Эхнатон - деспотичный фараон-еретик (El Pais, Испания)
Новые исследования ставят фараона-еретика Эхнатона на одну ступень с Гитлером и Сталиным
Хасинто Антон / Jacinto Anton, 08 апреля 2002
Египтолог Николас Ривс утверждает, что Нефертити сменила на троне своего мужа-реформатора
В Истории есть мало эпох столь же наполненных страстью, как амарнийский период Древнего Египта (около 1300 г. до Рождества Христова). Этот период может похвастаться такими историческими персонажами, как фараон-еретик Эхнатон, его прекрасная жена - Нефертити и несчастный и блистательный Тутанхамон. В те беспокойные времена произошло много разных событий: революция политическая, религиозная и художественная, похищения мумий, заговоры, инцест, травестизм. Есть даже указания на убийство. Логично, что эта эпоха дала нам много тем для разговоров. Сегодня новые открытия ставят Эхнатона, считавшегося прежде неким мистическим пацифистом, на одну ступень с такими преступниками как Гитлер и Сталин.
Несмотря на то, что Амарнийский период (названный так по современному имени местности среднего Египта Тель-эль-Амарна, в которой Эхнатон построил город Хуатен - свою новую столицу) продолжался всего лишь около тридцати лет, проблемы и загадки, поставленные им, дадут пищу для размышлений еще не одному египтологу. Библиография, посвященная периоду правления Аменхотепа III, положившему начало отходу от культа бога Амона - замене культа традиционных египетских богов поклонением одному, единому богу солнечного диска Атону; его сыну - Аменхотепу IV, сменившему свое имя на Эхнатон; мистическому наследнику Эхнатона - Сменхкаре, которого иногда считают гомосексуалистом; и пришедшему ему на смену старому Эйе, при котором Египет более или менее вернулся к ортодоксальным верованиям - очень обильна. А представленные в этой библиографии интерпретации происходивших в то время событий радикально различаются между собой. Кроме того, все эти теории могут пойти прахом при появлении новых археологических открытий.
При таком положении вещей надо отдать должное решимости известного британского египтолога, как Николас Ривс (Nicholas Reeves), автора, среди прочих великолепных книг, монографии Весь Тутанхамон, опубликовавшего не так давно свое другое исследование Эхнатон. Ложный пророк Египта (Akhenaton, Egypt"s false prophet, изд-во Thames amp; Hudson, 2001). Похоже, что книга, в которой автором было высказано его личное, основанное на многолетних изысканиях, мнение по этому вопросу, становится таким же классическим трудом как Эхнатон Сирила Алдреда (Cyril Aldred). Ривс в последнее время даже проводил раскопки в Долине Царей, пытаясь найти там неизвестное захоронение амарнийского периода, но на настоящий момент его попытки успехом не увенчались.
Ложный пророк
Утверждения, высказываемые Ривсом, совсем новыми назвать нельзя - об Эхнатоне и эпохе его правления уже было сказано многое - действительно новыми являются безапелляционность, с которой они излагаются черным по белому, и большая часть представленных доказательств.
Самое большое удивление вызывает однозначность приговора, выносимого ученым фараону-еретику. Для Ривса Эхнатон был ложным пророком, манипулятором, действовавшим во благо себе, чтобы поддерживать и усиливать свое деспотическое правление, и применявшим для осуществления своих целей совершенно тиранические меры, например, неприкрытый террор. Ничего не осталось от того Эхнатона идеалиста, метафизика и мечтателя, прочно обосновавшегося в традиционной египтологии. Даже изумительные изображения нового амарнианского искусства, которые, нарушая строгие египетские каноны, показывают фараона в кругу семьи, раскрепощенного и неофициального, целующего свою жену или ласкающего дочерей, являются не больше, чем политической пропагандой, направленной на то, чтобы сделать более человечным новое правление и диктатора Эхнатона. Ривс сравнивает эти изображения с фотографиями Гитлера, ласкающего свою собаку, или Сталина, набивающего трубку, или просветленного Мао на почтовых открытках.
