Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит папе. С 1978 по 2005 папа (официально 264-й) – Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтыла). Родился в 1920 в Вадовице (Польша), изучал польскую филологию и театроведение, работал актером. С 1942 изучал теологию на подпольных семинарах в оккупированной германскими войсками Польше, затем – в Риме. В 1946 стал священником в Польше, после 1953 преподавал в Католическом университете в Люблине, в 1964 стал архиепископом Кракова, в 1967 – кардиналом. После смерти папы Иоанна Павла I был избран папой, став таким образом первым неитальянцем с 1523, занявшим этот пост.
Официальный курс католической церкви при папе Иоанне Павле II был направлен на сохранение основных церковных традиций при одновременной острожной модернизации позиции по ряду вопросов.
Мировосприятие нынешнего папы нашло наиболее полное отражение в юбилейной энциклике Фидес и рацио (Вера и разум), которую он выпустил в 1998 к двадцатилетию своего пребывания на Святом престоле. Иоанн Павел II провозгласил, что разум и вера должны идти рука об руку «в поисках истины», без которой «нет свободы». С другой стороны, папа настаивал на сохранении за Святым престолом высшего авторитета в вопросах веры и подвергал критике все реформаторские течения, в том числе и внутри католической церкви (в том числе «теологию освобождения»).
Символическое значение имели такие заявления, как реабилитация итальянского ученого 17 в. Галилео Галилея и покаяние в связи со Святым годом. Галилея инквизиция преследовала за утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца. В ноябре 1992 папа признал, что церковь ошибалась в «трагическом взаимном непонимании». В январе 2000 Иоанн Павел II в связи с началом Святого года выступил с заявлением Меа кульпа (Моя вина), в котором попросил у бога и людей прощения за ошибки и упущения, допущенные церковью в прошлом. В основу этой декларации лег документ Забыть и примириться, разработанный под руководством председателя конгрегации по вопросам веры кардинала Йозефа Ратцингера. В нем с сожалением говорилось о нетерпимости и насилии в отношении инакомыслящих, религиозных войнах и крестовых походах, «враждебности и недоверии многих христиан в отношении евреев». Заявление Меа кульпа было воспринято общественностью как историческое; пресса характеризовала его как самое значительное событие понтификата Иоанна Павла II. Выступая в 2000 в Иерусалиме, папа заверил еврейский народ, что католическая церковь «глубочайше сожалеет в связи с ненавистью, преследованиями и антисемитскими актами, когда-либо и где-либо совершенными христианами в отношении евреев».
Ватикан продолжал развивать социальную доктрину Римско-католической церкви. Он считает одной из основных задач борьбу с бедностью. В 1991 на праздновании столетия со дня издания энциклики Рерум новарум, посвященной социальной политике, папа призвал оказать помощь и поддержку развивающимся странам. Новая энциклика по этому вопросу Центесимус аннус подтвердила социальную ориентацию католицизма. В проповедях, речах и выступлениях в различных странах и по разным поводам папа осуждал социальную несправедливость, безработицу и экономическую систему, порождающую нищету. Выступая перед Генеральной ассамблеей ООН в 1995, он напомнил государствам о гуманности и призвал их к помощи бедным в мире, к борьбе против национализма, войны и насилия.
В то же самое время Иоанн Павел II противится любому пересмотру традиционного негативного отношения Римско-католической церкви к предоставлению женщинам права быть священниками, права на аборт, к отмене запрета для католических священнослужителей на вступление в брак, к контролю над рождаемостью и т.д. Таких изменений настойчиво требуют сторонники реформ, в том числе в самой церкви, а также женские организации и т.д.
Папская энциклика Веритатис сплендор (Сияние истины, 1993) обязывала епископов в вопросах веры и морали излагать содержание учения церкви. Отступления осуждались им как «этический релятивизм».
На Восьмом регулярном синоде епископов в 1990 было впервые открыто поставлено под вопрос сохранение целибата – безбрачия католических священников. Однако в 1992 папа подтвердил в апостольском послании, что отхода от этой нормы не будет. Еще раз об этом он заявил в послании ко всем священникам в апреле 1995.
Новый катехизис католической церкви, изданный в 1992 взамен старого (1566) следовал линии II Ватиканского собора (1962–1965). Он сохранял целибат и провозглашал «защиту человеческой жизни с момента зачатия», то есть по-прежнему отрицал право на аборт. Ватикан осуждает также предохранение от беременности. Последние обстоятельства вызывают в адрес католической церкви оживленную критику со стороны многих женских организаций и развивающихся стран. Но Ватикан не изменил свое отношение к данным вопросам, что было подтверждено, в частности в папском Послании к семьям (1994). В апостольском послании Ординатио сакердоталис (1994) Иоанн Павел II окончательно исключил возможность рукоположения женщин в священники. В Послании к женщинам (1995) папа подверг критике дискриминацию женщин, но подтвердил их недопущение к сану священников.
В энциклике Эвангелиум витэ (Евангелие жизни, 1995) папа причислил аборт к прямому и добровольному убийству невинных людей. Он призвал к развитию новой «культуры жизни» и к противостоянию всем законам, направленным против жизни. Проблему перенаселения, особенно в странах «Третьего мира», следует, по мнению папы, решать с помощью серьезной семейной и социальной политики, создания нормальных экономических, социальных, санитарно-медицинских, культурных условий и более справедливого распределения ресурсов, а не путем внедрения программ контроля над рождаемостью, противозачаточных средств, стерилизации и абортов. В 1999 папа запретил католическим инстанциям Германии выдавать справки, которые могли санкционировать аборты.
До 1996 действовали нормы, в соответствии с которыми папу избирало на пожизненный срок специальное собрание кардиналов – конклав. С 1971 в выборах папы могли участвовать лишь кардиналы моложе 80 лет (к концу 1990-х годов – 123 человека). Новая апостольская конституция 1996 Универси домини грегис (Ко всей пастве божьей) изменяла процедуру выборов папы. Отменялся принцип избрания специальными делегированными кардиналами – «избирателями». Для избрания папы в коллегии кардиналов (консистории) требуется теперь две трети голосов; если в течении 30 туров выбрать папу не удастся, может быть введена другая процедура голосования.
В случае отсутствия или смерти папы текущими делами церкви и Ватикана временно руководит камерленг Святой Римской церкви.
Высшие консультативные органы – Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод.
Практическое руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью Ватикана сосредоточено в Римской курии. Согласно Апостолическим конституциям Регимини экклесиэ и универсэ (1968) и Пастор Бонус (1989), администрация католической церкви и Ватикана состоит из нескольких ведомств. Исполнением решений папы и координацией деятельности римской курии занимается Государственный секретариат. Его главе – государственному секретарю – предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра. С 1991 государственный секретарь – кардинал Анджело Содано. Родившийся в 1927 в Северной Италии, он стал священником в 1950, в 1978 рукоположен в епископы. В 1980-х годах – папский посол (нунций) в Чили, с 1988 был секретарем по отношениям с государствами (министром иностранных дел) Ватикана.
В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).
Другие органы католической церкви и Ватикана: девять конгрегаций, или дикастерий (министерств), в том числе по вопросам вероучения; 11 папских комиссий; бюро; Апостольская библиотека и прочие учреждения. Юридические инстанции – Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал. Порядок поддерживает папская гвардия, состоящая из швейцарских гвардейцев.
Источник: www.krugosvet.ru