Вплоть до начала 20 в. и окончательного оформления Нидерландской Ост-Индии, как именовалась огромная голландская колония, непосредственная предшественница современной Индонезии, на ее территории не существовало единой государственной структуры. На протяжении всей истории на этих многочисленных островах располагалось великое множество всевозможных княжеств и королевств. Не существовало и людей, которых можно было бы с полным основанием назвать индонезийцами. Правильнее утверждать, что на островах проживали малайцы, яванцы, балийцы, буги и сотни других обособленных групп.
Первобытное общество. Археологические находки свидетельствуют, что самым древним предком жителей Юго-Восточной Азии, является питекантроп (Pithecanthropus erectus), или "яванский человек", живший в среднем плейстоцене. Его окаменелые останки, возраст которых, по оценкам, составляет около 1-1,8 млн. лет, были обнаружены в 1891 в долине р.Соло на Центральной Яве. Позднее ученым удалось обнаружить немногочисленные следы человеческой жизни палеотического и мезолитического периода; самые древние археологические находки представляют грубые рубящие орудия или наскальные рисунки.
Первые следы современного человека относятся к верхнему палеолиту (40-35 тыс. лет до н.э.). Около 40 тыс. лет назад началась первая из миграций народов Юго-Восточной Азии на архипелаг. В неолитический период протомалайские народы с азиатского материка начали вытеснять местных жителей или смешиваться с ними. Около 400-300 до н.э. на архипелаг из Индокитая или Китая проникла донгшонская культура бронзы; в прибрежных районах со 2 в. н. э. в хозяйстве начинают применяться бронзовые и железные орудия. К концу 1 тыс. до н.э. на островах уже сложились основные черты общества и культурные особенности народов, населявших прибрежные и внутренние районы. Некоторые из прибрежных народов, которые в основном жили маленькими родовыми общинами, уже занимались возделыванием риса на орошаемых землях (савах) и рыболовством; во внутренних районах распространение получила форма переложного подсечно-огневого земледелия (ладанг).
Ранние государственные образования. О раннем периоде истории региона, датируемом 1 и 2 вв. н.э., известно в основном из рассказов индийских и китайских купцов, хотя контакты могли быть и раньше. До 600 на Яве и Суматре существовало несколько государств: на Западной Яве - Тарума Негара (450), на Центральной Яве - Калинга, а также восточнояванское государство, название которого неизвестно; на Суматре - Малайю и Шривиджайя; на восточном побережье Калимантана - Кутеи (ок. 400 г.), где правила династия Кундунги, а на западном побережье - княжество Виджаяпура. Эти ранние государства были индуистскими и буддийскими, что, вероятно, объяснялось стремлением местных правителей сравняться по мощи и великолепию с индийскими монархами, о которых им было известно от торговцев. С принятием индуизма (или буддизма) местные вожди получали право на совершение торжественных обрядов, превращавших их в богоподобные существа. Возможно, именно эти правители пригласили к себе индийских брахманов; они же собирали книги на санскрите, повествовавшие об индийской религии и политике.
За исключением семьи монарха и круга придворных, мало кто из населявших эти земли людей разбирался в индуизме и буддизме. Поэтому можно предположить, что у простого народа был анимизм - вера в существование духов.
Хотя ранние царства, расположенные на островах Малайского архипелага, получали определенный доход от торговли, основой их экономики было сельское хозяйство. На заливных полях культивировался рис падди, который давал отличные урожаи, а при достаточном водообеспечении высокая урожайность поддерживалась на одних и тех же землях на протяжении столетий. В центральной части о.Ява на некоторых полях рис возделывался в течение более 2 тыс. лет.
Важность Малайского архипелага для международной торговли была обусловлена его географическим положением. Еще в древние времена обширная сеть морских торговых путей протянулась из Китая через Юго-Восточную Азию в Индию и далее в страны Среднего Востока. Некоторые торговые маршруты достигали Рима. Основная часть товаров, следовавших через Юго-Восточную Азию, доставлялась морским путем через Малаккский пролив. Контролировать эту трассу можно было с соседних Суматры и Явы, а также с п-ова Малакка.