Ривс полагает, что странная внешность фараона на его изображениях - скульптурных, рельефных или живописных - является в основе своей художественным методом, позволяющим дать представление о его непохожести на людей и божественной сути.
Тем не менее, он признает возможность того, что Эхнатон страдал от заболевания, обусловленного генетическими изменениями, - от синдрома Марфана. Эта болезнь не подразумевает умственные отклонения или импотенцию (в отличие от синдрома Фрелиха, от которого, как прежде считали историки, например Алдред, возможно, страдал фараон), но имеет симптомы, которые можно увидеть на многочисленных изображениях фараона: вытянутое лицо, пальцы в форме паучьих лап, анормальное искривление шеи и позвоночника, удлиненная форма черепа, гипогенитализм и неравномерные жировые подкожные отложения. Кроме того, данное заболевание приводит к ухудшению зрения, почти к полной слепоте, что объясняет крайнюю физическую близость, демонстрируемую царской семьей, его музыкальные способности, то, что он постоянно пользовался тростью и, last but not least (последнее по списку, но не по важности), его поклонение Атону - солнечному диску, возможно, единственному божеству, символ которого он мог видеть.
Инцест
Ривс подчеркивает, что вне зависимости от того, страдал ли фараон от какого-либо заболевания или нет, монахом Эхнатон не был. У него не только было шесть дочерей от Нефертити и, возможно, Тутанхамон от второй жены - таинственной Хиа (Kiya), но и, кроме того, огромный гарем, состоявший из женщин искусниц в различных любовных утехах. Египтологам хорошо известно, что царские наложницы многое умели в этой области: например, они не чуждались и садомазохизма. Эхнатон вступил в кровосмесительные отношения, как минимум, с одной из своих дочерей (и, возможно, еще с двумя другими), возведенной в ранг царственной супруги.
И что, после всего этого, можно сказать о Нефертити? В тщательно проведенном исследовании Ривс указывает, что ее исчезновение в конце правления Эхнатона можно, почти однозначно, считать не его немилостью, как о том принято говорить, а скорее наоборот - ее продвижением в качестве соправительницы и наследницы фараона под другим именем. В таком случае она и есть тот таинственный фараон Сменхкара, пришедший на смену Эхнатону и бывший предшественником Тутанхамона, чьи ласки и пылкое проявление чувств к фараону-еретику, запечатленные на парных изображениях эпохи их совместного правления, вызвали крайнее изумление у египтологов, вплоть до того, что возникло предположение о гомосексуализме обоих. Странные бесполые колоссы Эхнатона являются таким образом скульптурными изображениями Нефертити, восседающей на троне как фараон.
Написанный Ривсом в неярких красках портрет Эхнатона открывается описанием сложных отношений между египетским клиром и монархией, с того самого момента, когда королева Хатшепсут для того, чтобы взойти на трон, была вынуждена подчиниться влиятельным жрецам бога Амона. Переход Тутмоса IV и его наследника Аменхотепа III (отца Эхнатона) к культу бога Солнца, центр которого находился в Гелиополисе позволил получить независимость от жрецов Амона, правивших в Фивах. Эхнатон лишь поддержал эту тенденцию и усилил ее.
Фараон-еретик оказывается царственным наследником после неожиданной смерти первенца Аменхотепа III. После не слишком ясной эпохи совместного правления со своим отцом Эхнатон становится фараоном и начинает продвигать свои идеи трансформации религиозного культа, основанные на его собственном видении, экстремистском и предназначенном для избранных, культа солнечного диска.
