“Царь любил свою красивую жену, был привязан к своим маленьким дочерям, обожал скульптуру и живопись, был одарен поэтическим талантом, испытывал чувство внутренней связи со своим божеством, любил природу, а также музыку…” - можно было бы и ограничиться этим прекрасным тонким описанием Эхнатона Иммануилом Великовским, который достаточно полно изучил факты, относящиеся к амарнскому периоду. Мы же попробуем рассмотреть эту личность чуть более подробно, но намного менее романтично, также исходя не из современных теорий, а из известных фактов.
Ни один аспект жизни Эхнатона нельзя рассматривать, абстрагируясь от его религии. Возможно, даже в семейной жизни, прежде всего, присутствовал не Эхнатон, его “Я”, а его религия.
“Солнцепоклонничество Эхнатона было слишком личным, чтобы найти живой отклик у народа” (Перепелкин). Этим объясняется особенный уход Эхнатона в семью, тогда как обычно фараоны более выражались во вне. Участвуя в общественно-политической жизни, они очень мало оставляли места своим личным отношениям (по крайней мере, в смысле художественного их отображения).
Однако так пожелал Господь, что и сейчас все, что касается личности Эхнатона, его жизни, жизни его дома, его религии, его веры окутано поистине мистической тайной.
Принято считать, что он был сыном Аменхотепа 3 и Тии. Но и здесь много вопросов, хотя его портретная схожесть с ними не оставляет сомнений на этот счет. А вопросы такие: до времени воцарения Эхнатона с соправителем ли отцом или без него нет никаких упоминаний о нем самом. Есть свидетельства о существовании трех его сестер, некоторые данные о возможных братьях, о которых упоминается до его воцарения. Есть вероятность, что Эхнатона не было при дворе, он мог участвовать в походах, как военных, так и дипломатических, торговых. Это еще могут подтвердить письма, приходившие в Египет от сирийских и палестинских правителей, где в контексте ощущается нечто, что может говорить о личном знакомстве этих царей с Эхнатоном. Некоторые письма подтверждают также, что Эхнатона не было при дворе, т.к. он оставался несведущ относительно многих вопросов египетской политической жизни. Дипломатические походы здесь рассматриваются как более реальные, т.к. там он мог познакомиться со взглядами других народов на более высоком уровне, чем в военных походах. Из этого же русла выходит и такой вопрос: Нефертити и ее происхождение.
Имеются скульптурные портреты ближневосточных царевен (да и просто знатных красавиц тех стран), где мы можем узнать облик нашей царицы. Даже, если это и не ее облик, то мы выделим типичные черты, которые роднят всех этих женщин. Хотя есть по крайней мере один такой портрет, где схожесть поразительна, ее трудно отрицать, трудно объяснить просто случайной похожестью. Посмотрим, что разнит типичную египтянку и Нефертити. Сразу бросается в глаза головной убор царицы. Как он похож на ближневосточные древние короны, дополненный характерными египетскими элементами: лентой и уреем. Будто и дополнен он ими лишь для большей законности при царском дворе! Подозрительно отсутствие у царицы тяги к новомодным придворным введениям, например, ее не трогал недавний обычай носить серьги. Черты же ее лица тем более нельзя назвать типично египетскими; они отнюдь не мягки своими линиями, разрез глаз, их открытость, изгиб бровей, поджатость губ… Сразу нужно оговориться, что кто-то может назвать шаткой теорию происхождения, основывающуюся на сравнении портретных черт лица. Однако разве не таким же образом мы отличаем араба от славянина, принадлежащих к одной европейской расе?! Даже этнически близкие народы визуально могут определить типичного представителя именно своей группы. Удивительно, но ее черты даже более сходны с чертами прикаспийских женщин.