Королевство Шривиджайя. В 7 в. королевство Шривиджайя, центр которого находился возле нынешнего города Палембанг на юго-восточном побережье Суматры, сумело распространить свое влияние на весь остров и п-ов Малакка и, таким образом, взять под контроль Малаккский пролив. Путем подкупа, политических манипуляций и карательных экспедиций все прочие приморские государства были подчинены или разгромлены, и теперь Китай мог вести торговлю только с королевством Шривиджайя. Через это королевство переправлялись драгоценные камни, благородные металлы, пряности и даже африканские львы, а также местная продукция - рис и бензойная смола. При этом Шривиджайя оставалось буддийским королевством, религиозное значение которого было столь велико, что паломники из Китая на пути в Индию задерживались здесь на несколько лет для изучения священных буддийских рукописей и монашеского устава. Могущество королевства Шривиджайя обеспечивалось его военным флотом, который доминировал на местных морских путях и жестоко наказывал непослушных вассалов. Купцы обязаны были платить установленную королем особую пошлину за проход через пролив. Размеры богатства и сила королевства менялись в зависимости от условий торговли и мощи его врагов, однако его традиционный статус как главной портовой державы в Малаккском проливе сохранялся не одно столетие.
В 14 в. королевство Шривиджайя было разрушено яванцами, однако королевская семья и торговцы, перебравшись через пролив на п-ов Малакка, примерно в 1400 основали портовый город Малакка. Постепенно королевство Шривиджайя - одна из величайших торговых держав Азии - было столь основательно забыто, что лишь в 20 в. специалистам удалось воссоздать историю его развития.
Королевство Матарам. Примерно в первой четверти 8 в. на о.Ява образовалось другое сильное государство - королевство Матарам, возникшее на землях равнин Кеду в южной части Центральной Явы, в одном из самых благодатных рисоводческих районов архипелага. Основателем Матарама стала династия Санджая (правил в 732-778), исповедовавшая индуизм. Своего максимального могущества королевство Матарам достигло в 9 в. Его буддийские монархи относили себя к династии Шайлендр (санскр. "Властители горы"), возникшей во 2-й пол. 8 в. В отличие от своих современников королей Шривиджайи, правители королевства Матарам оставили после себя множество буддийских храмов. Из них наиболее известен храмовый комплекс Боробудур, построенный примерно в конце 8 - сер. 9 вв. Это огромное, напоминающее гору сооружение украшают бесчисленные барельефы, которые изображают жизненный путь Будды.
В 856 правление династии Шайлендр в королевстве Матарам было прервано соперничавшей с ней династией потомков Санджая, основателя Матарама, представители которой оказались почитателями индуистского бога Шивы. Именно они построили недалеко от Джокьякарты храмовый комплекс Прамбанан. Здесь, по обе стороны от центральной башни храма Шивы, расположились два храма, возведенные в честь индуистских богов Брахмы и Вишну. Украшающие строения каменные барельефы изображают сцены из эпоса Рамаяна.
Потомки Санджая правили на Центральной Яве до 929, после чего их государство прекратило существование. Королевства Восточной Явы и Бали. В 10 в. очаг политической власти на Яве начал смещаться из центральной части острова на восток. Это связано с именем Синдока (правил в 929-947), захватившим власть в Матараме и перенесшим государство на восток. От того времени сохранились многие сотни каменных и медных табличек с надписями, в основном на старом яванском языке. До наших дней дошли также несколько классических литературных произведений, включая индийские эпосы Бхаратаюддха и Рамаяна в адаптированном переводе на древний яванский.
Правителем Восточной Явы в 1019-1049 был балийский принц Эрлангга, который в 1035-1037 объединил Центральную и Восточную Яву с Бали, сделав столицей Кахурипан на востоке Явы. Период правления Эрлангги был временем подъема земледелия, торговли и культуры. После его смерти наступил период междоусобиц. В 12-13 вв. власть над Восточной Явой, а также Бали, Ломбоком, Южным Калимантаном и Южным Сулавеси установило королевство Кедири. Позже, в начале 13 в., противоречия в правящих кругах Кедири привело к возникновению на Яве в 1222 нового королевства Сингасари, которое основал выходец из низов Ангрок (правил в 1222-1227). Ранняя история Сингасари полна дворцовых переворотов. Только при короле Кертанагаре (правил в 1268-1292) яванское господство утвердилось над областями Западного Калимантана и Суматры, бывшего владения Шривиджаи. Преемник Кертанагары, Виджая (правил в 1293-1309) основал в 1293 Маджапахит. Маджапахит, крупнейшее из восточнояванских государств, достигло зенита своего могущества в 14 в. при Хаям Вуруке (правил в 1350-1389), когда его контроль распространился над большей частью архипелага. Центр империи находился в плодородной долине р.Брантас, и она располагала богатыми сельскохозяйственными угодьями. Владея устьем этой реки и портами северного побережья (среди которых выделялся Тубан), она была вовлечена в активную торговлю, в том числе международную. В период расцвета территория государства Маджапахит простиралась от Молуккских о-вов до Малайи. В его пределах исповедовали одновременно и индуизм, и буддизм, а некоторые из монархов носили даже имя Шива-Будда, стремясь тем самым соединить две религии.
