Фаянс из Делфта.

Фаянс из Делфта.
Господь создал воду и ветер, небо и землю. Большинству народов досталось еще что-нибудь от его щедрот. Голландцам – только эти его творения.
Остальное, как гласит поговорка, голландцы сделали сами. Прокопали каналы и отвели воду, отвоевав у моря площадь большую, чем дана была им изначально, приручили ветер, лаская его крыльями своих мельниц. И соединили небо и землю, придумав свой знаменитый голубой фаянс.
Сама природа повелела голландцам быть не только мореходами и садовниками, но и гончарами: бери податливую глину прямо за порогом дома, замешивай, формуй… К XV веку это ремесло считалось потомственным в голландских городах, эти края часто навещали опытные керамисты из итальянской Фаэнцы (той самой, которая и дала имя фаянсу).
В Делфте было немало своих гончаров. Но местная глина была чересчур жирной. Поэтому делали из нее большей части утварь для кухни, нехитрую, тяжелую, основательную. Горшки, кувшины для молока и сливок, пивные кружки…
«Пивная слава» Делфта к XV веку уходила в прошлое. Загрязнение окружающей среды – проблема не только нашего времени. В городе развивались разнообразнейшие ремесла, и вода в каналах и реках текла уже не столь чистая и прозрачная. Тогда и пошатнулось древнее пивоварение. Пивоварни закрывались одна за другой, появлялись свободные руки. Но практичные делфтцы нашли применение и тому, и другому. С Шельды и Рейна по каналам стали привозить хорошую глину, а из Китая – «через четыре моря» - образцы изделий.
Китайским фарфором в ту пору увлекалась вся Европа. Как водится, в первое время ученики старательно копировали учителей, осваивали изощренные восточные орнаменты, совершенствовали палитру, приспосабливая к ней местные краски. Наибольшей популярностью в Голландии пользовался китайский фарфор, расписанный по белому фону синей кобальтовой краской.
Однако же, талантливому художнику не усидеть всю жизнь в учениках. Мало-помалу из делфтских мастерских стали выходить изделия с хорошо узнаваемыми типичными местными мотивами. На блюдах и вазах вращали голубыми крыльями милые голландскому сердцу мельницы, к далеким берегам по кобальтовым волнам устремлялись корабли, ленивые синие коровы щипали синюю же луговую травку. И тюльпаны распускались синие.
На фаянсе писали портреты именитых горожан, жанровые бытовые сценки, картинки на мифологические и библейские сюжеты. Изделия покрывались и многоцветной росписью, но синий цвет сразу же занял ведущую позицию и остался в фаворе до наших дней. И к XVI веку бывших горшечников, а ныне – «фаянсовых дел мастеров», стали причислять к цеху святого Луки, покровителя художников и первого иконописца.
«Китайский секрет» еще не был открыт в Саксонии. Алхимик Бётгер, работавший при дворе курфюрста Августа Сильного, сумел получить на основе саксонских глин фарфор, не уступающий китайскому, лишь в 1709 году. Но различия в цене и популярности меж делфтским фаянсом и привозными китайскими изделиями все уменьшалось и уменьшалось. Сделанные и искусно расписанные в Делфте изразцы, блюда, чаши и вазы самой разнообразной формы расходились по всей Европе и высоко ценились. В петровские времена немало их попало и в Россию. Теперь уже в подражание голландским образцам керамисты других стран расписывали свои изделия, продавая их под названием «делфт».
Производство процветало, и слава города росла. И вдруг – удар, да такой, что старые мастера едва выдержали. Нет, мейсенские алхимики, добравшиеся наконец до секрета тонкого и звонкого каолина, были тут ни при чем – фарфор и фаянс долго еще существовали, не конкурируя друг с другом. Жестокий удар нанес некто Джон Сэдлер, англичанин, который в 1749 году придумал способ быстрого нанесения орнамента на фарфор и фаянс. Раньше узор старательно рисовали вручную, теперь же научились «пропечатывать». Получалось неплохо, и покупатель верил, что перед ним – не штамповка, а самый настоящий «делфт».
Этот способ был перенят повсюду – только не в Делфте, где качество росписи было не только традицией, но и делом чести. Все ли выдержали конкуренцию в условиях натиска новых дешевых и массовых изделий? К сожалению, нет. Останавливались гончарные круги, остывали печи и высыхали кисти. Лишь одна из тридцати мастерских уцелела и дожила до наших дней.
Менялись вкусы и стили, модные веяния не обошли стороной и Делфт. Чтобы не растерять покупателей и хоть немного удешевить продукцию, стали делать маленькие изделия, ваять статуэтки – напольные вазы и блюда в пол-стола, расписанные вручную, далеко не всем по карману. Новый расцвет мастерства в XIX веке был связан именно с этой миниатюризацией, породившей десятки новых и новых сюжетов… А небо и ветер, земля и вода, работящие мельницы, тучные коровы, синие тюльпаны и крутобокие корабли тоже не покинули расписанный кобальтом дельфтский фаянс.
Источник: Мегатис

Статьи о туризме

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф является самый крупный коралловый рифом на планете. Он состоит из многочисленных островов и островков, разбросанные в океане вдоль побережья Австралии на протяжении 2000 км....

Австралия и Крымская война

Австралия и Крымская война

Крымская война (1854-1856), разгоревшаяся за тысячи миль от Австралии, война, в которой непосредственно участвовала лишь горстка австралийцев, тем не менее, затронула все слои колониального...

История открытия Австралии

История открытия Австралии

Западный берег материка значится уже на одной карте 1542 под названием Великой Явы, как часть великой Австралийской земли, которая, по мнению тогдашних ученых, окружала весь южный полюс земного шара...

История Австралии

История Австралии

Австралия до заселения европейцами Предки племен, которых теперь называют аборигенами, начали заселять Австралию по крайней мере 40 000 лет назад, а возможно, даже 100 000 лет назад...

© e-Globus, 2019
Политика конфиденциальности