Некоторые авторы (Перепелкин, например) считают само имя Нефертити (Красивая пришла) обычным для египтян, да, но оно все-таки достаточно редко и могло означать как красивого ребенка родившегося (пришедшего) в мир, так и женщину иноземного происхождения, возможно, даже появившуюся на свет в самом Египте. Также есть такая теологическая трактовка ее имени: Прекрасная-Хатхор, пришла-вернулась в Египет после бегства (?). Фараон мог познакомиться с ней и за пределами египетского государства, и на родине, в этом случае он путешествовал в Ближневосточные страны именно с ней, как царевной одной из этих стран, что могло быть очень логичным для фараона-дипломата Аменхотепа 3. Тем более что указываются только приемные родители Нефертити. Есть мнение, что это намеренное занижение статуса реальных родителей в высшем обществе, чтобы не выдавать ее нецарское происхождение. Также она могла быть ребенком побежденного царя тех завоеванных Египтом стран, поэтому упоминание ее прямого отца отсутствует и нигде не упоминается. Есть возможность того, что она была дочерью Аменхотепа 3 и его наложницы, происходившей из названной местности. Определенности нет, но меньше всего доводов (фактов?) за ее чисто египетское происхождение.
Каково же этническое происхождение Эхнатона? Аменхотеп 3 был египтянином настолько, насколько только это максимально могло быть, т.к. его родословную можно достаточно точно определить. Черты его были очень типичны для египетского мужчины мягкого, несколько женственного типа. Тии, которая ввела моду на редкие в Египте пышные нубийские парики, имела более южное африканское происхождение. Некоторые египтологи приписывают ей семитское происхождение, делая анализ характерных черт ее лица. Несмотря на такую необычность предположения, само оно как раз подтверждает другое предположение в пользу ее более южного африканского происхождения. В районе Сомали можно найти народ, который даже этнографам и антропологам известен как сходный (по особенностям строения скелета и костей черепа) с семитскими народами, несмотря на темный цвет кожи и другие типичные негроидные признаки. Дочерью этого африканского народа можно считать и Тии. А если предположить, что легендарный Пунт находился в области Сомали, что считается достоверной научной теорией (на мой взгляд, это все же большой знак вопроса), то вполне возможно, что предки Тии могли попасть в Египет, например, при торговых походах, совершавшихся во времена Хатшепсут. Но может, это была естественная миграция через Эфиопию. Таким образом цвет кожи Тии, а следовательно Эхнатона, мог не слишком отличаться от преобладающего в Египте, а вот негроидные черты остались и еще воплощались в потомстве (Сменхкара, Тутанхамон, дочери Эхнатона). В Тутанхамоне могла усилить эти черты еще и кровь Кийи (любимой жены Эхнатона после Нефертити), которая, не исключено, тоже была не чистой египтянкой, с эфиопской или нубийской кровью. Свидетелств нет, как нет и археологических изысканий ( а не кабинетных теорий), которые могли бы помочь найти ответы.
Касательно Аменхотепа 3 стоит заметить, что это был также необычный яркий фараон. В его руках находились огромные богатства, каких, скорее всего, никогда еще не сосредотачивалось ни в одних царских руках. Это был властный, но капризный, изнеженный человек. Союз с жесткой и умной Тии создавал при этом некоторый баланс. Влияние Тии признавалось и за границами Египетского государства
Итак, вероятно, узнав о смерти отца, Эхнатон спешно возвращается в Египет и принимает власть из рук матери. Стоит предполагать, с отцом Эхнатон имел довольно прохладные отношения. На что указывает тот факт, что в начале своего царствования, еще до полного разрыва отношений с фиванским миром и задолго до основания Ахетатона, Эхнатон уничтожает имя Аменхотепа 3 на многих памятниках. Это подтверждает, что время соправительства (если только оно могло иметь место вообще) не входило в 17 летний период официального царствования Аменхотепа 4. Сомнения в соправительстве усиливает тот факт, что Эхнатон находился в неведении относительно государственных дел, на которые ему указывали иноземные правители и просили советничества Тии в этих вопросах. Примечательно то, что до конца своих реформ имя Амона (и других богов) сохранилось в некоторых древних именах фараонов, к которым, очевидно, Эхнатон не питал такой неприязни. Поистине странно также отсутствие упоминаний в царских источниках Эхнатона о реальном отце, везде фигурирует только Атон. Однако встречаются изображения Эхнатона вместе с Аменхотепом 3 (?). Надо заметить, что такое отношение к отцу еще и тем странно, что скорее всего именно Аменхотеп 3 мог создать наиболее благоприятные условия для знакомства сына с солнечным божеством Египта, которого сам почитал особо.