Таинственный саркофаг
Новые исследования, касающиеся истории Эхнатона и его времени, совпадают с проходящей в эти дни выставкой, на которой представлен удивительный, окруженный тайной экспонат - саркофаг, который, как считается, принадлежал фараону (изначально он был сделан для царицы, возможно - Хии, но затем переделан для царя, чье имя и выгравировано на нем). Саркофаг был найден в 1907 году в таинственном склепе номер 55 в Долине Царей. Этот антропоморфный саркофаг сделан из дерева и покрыт золотом; его задняя часть пропала где-то между 1915 и 1930 годами и затем вновь появилась в коллекции одного швейцарского любителя искусства, передавшего ее в дар Мюнхенскому музею. После продолжительных переговоров между музеем и египетскими властями заднюю часть саркофага удалось вернуть на свое место. И теперь впервые почти за сто лет саркофаг экспонируется в целом виде. Когда он был найден в захоронении номер 55, внутри него находилась плохо сохранившаяся мумия, от которой остались одни лишь кости. О мумии шли долгие споры и делались всевозможные предположения, но с каждым разом ученые все больше убеждаются в том, что она принадлежит самому Эхнатону.
Царство террора
По утверждению Ривса, молодой и высокомерный Эхнатон начал настоящую революцию. Он сконцентрировал всю власть, политическую и религиозную, в своих руках и стал строить новые храмы под открытым небом, чтобы принимать священные лучи солнца (от палящего светила получит солнечный удар не один приверженец новой веры), и новую столицу - Хуатен, спроектированную, по-видимому, по образу излучения, исходящего от склепа, который по приказу Эхнатона был построен за ее пределами. После этого он покинул Фивы - традиционную столицу правящей династии, чтобы окончательно поселиться в Хуатене вместе с новым классом правителей. Основываясь на текстах, Ривс полагает, что кроме ритуальных мотивов и политической стратегии, могла быть и другая причина таких перемен: попытка убийства фараона теми кругами, которые видели, что происходит и что их ожидает. Эхнатон устанавливает больше чем монотеизм, он создает божественную триаду - Атон, он сам и его супруга, царица Нефертити. Лишь фараон и его супруга владели ключами от нового культа. Народ должен был поклоняться им и только через них можно было достичь бога Атона. Ривс подчеркивает, что какими бы ни были настоящие убеждения Эхнатона, на практике атонизм был не более, чем прагматичным инструментом политического влияния. В действительности же, отмечает историк, настоящим богом в религии Эхнатона был он сам.
Яростное иконоборчество
Царская чета изображалась в обрамлении блистательных шествий, пришедших на смену великим богам традиционного египетского пантеона. Богам, которые становятся запрещенными и изображения которых, вплоть до незначительных, преследуются с негодованием иконоборцев. Есть археологические находки, показывающие, что народ, который, похоже, никогда полностью не перешел к поклонению новым богам, прятал даже самые маленькие статуэтки, связанные с прежним культом; в свидетельствах, подобных этим, страх становится осязаемым, точно также как и та ярость, с которой, по прошествии времени, уничтожалось все, связанное с Эхнатоном и его культом. Ривс даже указывает, что смерть Тутанхамона могла быть убийством из опасения, что сын Эхнатона вернется на путь своего отца. Для того, чтобы понять, что означал для египтян запрет поклоняться их божествам, необходимо вспомнить, что боги были существами, являвшимися частью повседневной жизни страны Нила: они не только лежали в основе духовной жизни, но и наполняли смыслом любой элемент практического существования, в том числе науку и медицину. О последних годах жизни Эхнатона не известно практически ничего. Стал ли он немощен физически? Сошел ли с ума? Удалила ли его в ссылку Нефертити, о конце жизненного пути которой нам также ничего неизвестно? Тело, найденное в захоронении номер 55 в Долине Царей, куда оно, судя по всему, было перевезено из захоронения в новой, впоследствии заброшенной столице, и, предположительно, считающееся принадлежащим Эхнатону, находится в слишком плохом состоянии, чтобы поведать о многом. Ривс не отрицает, что фараон мог быть убит.
Источник: