетной крестьянской семьи. Узнав, чьим сыном является энергичный, удачливый и скандально молодой предприниматель, Пак Чжон Хи, не забывший своего наставника, взял Ким У Чжуна под покровительство.
Уже в начале семидесятых, еще являясь не слишком крупной фирмой, «Daewoo» стала инвестировать в новые отрасли. Подобно руководителям других чэболь, Ким У Чжун агрессивно проводил линию на максимальную диверсификацию компании и ее рост, пусть даже и за счет рентабельности. Впрочем, была у Ким У Чжуна и личное пристрастие: приобретение бесперспективных компаний, которые он превращал в прибыльные. К 1976 г. в составе холдинга «Daewoo» было уже 23 компании, на которых работало 35 тысяч человек. В 1978 г. по личному распоряжению («просьбе») Пак Чжон Хи холдинг установил контроль над строящимися верфями, а к середине восьмидесятых годов верфи «Daewoo» вошли число крупнейших кораблестроительных предприятий мира. В 1978 г. холдингом было приобретено автомобильное производство, которое в 1983 г. стало компанией Daewoo (первоначально – совместное предприятие с «General Motors»).
Подобно почти всем чэболь, «Daewoo» представляла из себя семейный холдинг. В чэболь влияние рядовых акционеров на принятие решений ничтожно, многочисленные дочерние компании контролируются лично владельцем и его семьей. Правда, харизма Ким У Чжуна означала, что его семья, его братья и племянники, была несколько отодвинута на второй план – в отличие от, скажем, «Hyundai», где грань между заседанием совета директоров и совместным обедом братьев Чон провести было непросто. Тем не менее, и руководство «Daewoo» состояло из родственников Ким У Чжуна, а также его школьных и университетских друзей. В этом были свои преимущества. Как заметила Лакшми Накарми, специально занимающаяся корейским концернами, «эти люди знали Председателя достаточно хорошо для того, чтобы напрямую предупреждать его в тех случаях, когда его грандиозные идеи представляли из себя бред». По мнению Накарми, постепенная замена ветеранов новыми людьми реально ухудшила положение в руководстве концерна: новые топ-менеджеры уже не решались открыто спорить с Председателем.
В начале девяностых годов «Daewoo» находилась на пике своего могущества, являясь по объему продаж (80 млрд. дол. в год) второй, после «Хёндэ», чэболь Кореи. Холдингу принадлежало более 40 фирм, на которых работало 320 тысяч человек. Одним из первых Ким У Чжун, сохранивший свою склонность к риску, решил инвестировать в странах Восточной Европы и в СССР-СНГ. Представители «Daewoo» появились в СССР еще до официального установления дипломатических отношений между Москвой и Сеулом. В Узбекистане «Daewoo» построила автосборочный завод («Уз-ДЭУавто», проектная мощность 200 тыс. машин в год, реальный выпуск – около 50 тыс.). Аналогичный проект совместно с «АвтоЗАЗом» начал реализовываться и на Украине, но его во многом подкосили как трения сторон, так и начавшийся общий кризис холдинга. Автомобильные производства были развернуты в Польше ("Daewoo-FSO", в 2000 г. выпущено 107 тыс. машин) и в Чехословакии. В предкризисном 1996 г. примерно 85% всех корейских инвестиций в страны Восточной Европы делалось именно «Daewoo». Холдинг активно действовал также в Индии, Иране, Индонезии. Сам Ким постоянно жил за границей, на месте руководя своими глобальными начинаниями, и лишь изредка появлялся в Корее, где к тому времени его воспринимали как живую легенду корейского бизнеса.
Масштабные проекты означали масштабные инвестиции. Подобно другим чэболь, «Daewoo» активно пользовалась заемными средствами. Во многом это было вызвано нежеланием руководства прибегать к иным способам увеличения капитала – например, к выпуску дополнительных акций: семейные кланы вовсе не стремились оказаться в зависимости от воли собрания акционеров. С другой стороны, банки охотно давали чэболь кредиты. Считалось, что такие кредиты не связаны с особым риском – в случае каких-то проблем у крупной фирмы ей на помощь придет правительство. Для такого подхода были основания: в прошлом государство не раз брало на себя обязательства оказавшихся на грани банкротства чэболь (фирмы помельче рассчитывать на такие привилегии не могли, и кредиты им, соответственно, давали не так охотно). Наконец, и рекордные темпы экономического роста заставляли банкиров верить в то, что любой риск в конечном счете будет оправдан. В результатом задолженность «Daewoo» к середине 1990-х достигла огромных размеров. Отношение задолженности к собственному капиталу (debt-equity ratio) в 1996 г. составило 3,4:1. В этих условиях холдинг и встретил азиатский кризис 1997 г.