В ранний период царствования Эхнатона появляются те странные изображения царской семьи, когда они особенно эстетично уродливы, утонченно уродливы. Это не карикатуры, скорее, это отражение мировоззрения художника, его глубинного представления о собственном “я”, проявленном в мир через искусство. Таким художником мог быть только молодой фараон, бравшийся за кисть, чтобы научить придворных мастеров “правильно” отображать новую действительность. Со временем мастера будут постепенно возвращаться к старым традициям, но уже в более свободной манере, что позволит достичь виртуозного воспроизведения реальности (особенное развитие видно в скульптуре). Мы не может совсем отвергать очевидное: внешность Эхнатона была не самой обыкновенной, но то, что в ней были какие-то особенные, бросающиеся в глаза отклонения, - явное преувеличение, которое и было придумано (и продумано) самим фараоном. Имеются тела Тутанхамона и предположительно (скорее, очевидно) Сменхкара, которые унаследовали некоторые черты, свойственные целому роду, поэтому отрицать эти особенности мы не можем. Но это не те уродливые детали, которые так выделяются на эхнатоновских изображениях. Было бы нелогично строить предположения о болезнях фараона, смотря на его искаженные им же самим, вероятно, изображения. Например, современное авангардное искусство порой значительно отходит от реального портрета, было бы также глупо делать выводы на таком основании. Скорее, можно рассматривать Эхнатона, как фараона лишенного богоподобных черт в изображениях. Нет тех мускулов, как у воинственных фараонов (хотя и там могли иметь место именно приписываемые богоподобные черты). Однако это и понятно, ведь мы не видим фараона в сценах сражений или охоты; наверняка, его физическая подготовка оставляла желать лучшего. Кстати, форма черепа, которую так любят рассматривать египтологи, свойственна многим африканцам негроидной расы.
Эти особенности изображения членов царской семьи стали как бы знаком царского отличия, а вовсе не демонстрацией их заболеваний. Те, кто хотел приблизиться к царской семье, тоже несколько искажали свои портреты.
По рельефам и фрескам мы знаем, что Эхнатон имел шесть дочерей от Нефертити. Возможно, что седьмой дочерью фараона от другой жены (может, умершей) была девочка по имени Бакетатон (если здесь нет ошибки: под этим именем более известна сестра Эхнатона и Сменхкара), находившаяся на воспитании у царицы Тии, пока та была жива. По этой причине Бакетатон изображалась меньшей по размерам, чем остальные дочери, которые были выше не ростом, а происхождением. А также есть сведения о второй Анхесенпаатон, дочери царя от Кийи. Всех их связывала очень нежная привязанность друг к другу. Особенные доверительные отношения были у Эхнатона и его матери. Есть изображения, говорящие, что она могла даже находится на особых условиях жены действующего царя, т.е. своего сына. На семейных сценах мы видим Эхнатона с наиболее близкими к царю людьми: дочерьми, женой Нефертити, матерью Тии, женой Кией, и Сменхкара. К сожалению, не сохранилось его изображений вместе с Тутанхамоном.
Иноземные цари были, как правило, сведущи в семейных дворцовых делах фараона, порой до тонкостей. Можно сделать вывод, что если в письмах к Эхнатону они (например, критские цари, с которыми египтяне имели довольно тесные связи, особенно в культурном плане) приветствовали и его сыновей, то, следовательно, сыновья у Эхнатона были…
Теперь коснемся личных семейных отношений Нефертити и Эхнатона. Основываясь на исследованиях таких египтологов, как Перепелкин, можно сказать, что в этой сфере также много неясного, т.е. все более реально, можно сказать, поземному и менее сказочно (как обычно предлагается читателю в исторических романах). Также неизвестно выбрал ли Эхнатон сам себе спутницу и царицу (как его отец) или это был “политический” брак, ясно лишь, что со временем их отношения стали достаточно близкими (вероятно, когда жена последовала учению мужа, которое поддерживали немногие). Искренность Нефертити помогла Эхнатону раскрыться и раскрепоститься. Для Эхнатона она была нежной женой “божественного сына”, его помощницей, заместителем на земле, но… В отличии от отца, Аменхотепа 3, он не делает из своей жены богоподобного (Тии уподобляли Хатхор) существа. Т.е. Нефертити в его глазах лишь одна из женщин, удостоившаяся стать великой женой “божественного сына”. Это видно и из надписей в ее честь, и из доверяемых ей действий в ритуале поклонения Атону, что очень показательно. Тем более, если учесть, что у Эхнатона были и другие дети (сыновья), равные по возрасту его дочерям, можно понять, что Нефертити была возведена по чувствам фараона и по обычаю в ранг любимой жены фараона и, следовательно – царицы. Но были и другие жены (хотя о наличии близких отношений между Эхнатоном и этими женщинами неизвестно). Таким образом, все предположения о том, что Нефертити была единственной женой, равной своему “божественному” супругу, неоднозначны. Очевидно только ее заслуженное возвышение и, пусть и не такое большое, но все же влияние на супруга.
После расставания с Нефертити (причина действительно нам неизвестна) в последние годы своего царствования Эхнатон находит себе других спутников, наиболее реальны из них. Кийя и Сменхкара. Возможно, был заключен фиктивный брак и с одной из его дочерей (Анхесенпаатон – какая из двух – непонятно, если действительно существовали обе девочки). По некоторым картушам можно понять, что также его женой могла стать и старшая дочь Меритатон. Либо это и было так (например, чтобы упрочить законные права на престол того, кого он позднее сделает ее мужем – Сменхкара), либо проблема всего лишь в том, что ее именем просто заменили имена впавшей в немилость Нефертити, оставив при этом все титулы царской жены. Не исключено также, что нечто похожее могло быть и в истории со Сменхкарой, т.е. никакого официального соправительства не было.
Примечателен еще один момент. В настенных надписях царские дочери именуются только дочерьми Нефертити. Однако внешнее сходство дочерей и Эхнатона не оставляет сомнений в его фактическом отцовстве (это могли бы доказать исследования их мумий, остается лишь надеяться, что некоторые из них все таки рано или поздно будут обнаружены и идентифицированы).
Эхнатон правил 17 лет, наиболее достоверно (есть еще срок - 20 лет, в т.ч. срок сопровительства), возможно, от 1до 3 лет в конце правления правил с соправителем. Кто соправитель, тоже неизвестно точно: называются Сменхкара, Нефертити, Кийа, Бакетатон, Анхесенамон (которых причем было две, одна от Нефертити, другая - от другой жены, возможно, от Кийи)? Также, возможно, первые годы он царствовал с отцом – сколько – неизвестно (от нескольких месяцев – возможно, с матерью, до 7 лет). С возрастом такая же неопределенность. Называются такие даты: вступил на престол в 14 лет (самый ранний из указанных возраст), возможно, с этого возраста был соправителем Ам.3, след. цифра – 17 лет (тоже самое, но, возможно, и без соправления), многие считают ее наиболее реальной. Дальше указываются 20-26 лет – возраст вступления на престол, с которого отсчитывается 17 лет правления. Таким образом, имеем, что умер он, когда ему было от 31 года до 43 лет. Некоторые радикальные египтологи еще более размывают рамки: 30-49 лет, но такое встречается довольно редко.