На Бали королевства начали появляться примерно в 10 в. Королевские династии этого острова и восточной Явы оказались тесно связаны между собой династическими браками и завоевательными походами. По преданию, после происшедшего примерно в 1500 краха империи Маджапахит многие аристократы перебрались на о.Бали. Именно от этих беженцев ведет свою родословную нынешняя элита Бали - единственного в Индонезии крупного очага древней индуистской культуры.
Распространение ислама. Хотя мусульманские купцы из Гуджарата (Индия), Малайи и Персидского залива столетиями вели торговлю на архипелаге, ислам стал утверждаться среди населения Индонезии лишь в 13 в. К концу этого столетия новая религия была принята правящей элитой княжества Аче на северной оконечности Суматры, а в начале 15 в. также и малайским правителем Малакки (Мелаки). Вскоре Малакка превратилась в центр ислама.
В 14-15 вв. ислам распространился на территорию Явы, где его принимают в Бантаме и Черибоне (Западная Ява). Хотя в 1380-х при индуистско-буддийском дворе империи Маджапахит (восточная часть острова) находились обращенные в ислам аристократы, он стал наиболее массовой религией среди жителей северного побережья Явы, активно занимавшихся торговлей. Связанные с Малаккой яванские купцы-мусульмане доминировали в торговле, которая велась к востоку от Явы, вплоть до Молуккских о-вов и даже южных островов Филиппинского архипелага. Благодаря им ислам продвинулся еще дальше на восток.
Система международной торговли сыграла важную роль в распространении ислама в Юго-Восточной Азии. К 14-15 вв. почти вся торговля от Средиземноморья до Индии находилась в руках мусульман. Впрочем, проникший на острова ислам значительно отличался от строгой и непреклонной веры его первых арабских последователей. При своем продвижении из Аравии на восток, через Персию и Индию, первоначальное учение пророка Мухаммеда постепенно насыщалось верованиями этих древних земель, и впоследствии именно в Юго-Восточной Азии стал преобладать т.н. "мифический ислам". На Яве эта форма ислама дополнилась индуистскими и буддийскими идеями, а также культом предков. Специальные выражения, использовавшиеся при отправлении обрядов в честь бога Шивы, применялись теперь при поклонении Аллаху. Ява была одним из тех немногих районов, где даже архитектура мечетей оказалась по-своему уникальной: характерные для индуистских храмов многоярусные крыши и дверные проемы делали эти постройки мало похожими на культовые сооружения Среднего Востока с их изящными арками и луковками куполов.
Примерно к 1500 ислам исповедовала большая часть королевств архипелага. Великая яванская империя Маджапахит пала (1478) под натиском султаната Демак (с центром в одноименном торговом порту на северном побережье Явы), мусульманские правители которого вопреки своей религиозной принадлежности утверждали, что происходят от прежних индуистско-буддийских королей. Наступлению ислама не поддался лишь о.Бали.
Появление европейцев. С 16 в. европейцы становятся активными участниками событий в Индонезии. По азиатским стандартам, особенно с точки зрения Китая, в те далекие времена Европа была весьма примитивным обществом - неструктурированным, бедным и отсталым. Однако соотношение сил постепенно менялось. Примерно к 1500 европейцы усовершенствовали, главным образом благодаря арабам, свои познания в морском деле, значительно продвинулись в кораблестроении и навигации. Достижения в артиллерийском деле открывали перед ними возможность использовать военную силу на море. Гвоздика и мускатный орех, наиболее ценные из пряностей, поступали с нескольких малых восточноиндонезийских островов - Банда, Амбон, Тернате, Тидоре и Серам, входящих в состав Молуккского архипелага. В 15 в. яванские купцы доставляли этот важный груз в Малакку, а оттуда везли его через Индийский океан, Персидский залив и Средиземное море в Венецию.
Португальцы. Первыми из европейцев проложили путь к Молуккским о-вам ("Островам пряностей") португальцы. Направляясь на восток, они обогнули Африку и прибыли в Индию, откуда проследовали дальше через Индийский океан. В 1511 они достигли Малакки, важнейшего центра торговли во всей Юго-Восточной Азии, и захватили его, а в 1512 прочно обосновались на Молуккских о-вах, где заключили союз с султаном Тернате. В том же районе в 1521 появились испанцы, на которых решил опереться султан Тидоре, предоставив им торговые льготы.
Взятием Малакки и разрушением главного порта в проливе португальцы дезорганизовали местные торговые связи. В результате сразу несколько новых приморских городов стали претендовать на ту центральную роль, которую прежде играла Малакка. Мощные торговые государства появились на северном побережье Явы, на южном берегу Борнео, в районе Бантама на западе Явы, на южной оконечности п-ова Малакка (Джохор) и в области Ачех. Предприимчивые местные производители пряностей вскоре стали тайно распространять свою деятельность и на другие острова, а торговые агенты португальцев, нарушая договора, вели свои собственные торговые операции. В дополнение ко всему местные правители быстро переняли европейский опыт судовождения и артиллерийское дело. В силу необходимости португальцы приобщились к системе временных союзов, при которой здешние мусульманские государства с равным успехом могли оказаться и врагами, и союзниками. Ко второй половине 16 в. Португалия совместно с региональными деловыми партнерами содержала суда со смешанными командами из португальских и местных матросов.
Со временем на островах укоренились некоторые элементы португальской культуры, например романтические песни-баллады, исполняемые под миниатюрную гитару (вокально-инструментальный жанр крончонг), и некоторые обряды и танцы, которые по-прежнему популярны в восточной части архипелага. Более того, еще в начале 19 в. при обсуждении деловых проблем наряду с малайским языком использовался португальский. Местные языки, а впоследствии и современный индонезийский включили в свой словарь немало португальских слов, служивших для обозначения предметов, которые были привезены португальцами или использовались ими в быту, например "туфли", "рубашка", "стол".
Появление голландцев. В конце 16 в. путь к индонезийскому архипелагу нашли представители Северной и Центральной Европы. Так, британская Ост-Индская компания, созданная в 1600, обосновалась в Бантаме (на западном побережье Явы), который стал главным портом по вывозу перца. Однако гораздо более ощутимым оказалось присутствие голландцев. За первой экспедицией Корнелиса ван Хаутмана, которая продолжалась с 1595 по 1597 и принесла известие о возможности получения баснословных прибылей, последовал ряд других экспедиций из Голландии (К. ван Хаутмана в 1598, Якоба ван Нека в 1599). Спустя четыре года (1600) голландцы заключили первый договор с правителями острова Амбон о постройке там фактории и закупке пряностей. В марте 1602 была создана Объединенная Нидерландская Ост-Индская компания, получившая монополию на торговлю со странами Востока, а также право содержать свои войска, объявлять войну и заключать мир, чеканить монету, строить крепости и фактории.
Голландии не потребовалось значительных усилий, чтобы вытеснить (1609) с Молуккских о-вов испанцев и португальцев, однако изгнать англичан удалось лишь после кровопролитных столкновений в 1619, когда голландский флот нанес поражение английскому в сражениях в Сиамском заливе и Зондском проливе. Штаб-квартирой Нидерландская Ост-Индская компания выбрала не Малакку, захваченную в 1641, а портовый город в западной части Явы, который назывался Джаякарта, или Джакарта. В 1619 этот город был захвачен войсками, которыми командовал генерал-губернатор колонии Ян Питерсзоон Кун (1618-1623, 1627-1629), и переименован в Батавию. Позже в различных частях архипелага были созданы укрепленные торговые посты, или фактории.
Проводя суровую политику, необходимую для установления и поддержания торговой монополии (аналогичную той, к которой стремились португальцы), Нидерландская Ост-Индская компания использовала военно-морские силы. Флотилии военных судов ежегодно совершали инспекционные проверки Молуккских о-вов, уничтожая все незаконные посадки пряностей и враждебные суда, обнаруженные в прибрежных водах. В 1621 в процессе борьбы с такими "нарушениями" было уничтожено едва ли не все население о.Банда.
Интервенция нидерландской Ост-Индской компании. Компания была заинтересована прежде всего в прибыльной торговле, однако интересы безопасности города Батавия требовали, чтобы на западе Явы сохранялась более или менее спокойная обстановка. Население города нуждалось в постоянном поступлении риса с востока Явы, а успешная торговля предполагала наличие прочных деловых отношений с портами на северном берегу острова и с королевствами в его внутренних районах. Вот почему Компания оказалась вовлечена в столь нежелательные для нее локальные конфликты и, перестав быть просто купеческим предприятием, превратилась в конечном итоге в орган власти.
На Яве голландцам противостоял серьезный противник. Незадолго до этого к власти в султанате Матарам (Центральная Ява) пришла новая династия. С 1613 по 1645 Матарамом правил султан Агунг, самый могущественный яванский монарх со времен расцвета империи Маджапахит в 14 в. В это период Матарам поглотил мелкие приморские княжества Явы, а в 1628-1629 армия Агунга вела осаду Батавии, хотя и не сумела захватить город.
На западе Явы голландцам приходилось иметь дело с султанатом Бантам, который был расположен значительно ближе к Батавии, а потому представлял опасность. Впрочем, к началу 1670-х годов двор султана переживал раскол, и одна из соперничавших группировок, подыскивая союзников, обратилась за помощью к нидерландской Ост-Индской компании. Голландцы оказали необходимое содействие, и в ответ Компания получила исключительные торговые права на территории султаната. В 1880-х годах султанат Бантам оказался под столь сильным влиянием голландцев, что утратил самостоятельную роль в торговых и политических делах региона. Еще одним результатом доминирующего положения голландцев в султанате стало изгнание из него британских торговцев, которые перебрались на юг Суматры.
Нарастающие противоречия наблюдались также в центральнояванском султанате Матарам. После смерти султана Матарама Агунга в конце 1645 на трон взошел его сын Амангкурат I (1646-1677) - весьма жестокий правитель, расстроивший отношения с нидерландской Ост-Индской компанией. В результате усилилась оппозиция трону со стороны князей, местных аристократов и особенно торговцев северного побережья, которым было гораздо интереснее торговать с европейцами, чем платить непомерные налоги султану. В 1675 на Яве вспыхнуло крупное восстание, а в 1677 в ситуацию вмешались голландцы, которые сместили узурпатора с трона, а после его смерти объявили законным наследником престола его сына. Всячески поддерживаемый Ост-Индской компанией Амангкурат II (1677-1703) создал новый двор в Картасуре, неподалеку от нынешнего города Суракарта.
В обмен Амангкурат II предоставил голландцам в 1678 право контроля торговых операций и доходов нескольких морских портов на северном побережье, монополию на импорт опиума и тканей, а также передал им во владение нагорье Прианган к югу от Батавии. На подконтрольных территориях голландцы получали доход благодаря системе принудительной поставки продуктов, в соответствии с которой местные чиновники изымали у крестьян и передавали голландцам рис, древесину и проч. К концу 17 в. Компания внедрила культуру кофе на землях нагорья Прианган.
Однако в центральной части острова вмешательство голландцев лишь усугубило состояние политического кризиса. В период существования двора в Картасуре (1680-1743) и вплоть до 1757 на острове постоянно вспыхивали вооруженные волнения и мятежи. Восставшие яванцы отказались признавать законность посаженных на трон голландцами правителей, которым в 1686 и 1741 пришлось вместе со своими дворами искать защиту в гарнизонах нидерландской Ост-Индской компании. Тем не менее голландцы упорно продолжали направлять войска в центральную Яву для поддержания власти слабых местных правителей, которые расплачивались с ними все новыми и новыми территориями. В 1746 голландцы получили в аренду все северное побережье Явы. В 1749 умирающий правитель подписал договор, в соответствии с которым Компания получила суверенитет над всей территорией султаната Матарам.
К тому времени у оказавшейся в долгах Компании уже не было ни намерения, ни возможности самостоятельно действовать в центральной части Явы, где продолжали кипеть страсти. Голландцы попытались стабилизировать положение в регионе возведением на престол формально независимых и дружественно настроенных монархов. С этой целью они в 1755 убедили короля Суракарты (двор которого в 1745 обосновался в Картасуре) уступить половину своих владений султану Джокьякарты - Хаменгкубувану I (1749-1792). Таким образом, эта часть Явы оказалась поделена на два княжества - Джокьякарту и Суракарту. Оба княжества стали союзниками Компании. В 1757 часть территории Суракарты получил другой мятежник - князь Мангкунегара I (1757-1796), чьи потомки стали независимыми наследными князьями под покровительством голландцев.
Во второй половине 18 в. Нидерландская Ост-Индская компания все более разорялась, и, наконец, в 1799 была объявлена банкротом. Все ее долги и имущество перешли к правительству Нидерландов. Наблюдая постепенное угасание компании, яванские монархи приходили к мысли, что голландцы не так уж сильны и не представляют угрозы для их княжеств. Тем не менее местные властители были рады подобным союзникам, поскольку голландцы продолжали платить за аренду северной приморской полосы острова и одаривали их дорогими подарками - золочеными каретами, персидскими скакунами и тонкими тканями. Тем не менее невмешательство голландцев во внутренние дела королевств (за исключением случаев, когда речь шла о торговых интересах) привело к тому, что многие структуры яванского общества в этот период существенно не изменились.
На Молуккских о-вах голландцы действовали решительно; так, в 1666-1669 их отряды завладели Макасаром, который мешал Компании добиться превосходства на море у берегов расположенных далее к востоку островов. В большинстве случаев местные княжества продолжали завоевывать или терять свои территории безо всякого участия голландцев в этом процессе. Так, султанат Аче достиг пика своего могущества в период правления султана Искандара Муды (1607-1636), чье влияние распространялось на всю Суматру и на расположенный по другую сторону Малаккского пролива п-ов Малакку. Жившие на берегах Макасарского пролива буги в 18 в. бороздили воды архипелага и пользовались влиянием при малайском дворе в султанате Джохор. Начиная с 16 в. балийцы постоянно вторгались на соседний остров Ломбок.
Период междуцарствия. В начале 19 в. Нидерланды оказались под властью Наполеона, а голландские владения в Индонезии на короткое время стали французской колонией. Уже в 1808 французский маршал Х.В.Дандельс был направлен на Яву в качестве нового губернатора. Находясь под влиянием принципов Великой французской революции, Дандельс верил, что европейцы имеют полное право навязывать местному населению свои представления о справедливости и формах управления. Губернатор решил, что с договором 1749 не согласуется положение, при котором губернатор Батавии обязан ежегодно выплачивать яванским королям некую сумму за предоставленную колонизаторам возможность контролировать побережье, а потому отменил все подобные выплаты. Кроме того, он построил стратегические дороги через весь остров, создав возможность быстрой переброски по суше крупных воинских подразделений. Все эти действия Дандельса встретили оппозицию со стороны яванской аристократии, кульминацией противостояния стало свержение в 1811 с трона в Джокьякарте султана Хаменгкубуваны II.
Впрочем, в том же году администрация Наполеона была изгнана с Явы прибывшими из Индии британскими экспедиционными войсками, которые разделили территорию Индонезии на четыре части - Малакка, Западная Суматра, Молукки и Ява, во главе каждой из которых был поставлен свой губернатор. Великобритания как враг Наполеона была уполномочена королевским домом Нидерландов (укрывшимся на Британских о-вах) обеспечить "защиту" Явы от французского императора. После взятия Явы англичанами управление островом доверили лорду Стамфорду Раффлзу (1781-1826). Планы нового генерал-губернатора по обустройству Явы напоминали идеи Дандельса, однако, в отличие от последнего, за ним стояла мощь британских вооруженных сил. Прежде всего Раффлз задумал изменить местную систему административного управления, узурпировав реальную власть на острове. Были упразднены работорговля, различные виды принудительного труда, реорганизована судебная система. Как он надеялся, непосредственный контакт между европейской администрацией и яванскими крестьянами постепенно превратит остров в огромный рынок для британских товаров. Раффлз попытался заменить систему принудительных поставок экспортных сельскохозяйственных продуктов системой свободного предпринимательства, а также принял меры по введению новой структуры налогообложения на основе земельной ренты. Налог уплачивался коллективно всей деревенской общиной, а размер ренты зависел от качества земли: с лучших земель уплачивалась половина урожая, с самых плохих - десятая его часть рисом или деньгами. В последующие пять лет (1811-1816) британской администрации мало что удалось осуществить из этих грандиозных планов. Тем не менее идея Раффлза относительно внедрения денежного земельного налога была позднее использована голландцами.