КРАХ
Осенью 1997 г. кризис, начавшийся в Таиланде, достиг Кореи. Курс корейской воны упал с 800 до 1500-1600 вон за доллар. Несколько чэболь из второго-третьего десятка – а также многие тысячи компаний помельче – обанкротились под бременем гигантской задолженности. Правительство, получив через МВФ специальный стабилизационный пакет (58,4 млрд.дол), приступило к спешному реформированию корейской экономики. Главным элементом программы реформ должна была стать реорганизация чэболь. Чэболь следовало разукрупнить и превратить из многопрофильных компаний в специализированные, а также существенно снизить их задолженность и увеличить влияние акционеров (за счет влияния кланов основателей).
Подобно другим чэболь, в 1997-1999 гг. «Daewoo» пыталась провести реструктурирование. Один за другим было принято три плана реорганизации, ни один из которых так и не был выполнен. Несмотря на готовность кредиторов идти на уступки, положение холдинга ухудшалось и к 1999 г. задолженность «Daewoo» достигла 57 млрд.дол., из которых примерно треть была получена от зарубежных кредиторов. Суммарные активы «Daewoo» официально оценивались в 65 млрд. дол., но аудит, проведенный летом 1999 г., дал обескураживающие результаты: по мнению аудиторов, действительная стоимость имущества холдинга составляла лишь 41% от этой суммы.
Вдобавок, Ким У Чжуну, кажется, изменило его легендарное умение договариваться с власть предержащими. В начале 1998 г., в первые послекризисные месяцы, новым президентом страны стал бывший лидер оппозиции Ким Тэ Чжун, который изначально относился к чэболь довольно критично. Отношения с новой властью у «Daewoo» не сложились. В рамках программы реструктуризации чэболь президент попросил «Daewoo» взять под свой контроль автомобилестроительное подразделение другой чэболь – «Samsung». Как полагается вести себя в подобных случаях, корейские олигархи знали давно. Еще в 1984 г. Ким У Чжун сказал корреспонденту «Financial Times»: «Когда правительство говорит, что это – Ваш долг, Вы исполняете его, даже если это не приносит прибыли. Может, только где-нибудь к 2000 г. корейские компании и смогут ставить свои интересы выше интересов правительства и общества». Возможно, Ким У Чжун решил, что 1998 – это почти 2000, и что в новых условиях он может реализовать свои старые мечты? В любом случае, просьба президента была не то чтобы проигнорирована, но не воспринята с достаточной серьезностью, и это не могло не повлиять на судьбу "Daewoo", который к тому времени находился в наихудшем положении среди чэболь "большой пятерки" (Hyundai, Daewoo, Samsung, LG, SK).
ОСКОЛКИ ИМПЕРИИ
В начале 1999 г. холдинг «Daewoo» оказался под контролем кредиторов, интересы которых представлял созданный при поддержке правительства «Комитет по реструктурированию задолженности Daewoo». В августе Ким У Чжун был лишен права подписи, а 31 октября 1999 г. официально подал в отставку. Его примеру последовали еще 14 топ-менеджеров концерна. Учитывая личный (точнее, лично-семейный) характер собственности и управления в чэболь, отставка означала не столько уход Отца-основателя, сколько капитуляцию концерна в целом, отказ от дальнейших попыток сохранить «Daewoo» как единый организм.