Мое личное мнение, основанное на собственном анализе внутрисемейных отношений, что Эхнатон умер , когда ему было ок.35 лет, может, 33-34. Думаю, последние годы он правил не один, с кем – вопрос. Наиболее реальны Сменхкара и Кийа. На мой взгляд, преемником Эхнатона все-таки являлся Сменхкара, который мог править от 1 до 3 лет либо с Эхнатоном, либо с Тутанхамоном. Останки в “золотом гробе” доказывают его существование своим бесспорным родством с Тутанхамоном, который, скорее всего, приходился ему племянником.
Например, можно выстроить такую теорию, что Эхнатон вступил на престол в 17 лет, правил все таки без отца с самого начала. Во второй половине царствования расстается с Нефертити, принимает Кийю, которая рожает девочку (о мальчиках именно от нее ничего не известно, а, думается, если бы она имела сына от фараона, то он бы хоть раз фигурировал где-нибудь). Потом Эхнатон также отдаляется и от нее. За два года до смерти делает соправителем Сменхкара, его же наделяет и именем своей жены, как полу-соправителя-полу-супругу. За год до смерти женится на собственной дочери, на Анхесенпаатон , какой из двух – неясно. Это, вероятно, для того, чтобы узаконить ее права на престол в дальнейшем; не для этого ли и были заменены на многих рельефах имена Кийи и Нефертити на имена Меритатон (правда, здесь это было сделано без официальной женитьбы)?.. Есть мнение, что именно Анхесенпаатон родила ему девочку, которая вскоре умерла, либо уже была мертворожденной. В 34 года Эхнатон умирает; Сменхкара остается править еще один год. Потом на престол вступает сын Эхнатона – Тутанхатон (скорее, сын от наложницы, а не от Кийи, как было сказано выше). Тутанхатону было примерно 12 лет, тогда как Анхесенпаатон, возможно, - 13 , особенно, если учесть, что именно она была все же последней женой Эхнатона, родившей ему дочь.
Можно предположить, исходя из более менее известного психологического облика Эхнатона, и даже сделать вывод: он был на самом деле нежным и прощающим человеком по отношению к своим родным и приближенным. Нет преследований отошедших от него людей, нет проклятий (не путать проклятия в адрес прежних богов!). Фараон награждает и милует. А о личных внутри семейных отношениях достаточно красноречиво рассказывают сохранившееся рельефы и фрески, обилие которых просто потрясает! Здесь заметим известное правило, что человек постоянно думает и посвящает свою жизнь тому, чего он больше всего любит. Поэтому можно утверждать: Атон и семья есть то, что фараон искренне любил больше всего на свете.
Возможно на этом “Дом Эхнатона” не пресекается, т.к. известно, что Меритатон после смерти Сменхкара снова вышла замуж; судьба других дочерей Эхнатона неизвестна (кроме умершей Макетатон). Может и сейчас среди нас живут его правнуки и правнучки?!
Для более подробного изучения данной темы рекомендуется обратиться к работам Ю.Я. Перепелкина, К. Жака, И. Великовского, О. Тимошевич, И.С. Кацнельсона, Б.А. Тураева, Т.Баскаковой, М.М. Потапова и др. египтологов-профессионалов и египтологов-любителей, благодаря которым и была написана эта статья.
Особое спасибо Е.Хвощевой и Е.Гурской.
Ирина Ачеби
26 декабря 2002г.
Источник: Древний Египет живет в современном Мисре, как государство Ватикан в Риме. Великий Сфинкс как Папа Римский, кардиналы-фараоны, архиепископы и епископы-вельможи, служители Церкви - народ египетский. Будем же чувствовать себя не туристами, а паломниками по святым местам!