ИСТОРИИ СТАРЫХ МОСТОВ

ИСТОРИИ СТАРЫХ МОСТОВ
Понтонный мост. Гравюра XVIII века   Понтонный мост. Гравюра XVIII века
Первое впечатление почти всех, кто приезжает в Сеул - это, конечно, Ханган. Подобно большинству корейских рек, главная река страны не отличается глубиной, хотя по своей ширине она вполне сравнима с крупными русскими реками. Однако летом, во время мусонных дождей, Ханган разливается, и уровень его повышается на несколько метров. В июле-августе река превращается в полноводный поток, который подвергает немалым испытаниям городские мосты.
Сейчас через Ханган в черте Сеула перекинуто 24 моста - в том числе 4 железнодорожных. Однако до начала XX века никаких мостов через реку не существовало. Первый такой мост появился лишь в 1900 году.
Впрочем, в мостах и не было особой нужды. Исторически Сеул возник на правом, северном берегу Хангана. Только после 1936 года городские кварталы стали появляться и на левом (южном) берегу. Однако еще в 1960-е годы левый берег был занят в основном рисовыми полями и огородами. Район Чамсиль, в котором ныне расположен Олимпийский стадион, тогда славился своим красным перцем, а на месте престижных жилых кварталов Апкучжона тридцать лет назад стояли небольшие деревеньки.
В старые времена мосты через Ханган были временными, понтонными. Наводили их только в том случае, если корейский король в сопровождении свиты отправлялся в южную часть страны. Поскольку короля в подобных поездках обычно сопровождало несколько тысяч охранников, слуг и чиновников, понтонный мост был необходим. Однако после того, как поездка завершалась, наплавной мост тут же разбирали. Вдобавок, по традиции корейские короли в своем большинстве были домоседами и из столицы почти не выезжали, так что необходимость в подобных переправах возникала довольно редко.
Простолюдины же переплавлялись через Ханган на лодках. Память о многочисленных паромных переправах до сих пор сохранилась в географических названиях: вдоль берегов Хангана есть немало мест, в названия которых входит слово «нару» - «паром, речная переправа».
В самом конце XIX века в Сеуле и его окрестностях появились наплавные мосты, которыми пользовался и простой люд. Любопытно, что они представляли собой частные предприятия. Строились такие мосты с целью получения прибыли. Хозяин моста взимал с проезжающих плату. В начале XX века плата эта составляла несколько чон (на современные деньги - несколько тысяч вон). Старые сеульцы рассказывали, как около 1910 года в Мапхо, напротив Ёыйдо, появился такой мост, который был, как бы у нас сейчас выразились, «малым семейным предприятием». Он принадлаежал семейной паре. Муж сидел на одном конце моста, а жена - на другом. Оба они взимали плату за проезд, а с наступлением ночи закрывали мост на большой висячий замок.
Первый постоянный мост через Ханган был построен в 1900 году. После нескольких реконструкций этот мост сохранился до наших дней - это металлический железнодорожный мост, который соединяет берега реки между Мапхо и Норянчжином. Строительство моста было необходимо для того, чтобы обеспечить железнодорожное сообщение между Сеулом и Инчхоном. Именно два эти города связала первая корейская железная дорога, для которой и предназначался мост.
Строительство первого автомобильного - или, скорее уж, пешеходного - моста Индогё началось в 1916 году, а в эксплуатацию его ввели годом позже. Располагался он недалеко от железнодорожного моста, в Ёнъсане. Мост Индогё оказался не слишком-то везучим сооружением. Хотя он, как мы увидим, сохранился до нашего времени, на его долю выпало немало печальных приключений.
Уже в первые годы своего существования мост приобрел мрачноватую известность как излюбленное место самоубийств. В те времена в малоэтажном Сеуле было не так-то много мест, с которых можно было броситься вниз - и гарантировано разбиться насмерть.
В 1925 году, во время катастрофического летнего паводка, вода в реке поднялась почти на 9 метров выше ординара. Половина тогдашнего Сеула оказалась под водой. Потоки воды повредили несколько опор Индогё, и мост был частично смыт паводком. Движение по нему было закрыто, и только в 1936 году мост бы восстановлен. Одновременно с ним был построен и другой, не сохранившийся до наших дней, мост Кванъчжингё, так что к 1950 году через Ханган было переброшено три моста. Этого вполне хватало. На старых фотографиях мост Индогё почти всегда пуст: мало кому из сеульцев требовалось тогда пересекать реку.
