Фонд Пилар и Хуан Миро.
Фонд Пилар и Хуан Миро. Ул. Joan de Saridakis, 29.
Открыт: 10:00 - 20:00 (май-сентябрь); 10:00 -18:00 (октябрь-апрель); воскресенье: 10:00 -15:00.
Хуан Миро неоднократно заявлял о своём желании превратить свои мастерские в Исследовательский Центр творчества молодых художников. Следуя своей идее, он в 1981 году подписал соглашение с Муниципалитетом города Пальмы о будущем Фонде. По прошествии трёх лет после его смерти, Пилар Хункоса, вдова художника сообщает о передаче участка земли наиболее удобного для строительства здания Фонда. С желанием сотрудничать в проекте, она выставила для продажи на аукционе 39 гуашей и три работы Миро, выполненные маслом с целью использования денег от продажи для будущего Фонда. В 1987 году работой над проектом здания Фонда занялся выдающийся архитектор Рафаель Монео, автор таких известных зданий, как Банкинтер в Мадриде, Офиса Социального Страхования в Севилье, Римского Музея в Мериде, и т.д. Здание Фонда было открыто для посещения 12 октября 1992 года. Первое, что обращает на себя внимание - это сильные выступы стен, возвышающиеся от прямоугольного основания и как будто стремящиеся разрезать окружающее их воздушное пространство. Цемент - материал, используемый для сооружения всего здания, увеличивает ощущение агрессивности комплекса.
Рафаель Монео так комментировал идею сооружения: «Обладает прочностью, противостоит среде и одновременно её игнорирует». Первый зал, без сомнения, является наиболее эффектным, в своё время он стал причиной многих дискуссий. По словам самого автора, «это здание претендует приблизится к идее творчества Миро, представляя собой как - бы фрагментарное пространство, неуловимое для понимания, способное создать атмосферу, гармонирующую с тем, что мы понимаем под духом живописи Миро». В зал Звезда входят через узкий коридор и, спускаясь по небольшому наклону, попадают в небольшого размера залы, расположенные на двух уровнях. Стены этого помещения, кажется, стремятся запутать посетителя, неожиданно обрываясь и чередуясь с вертикальных очертаний окнами. Пространства, неравномерные по площади и высоте, удивительным образом освещаются через потолочные и боковые окна с решётками из алебастра (материала, необычного в традиционной архитектуре островов). Выйдя из этого зала, проходим через галерею, откуда открывается вид в сад с прудом, голубизну его вод можно спутать с лазурной голубизной Средиземного моря, видимого вдалеке. В конце галереи расположен Кубический зал, удивляющий высотой своих стен. Это, мягких очертаний, помещение создаёт ощущение оторванности от всего остального комплекса, как - будто бы речь шла о sancta santorum этого выставочного комплекса. На территории Фонда Пилар и Хуан Миро находится здание Монео, мастерские Серт и Сон Вотер. Он насчитывает 1400 произведений живописи, скульптуры, рисунки и гравюры, а также ещё более, чем 3500 различных вещей. Часть Фонда состоит из личной переписки Хуана Миро, библиотеки, ценной коллекции фотографий и информационного банка данных. Фонд Пилар и Хуана Миро и его мастерские Серт и Сон Ботер открыты всем авангардным художественным течениям, существующим в современном искусстве. Кроме этого, он также является центром изучения творчества великого маэстро. Итак, можем с уверенностью сказать, что желание Хуана Миро исполнилось: Фонд стал центром, принимающим динамичные творческие инициативы под крышей архитектурного комплекса мирового значения.