Франц Фердинанд не был убит в Сараево. Война была объявлена зря!
Этот заголовок выиграл конкурс, устроенный в 70-х годах одной французской газетой, на лучший заголовок 20 века.
То, что война, унёсшая миллионы жизней, была объявлена зря – это точно. Ведь даже самый плохой мир лучше самой хорошей войны.
28 июня 1914 г. в городе Сараево сербский студент-террорист Гаврило Принцип застрелил наследника Австро-Венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. В ответ на это убийство Австро-Венгрия 10 июля предъявила Сербии ультиматум, содержавший ряд заведомо неприемлимых требований, а затем, 28 июля, объявила войну.
Николай Второй, связанный союзным договором с Сербией, провёл в Российской Империи всеобщую мобилизацию. В ответ на это Германия — союзница Австро-Венгрии, объявила войну России. Великобритания и Франция — союзники России, объявили войну Германии. И пошло и пошло...
Франц Фердинанд родился 18 декабря 1863 года в Граце и являлся племянником императору Францу Иосифу I. Несмотря на своё габсбургское происхождение, семья Франца Фердинанда не входила в число богатейших семейств империи. Однако в 12 лет эрцгерцогу крупно повезло. После смерти Франца V д’Эсте, герцога Мадены, всё его немалое состояние и титул д’Эсте достался Францу Фердинанду. Как многим другим Габсбургам, ему была предопределена военная карьера, которая его вполне устраивала. Служака он был исправный и, начав со звания лейтенанта в 1978 году, через 12 лет был уже полковником, что 27-и лет от роду не так уж и плохо.
В дальнейшем его военная карьера развивалась ещё стремительнее. Тем не менее никто не предполагал, что он может стать наследником престола. Молод и здоров был сын императора Рудольф. Однако судьба распорядилась иначе. Рудольф 30 января 1889 г. покончил жизнь самоубийством и император, в 1898 году, назначил своего племянника наследником трона.
Но пока это случилось, военная служба, которая, как известно, дело не лёгкое даже для высших чинов, довела эрцгерцога до серьёзных проблем. Вместе с повышением в званиях развивались и разные недуги. В конце-концов у эрцгерцога был установлен туберкулёз и тогда ему, уже генерал-майору, пришлось проститься со своими верными солдатами, большинство которых, включая и офицеров, от всего сердца ненавидели этого замкнутого в себе педанта. Франц Фердинанд оставил Венгерский город Шопрон, с его недружелюбным климатом, и отправился в более тёплые средиземноморские места. Не прошло и два года как эрцгерцог полностью избавился от своих недугов, что было своего рода чудом, и вновь вернулся на военную стезю теперь уже в качестве наследника престола.
Став обладателем различных полков, в том числе русского, испанского, прусского и прочая, получил вдобавок звание адмирала и фельдмаршала.
Всё больше и больше времени уделял Франц Фердинанд укреплению военной мощи монархии, строил планы преобразования армии. В девяностые годы он много ездил по свету. Нанес визит в Петербург, где был радушно принят. Царь Александр III встречал эрцгерцога на вокзале, ему был пожалован орден св. Андрея, а на придворном балу он танцевал кадриль с царевной. Симпатии к России Франц Фердинанд сохранил до конца дней своих и полагал, что воевать с ней гибельно.
Политические взгляды эрцгерцога были умеренно консервативными и очень взвешенными. Он склонялся к идее триализма, т.е. хотел возвысить права славянских народов в двуединой монархии. (Парадоксально, что самого расположенного к славянству Габсбурга, позднее убили именно славяне.)
Франц Фердинанд не торопился жениться, но когда он созрел для брака, его выбор вызвал шок в высших кругах. Однажды, он увидел представительницу старого чешского дворянства графиню Софию Хотек фон Хотков-унд-Войнин – и сразу влюбился. История была романтическая: влюбленные многие месяцы встречались тайно; потом, когда все открылось, император почти год не давал наследнику согласия на морганатический брак. В конце концов он уступил с условием, что его дети не будут иметь права на престол. Франца Фердинанда это не остановило. 2 июля 1900 г. состоялось долгожданное бракосочетание. Император на свадьбу не приехал, но 8 августа того же года пожаловал невесте титул княгини Хоэнберг. Супруги жили душа в душу. Через несколько лет они уже имели дочку и двоих сыновей.
В Вене княгиню Хоэнберг в упор не замечали, поэтому супруги предпочитали жить вне столицы, тем более что замков у эрцгерцога хватало. Как постоянную резиденцию он облюбовал замок Конопиште в Чехии, а также великолепный замок Артштеттен в долине Вахау, в Австрии.
Любимым занятием наследника была охота и садоводство. Замки его, окружённые великолепными парками, были полны охотничьих трофеев.