Вслед за уходом Ким У Чжуна рухнула и его империя. Холдинг был разделен на 12 независимых специализированных компаний, большинство из которых, впрочем, сохранили слово «Daewoo» в своем наименовании. К крупнейшим из "малых Daewoo" относятся: Daewoo Motors (автостроение), Daewoo Heavy Industry and Machinery (машиностроение и судостроение – причем судостроительные подразделения впоследствии, в октябре 2000 г., выделилось в отдельную компанию Daewoo Shipbuilding), Daewoo Engineering (строительство), Daewoo Electronics (электроника). Важно, что во главе новых компаний встали люди, не связанные с Ким У Чжуном ни родственными, ни дружескими узами. В этом, кстати, серьезное отличие от ситуации в другой чэболь – «Hyundai», где вновь созданные независимые компании часто управляются членами того же клана Чонов, что, конечно, ставит их реальную независимость под сомнение. Это легко понять: «Hyundai», несмотря на все проблемы, избежала (пока?) банкротства, и, соответственно, ее реформировало старое руководство, а не кредиторы. В случае с "Daewoo" сохранение новыми независимыми компаниями старого имени часто ведет к недоразумениям. Ян Чжэ Син, президент Daewoo Heavy Industry and Machinery, недовольно заметил: «Многие зарубежные клиенты по-прежнему ошибочно считают, что мы и «Daewoo Motors» являемся дочерними фирмами более не существующего холдинга «Daewoo», так как слово Daewoo входит и в наше название». Понятно, что руководителям относительно успешных фирм, некогда входивших в империю Ким У Чжуна, не очень нравится, когда в сознании потенциальных партнеров и клиентов их имя оказывается связано с сообщениями об очередных банкротствах и забастовках на бывших «фирмах-сестрах».
Ким У Чжун с тех пор так больше и не появлялся в Корее. Его видели во Франции, во Флориде, даже, вроде бы, в Судане, но никаких сведений о его нынешнем местопребывании правительство (по крайней мере, официально) не имеет. Весной 2001 г. говорили, что Ким с женой скрывается где-то во Франции и занят там написанием мемуаров. По тем же слухам, Ким якобы дал правительству знать, что возвращение на родину не входит в его планы на ближайшее будущее. Подобное отсутствие ностальгии понятно: за последнюю пару лет образ Кима подвергся в корейском сознании настоящей демонизации. Из самого популярного корейского олигарха Ким У Чжун превратился чуть ли не в главного виновника проблем корейской экономики. Особо жаждут крови Ким У Чжуна профсоюзы, для которых крах чэболь означает массовые увольнения. Прокуратура возбудила против Кима уголовное дело. Главные прегрешения: фальсификация отчетности в целях сокрытия убытков, незаконный вывод на зарубежные счета 7 миллиардов долларов, а также дача взяток. Скоре всего, эти обвинения справедливы, но в таких же делах было замешано едва ли не большинство владельцев чэболь. По связанным с «делом Ким У Чжуна» обвинениям более 30 топ-менеджеров «Daewoo» осуждены или находятся под следствием, а в марте 2001 г. корейская прокуратура обратилась в Интерпол с официальной просьбой помочь в розысках беглого миллиардера.
После отставки Ким У Чжуна кредиторы и правительство предпринимают попытки спасти хотя бы часть его рушащейся империи. Наибольшие страсти вызывает автомобилестроительное подразделение холдинга – компания Daewoo motors, которая среди всех кризисов и пертурбаций продолжала работать, принося при этом в 2000 г. 70-90 млн. дол. убытка ежемесячно. Общая задолженность «Daewoo motors» к маю 2001 г. достигла 9,3 млрд.дол., в то время как ее стоимость в случае ликвидации оценивается примерно в 2,9 млрд. дол. – в три с лишним раза меньшая сумма. В тяжелом положении оказались и заграничные предприятия «Daewoo motors»: на заводе в Варшаве прошли крупные сокращения, производство в Узбекистане снижается, украинский филиал так толком и не заработал. В результате в ноябре 2000 г. компания была официально провозглашена банкротом и сейчас находится под внешним управлением. При всем этом, «Daewoo motors» остаются вторым – после «Hyundai» – производителем автомобилей в Корее, выпустившим в 1998 г. 945 тысяч машин, и заметным игроком на мировом автомобильном рынке. Вдобавок, в последние месяцы положение компании несколько улучшилось: в апреле и мае она работала с прибылью.
Главными потенциальными покупателями «Daewoo motors» на протяжении последних нескольких лет выступают «Ford» и «General Motors» (одно время действовавший совместно с «Fiat»). Летом 2000 г. казалось, что покупка «Daewoo motors» компанией «Ford» – дело практически решенное, но 15 сентября 2000 г. «Ford» неожиданно отказался от уже согласованной сделки. Официальные причины отказа не объявлялись, но, по слухам, «Ford» остался недоволен финансовым положением «Daewoo motors» и не пожелал связываться с известными своей боевитостью корейскими профсоюзами, которые решительно выступают против неизбежного реструктурирования и связанных с ним сокращений. Не устроила инвесторов и цена – 6 млрд. дол. В этой ситуации на передний план выступил «General Motors» – давний партнер «Daewoo». За последние годы переговоры о приобретении «Daewoo motors» американским автогигантом начинались неоднократно, но всегда заходили в тупик. Однако сейчас ситуация изменилась: после ухода «Ford» других желающих приобретать обанкротившуюся фирму не осталось, и контакты с «General Motors» возобновились в первых числах июня. Надо сказать, что факт приобретения крупнейшей отечественной фирмы иностранными инвесторами, который едва ли бы привлек к себе внимание неспециалистов в большинстве иных развитых государств, для Кореи является событием новым и необычным, так что правительство сталкивается с серьезным сопротивлением проекту.
Судьбы других осколков империи Ким У Чжуна складываются по-разному. Успешно функционирует Daewoo Shipbuilding – бывшее кораблестроительное подразделение «Daewoo». Компания быстро сокращает объемы задолженности и надеется, что ее реструктурирование закончится в 2001 г. Daewoo Shipbuilding по-прежнему является одной из крупнейших кораблестроительных компаний мира, в 2000 г. она получила заказов на 3,7 млрд. дол. Ожидается, что 2001 г. принесет прибыль и бывшему строительному подразделению холдинга – компании Daewoo Engineering & Construction. С другой стороны, в крайне тяжелом положении находятся Daewoo Electronics, которая занимается производством бытовой электроники и компьютеров, и Daewoo Telecom (услуги связи). Выживание обеих компаний в какой бы то ни было форме находится сейчас под вопросом. Судьбы «малых Daewoo» могут сложиться по-разному, но в любом случае некогда могущественный холдинг "Daewoo" прекратил свое существование и его возрождение едва ли произойдет…
***
Превращение небольшой внешнеторговой фирмы "Daewoo" в промышленного гиганта стало возможным благодаря таланту, энергии и личным связям ее незаурядного руководителя. Однако именно независимость менеджмента от акционеров, склонность к рискованным инвестициям и связанная с этими двумя обстоятельствами огромная задолженность в итоге привели «Daewoo» к гибели. Банкротство «Daewoo» -- первый в корейской истории крах по-настоящему крупной чэболь, и нет сомнения, что он во многом ускорит проводящуюся ныне реформу корейских семейных холдингов, которые более не выглядят неуязвимыми. Правительство удалось превратить банкротство «Daewoo» в наглядный урок для других чэболь, которые пока не проявляют особого энтузиазма в самореформировании.
Источник: А. Н. Ланьков

Статьи о туризме

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф является самый крупный коралловый рифом на планете. Он состоит из многочисленных островов и островков, разбросанные в океане вдоль побережья Австралии на протяжении 2000 км....

Австралия и Крымская война

Австралия и Крымская война

Крымская война (1854-1856), разгоревшаяся за тысячи миль от Австралии, война, в которой непосредственно участвовала лишь горстка австралийцев, тем не менее, затронула все слои колониального...

История открытия Австралии

История открытия Австралии

Западный берег материка значится уже на одной карте 1542 под названием Великой Явы, как часть великой Австралийской земли, которая, по мнению тогдашних ученых, окружала весь южный полюс земного шара...

История Австралии

История Австралии

Австралия до заселения европейцами Предки племен, которых теперь называют аборигенами, начали заселять Австралию по крайней мере 40 000 лет назад, а возможно, даже 100 000 лет назад...

© e-Globus, 2019
Политика конфиденциальности