Город под названием Эдфу расположен на самом берегу Нила. Здесь, как нигде чувствуется переплетение старины и современности. В полной мере проявляется колорит страны, где смешиваются и дружно сосуществуют, казалось бы, несовместимые культуры. По асфальтированным улицам города, среди бетонных пяти - десятиэтажных домов разъезжают повозки с запряженными в них лошадьми. Самое интересное заключается в том, что "последствий" использования лошадей на улицах города встретить невозможно. У каждого животного сзади подвязано ведро или кусок ткани. А извозчики тщательно следят за гигиеной и даже останавливаются, чтобы убрать за своим транспортом.
В Эдфу, как и в Луксоре, в тех местах, где появляются туристы можно увидеть торговцев. Надо отметить, что их товар отличается от того, который предлагается в других городах, особенно в крупных. Только здесь можно приобрести своеобразный народный музыкальный инструмент, напоминающий маленькую деревянную скрипку. Фасон народных костюмов прежний, но вышивка снова оригинальна. Чего сложно найти на "базарчике" в Эдфу, так это книгу об этом городе. Такую литературу лучше приобрести на теплоходе. Пусть даже на иностранном языке, так как на русском отдельной книги про Эдфу я не встречала за всё путешествие. В крайнем случае, можно обойтись открытками, которых везде хватает. Конечно, при этом путешественник получает значительно меньше информации.
Главная достопримечательность города, ради которой приезжают сюда туристы со всего света (к сожалению, русских путешественников здесь можно встретить не часто) - храм Гора и Хатхор. Он был возведён во времена правления греческой династии Птолемеев (305 - 30 г. до н. э.). Храм посвящён богу солнца Гору и его жене богине красоты и веселья Хатхор, чьё имя переводится как "вместилище Гора". Они изображались в виде людей с соколиной (Гор) и коровьей (Хатхор) головами. У коровы красивые глаза, поэтому ее и сделали богиней красоты. В руках у богини находится систрум - древний музыкальный инструмент, напоминающий трещотку. Эта картина встречается уже у самого входа внутрь храма, стены которого напоминают средневековую крепость. Не такие большие, как Карнак, но все же впечатляющие, на которых красуются в полную длину фигуры божеств. Вообще сам камень, из которого сделан храм, кажется темнее, чем Карнак и храм Хатшепсут в Луксоре. Его украшают две статуи птиц с обеих сторон от входа.
Внутри небольшая часть храма находится под открытым небом, образуя небольшой дворик, а по его краям располагаются колонны. Все стены и колонны украшены барельефами.
Сами письмена небольшие, по 15-25 см. в высоту, выглядят загадочными. Точнее не сами символы, а техника их исполнения. Кроме того, все стены и колонны просто исписаны ими сверху до низу. К сожалению, долгие тысячелетия не пощадили краски.
Вход в главный зал сделан так, что солнце отбрасывая тень от него, рисует изображение сокола. Этот зал прямоугольной формы. Из него ведут множество проходов в другие залы. Если пройти по одному из проходов, то можно попасть в небольшую, закрытую комнату. Сверху в ней располагается отверстие, через которое падает свет, а по середине возвышенность - алтарь. Комната сама по себе темная и от этого какая-то мрачная, и все же в ней создается ощущение покоя, хотя полумрак и спокойствие, кажутся несовместимыми вещами. Но здесь они сосуществуют.
Остальная часть храма представляет собой коридоры с высокими стенами и открытыми узкими потолками, через которые еле проходит свет, а иногда они становятся и вовсе закрытыми, что делает проходы совсем темными. Эти коридоры напоминают лабиринт, в котором вполне можно заблудиться или встретить жреца.
В широких проходах под открытым небом на стенах изображены более крупные фигуры богов. Например, бог Нила Хапи, изображенный человеком - наполовину мужчиной, наполовину женщиной. Он изображался так, потому что считалось, что Нил сильный как мужчина и в то же время щедрый как женщина.
Надо сказать, что в этом храме очень часто встречаются изображения со стертыми головами и нарисованными на их месте кругами. Это последствие вторжения в Египет христиан. Они стирали головы у божеств, т.к. считалось, что бог не может быть со звериной головой. Это противоречило и оскорбляло их веру.
Изображения и иероглифы рассказывают одну из главнейших легенд, основу почти всей религии Древнего Египта, да и можно сказать большинства остальных.
Осирис и его жена Изида правили на земле, но брат Осириса Сет захотел заполучить власть в свои руки и с помощью хитрости, заточив Осириса в саркофаге, выбросил его в реку. Узнав о злодеяниях мужа, Нефтис объединилась с Изидой, и помогла ей найти сундук с телом Осириса. Но Сет украл тело Осириса, и, разрубив его на 14 частей, разбросал по всему Египту. На этот раз к поискам Нефтис и Изиды присоединился сын Нефтис и Осириса Анубис - один из богов загробного мира, который помог найти части тела Осириса и оживить его. Осирис становится повелителем загробного царства, а у Изиды рождается сын по имени Гор, который мстит Сету за смерть отца и возвращает себе трон - наследие Осириса.
На территории храма ведётся строительство для оборудования под шоу "Звук и свет", которым уже очень скоро можно будет наслаждаться и здесь, рядом с древним храмом на берегу Нила.
Источник: Елена Хвощёва