Но вернёмся к делам государственным. Австро-Венгрия давно хотела прибрать к рукам Сербию. Демонстрируя свою военную мощь, она, в 1914 году, провела крупные маневры на территории Боснии. Эрцгерцог считался генеральным инспектором вооруженных сил империи и именно в этом качестве наблюдал за маневрами в Сараево. Маневры прошли отлично; 28 июня должен был состояться торжественный проезд наследника по городу.
Франц Фердинанд, желавший, чтобы народ мог, как следует разглядеть будущего императора, был одет в форму генерала от кавалерии (голубой мундир, черные брюки с красными лампасами, высокая фуражка с зелеными попугаичьими перьями), на Августейшей супруге его было нарядное белое платье и широкая шляпа со страусовым пером.
Всё проходило торжественно и празднично. Уже прогремели над городом 24 залпа приветственного салюта, люди на набережной махали руками и выкрикивали приветствия на немецком и сербском языках.
Кортеж, направлявшийся в ратушу, поравнялся с одним из мостов, как вдруг некий юноша из толпы взмахнул рукой и бросил какой-то предмет в автомобиль наследника. Предмет отскочил от полотняной крыши автомобиля, отлетел под колеса машины сопровождения и там с оглушительным грохотом взорвался. Это было покушение. Брошенная бомба была начинена гвоздями, которыми оказались ранены двадцать человек в толпе и два офицера из свиты наследника. Сам он совсем не пострадал, у графини была легко оцарапана шея.
На кинувшего бомбу бросился один из офицеров, ему почему-то стал мешать оказавшийся рядом полицейский. Тем временем террорист успел достать из кармана яд, проглотить его и броситься в реку. Яд на него не подействовал, и прямо на мелководье он был, в конце концов, схвачен.
Перед тем, как приказать быстро следовать дальше, эрцгерцог еще поинтересовался состоянием раненых. Он был вне себя от гнева, и когда в ратуше градоначальник, не подозревавший о покушении, начал цветистую речь, резко оборвал его словами: "Господин староста! Я приехал в Сараево с дружеским визитом, а меня тут встречают бомбами”.
Затем Франц Фердинанд овладел собой, произнес приготовленную речь и распорядился ехать в больницу, навестить раненых офицеров.
На этот раз автомобили ехали быстрее. Рядом с наследником по-прежнему сидели Августейшая супруга и военный губернатор Боснии генерал Потиорек. На углу улицы Франца Иосифа Потиорек заметил, что они едут не туда, и резко приказал шоферу изменить маршрут. Машина затормозила и, наехав на тротуар, остановилась.
По злополучной случайности, как раз на этом месте стоял следующий из подготовленных террористов (всего на набережной их было шесть) – 19-летний Гаврило Принцип. Упустить момент он не мог и, выхватив из кармана револьвер, стал стрелять. Первая же пуля разорвала сонную артерию эрцгерцога, вторая перебила брюшную аорту его жены. Оба уходили из жизни. Последними словами наследника были: "Софи, Софи! Не умирай, ради детей!". Графиню привезли в правительственный дворец уже мертвой, эрцгерцог Франц Фердинанд в беспамятстве дышал еще пятнадцать минут.
На набережной тем временем схватили стрелявшего Принципа. Он отчаянно сопротивлялся, пытался проглотить яд и застрелиться, ему не дали, много били, нанесли несколько ударов саблей (потом в тюрьме ему пришлось ампутировать руку). Чудом оказавшийся рядом фотограф-любитель снял едва ли не самый момент покушения – но еще никто не знал, что сараевские выстрелы означали начало большой войны.
Принесенные сербской стороной извинения вполне могли удовлетворить австрийцев, но Вена твердо вознамерилась разгромить Сербию и уже ни на что не обращала внимания.
Похоронили Франца Фердинанда и Софию в семейном склепе замка Артштеттен в присутствии императора Франца Иосифа
Позже в Сараеве состоялся судебный процесс, который проходил с соблюдением всех юридических норм. В результате шестнадцать террористов были осуждены, девять оправданы, трое приговорены к смертной казни. Принципу, как несовершеннолетнему, казнь была заменена 20 годами тюрьмы.
Свой срок Принцип отбывал в тюрьме чешского городка Терезин, где он и умер от туберкулеза в 1918-м. Его похоронили в ничем не обозначенном месте, могилу сровняли с землей. Один из солдат, участвовавших в этой процедуре, запомнил место погребения, и позже по его словам тело отыскали. В 1926 г. останки убийцы с помпой были перезахоронены в Сараеве.
Первая мировая война – одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества, продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составило свыше 1,5 млрд. человек, то есть около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено.
Сегодня в замке Артштеттен, в Австрии, расположен интереснейший музей Франца Фердинанда. Обилие документов и личных вещей подробно рассказывают о жизни эрцгерцога и его семьи. Любопытно отметить, что в 1945 году, когда Советская Армия заняла Артштеттен, то один из сыновей эрцгерцога был отправлен в концлагерь под Харьковом, а другой был назначен советским командованием бургомистром городка.
Источник: Эдуард Суровцев, Будапештский гид