25 июня 1950 года началась Корейская война, а к вечеру 27 июня части северокорейской армии ворвались в город. В ночь на 28 июня все мосты были забиты беженцами и отступающими частями южнокорейской армии. Однако в 2:30 утра они были взорваны - вместе со всеми находившимися на них людьми. Несколько сотен человек было убито и ранено. Вдобавок, в результате значительная часть южнокорейской армии не успела переправиться через мосты и оказалась отрезанной на северном берегу. Многим солдатам удалось преодолеть Ханган на лодках или даже вплавь, но вся артиллерия и тяжелое вооружение достались северянам.
Как водится, виновных в катастрофе нашли немедленно. На роль стрелочника назначили полковника-сапера, который непосредственно отдал приказ о взрыве мостов. Его тут же арестовали. Правда, уже на процессе выяснилось, что приказ на самом деле отдал кто-то из высших сановников - то ли начальник Генштаба, то ли и вовсе запаниковавший премьер-министр. Однако начальник Генштаба вскоре сам погиб в бою с северянами, а премьеру удалось выйти сухими из воды - ведь письменных свидетельств не существовало. Полковника тут же расстреляли, спрятав все концы в воду. Правда, приговор вызывал возмущение в армии, и когда десятилетие спустя военные взяли власть в стране, они провели пересмотр дела. В 1964 году злополучный полковник Цой был реабилитирован - посмертно, разумеется.
Только в конце 1950-х началось восстановление моста Индогё. Работами на мосту занималась фирма, название которой - Hyundai - в то время мало кому что-то говорило. Для будущей чэболь мост Индогё стал важным этапом на пути к успеху. Основатель «Хёндэ» Чон Чжу Ён взял подряд на восстановление этого объекта, отлично понимая, что особой прибыли ему здесь не получить. Главная цель у него была совсем иная, рекламно-пиаровская. Чон Чжу Ён хотел привлечь внимание к своей фирме. Действительно, работы на мосту были завершены точно в срок и с замечательным качеством. Это привело к тому, что имя Чон Чжу Ёна услышали тогда многие, в том числе и будущий президент Пак Чжон Хи, в то время бывший армейским генералом. Впоследствии это знакомство, начавшееся с моста Индогё, сыграло немалую роль в успехе Чон Чжу Ёна и его концерна.
Уже в конце 1970-х годов фирма «Хёндэ» - к тому времени крупнейшая корпорация страны - вновь вернулась к работам на мосту. В 1979-1982 годах параллельно старому мосту был построен новый, являющийся его точной копией, так что сейчас через Ханган перекинуто два одинаковых моста с односторонним движением.
Однако настоящее строительство мостов через Ханган началось только в шестидесятые годы, когда Сеул окончательно перебрался черех реку, и когда на ее южном берегу стали вырастать новые жилые кварталы. Тем не менее, ветеран - мост Индогё - работает и поныне. Он, правда, сменил свое официальное название на Ханган тэгё. Надеюсь, что типичная для Сеула страсть к перестройке всего и не заденет это сооружение - памятник недавней корейской истории.
Мост Индогё (ныне Ханган тэгё). Современный вид.   Мост Индогё (ныне Ханган тэгё). Современный вид.
Источник: А. Н. Ланьков

Статьи о туризме

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф является самый крупный коралловый рифом на планете. Он состоит из многочисленных островов и островков, разбросанные в океане вдоль побережья Австралии на протяжении 2000 км....

Австралия и Крымская война

Австралия и Крымская война

Крымская война (1854-1856), разгоревшаяся за тысячи миль от Австралии, война, в которой непосредственно участвовала лишь горстка австралийцев, тем не менее, затронула все слои колониального...

История открытия Австралии

История открытия Австралии

Западный берег материка значится уже на одной карте 1542 под названием Великой Явы, как часть великой Австралийской земли, которая, по мнению тогдашних ученых, окружала весь южный полюс земного шара...

История Австралии

История Австралии

Австралия до заселения европейцами Предки племен, которых теперь называют аборигенами, начали заселять Австралию по крайней мере 40 000 лет назад, а возможно, даже 100 000 лет назад...

© e-Globus, 2019
Политика конфиденциальности