Новая колониальная эпоха. Наполеон потерпел окончательное поражение в 1815, но еще раньше, 13 августа 1814 в Лондоне был подписан англо-голландский договор, согласно которому Нидерландам возвращались все принадлежавшие им ранее (до 1803) индонезийские владения. Уже в 1816, вопреки надеждам Раффлза, Ява перешла под контроль голландцев, однако весь процесс передачи растянулся на пять лет. 17 марта 1824 был подписан Лондонский договор о разделе сфер влияния Англии и Голландии в Юго-Восточной Азии. В обмен на владения голландцев в Малакке и Индии Великобритания передала Нидерландам свои владения на Западной Суматре. Голландцы признали независимость Аче и особые интересы там Великобритании, а также обязались не вмешиваться в дела малайских княжеств, за что англичане отказались от своих планов в отношении княжеств Суматры и ряда других территорий.
Новый курс Раффлза и Дандельса на изменение подхода европейцев к делам Явы был отставлен, и началась подготовка к введению на острове типично колониальной системы под строгим европейским контролем. В 1824 голландцами было образовано Нидерландское торговое общество, крупнейшим пайщиком которой являлся сам голландский монарх. Восстановив свою власть в 1816, голландцы оказались перед выбором между открытием области индивидуальному предпринимательству или возвращением к монополистической системе. Была запрещена аренда европейцами земель в княжествах, восстановлена прежняя система сбора налогов и т.д. Все это вызвало недовольство как со стороны представителей как местной элиты, так и крестьянства, эксплуатация которого усилилась.
Яванское восстание. Вскоре после своего возвращения на Яву голландцы столкнулись с очередным выражением протеста против их присутствия на острове - т.н. Яванским восстанием (1825-1830) под руководством принца Дипонегоро, происходившего из султанского рода Джокьякарты и верившего, что он выполняет священную миссию освобождения страны от иностранного правления. В 1830, после продолжительной партизанской войны, отряды Дипонегоро были разбиты, а сам он сослан на север о.Сулавеси, где и умер в 1855. Когда восстание было подавлено, все местные правители и князья заключили мир с колониальным режимом. Вне своих владений они получили право служить в качестве провинциальных и местных чиновников под руководством вышестоящих голландских администраторов.
"Система принудительных культур". К 1830 казна колонии опустела. Для увеличения доходов новый голландский генерал-губернатор колонии Иоханнес ван ден Босх ввел т.н. систему принудительных культур, чрезвычайно выгодную для голландцев. С введением этой системы отменялся земельный налог с крестьян, но все живущие на Яве и Западной Суматре земледельцы, кроме иностранных подданных, должны были отвести часть обрабатываемой площади (официально пятая часть, но на практике гораздо большая) под культивирование таких экспортных культур, как индигоносные растения, сахарный тростник и кофейное дерево. Подобное усовершенствование прежней системы обязательных поставок вызвало ряд экономических перемен на Яве. В частности, начал увеличиваться объем находящихся в обращении денежных средств, местные аристократы-чиновники и китайские торговцы стали более активно заниматься сбором, обработкой и доставкой голландцам всех видов аграрной продукции. Доходы колонии возросли до необычайных размеров; к 1840 доход от экспорта увеличился почти на 500%. Однако для местного населения последствия системы принудительных культур оказались настолько катастрофическими, что сокращение производства риса в 1848-1850 привело к голоду и ряду восстаний. Под давлением голландских либералов, особенно Дауэса Деккера, писавшего под псевдонимом Мультатули, в 1870 "система принудительных культур" была отменена в отношении всех продуктов, за исключением кофе. Вслед за этим начался быстрый рост частных инвестиций в экономику острова, мощным стимулом для которых стало открытие в 1869 Суэцкого канала.
Территориальная экспансия голландцев. В договоре с Великобританией, подписанном в 1824, весь индонезийский архипелаг, за исключением султаната Ачех, признавался зоной влияния Нидерландов. Однако большая часть населения за пределами о.Ява продолжала подчиняться независимым или псевдонезависимым местным правителям. В последующие десятилетия голландцы постепенно укрепляли свое господство над всеми этими образованиями, иногда заключая с ними договора, а иногда захватывая земли. Свое прямое правление над частью внутренних районов Суматры голландцы сумели навязать к 1837, подавив движение во главе с имамом Бонджола, или Туанку; северо-восточные прибрежные княжества были захвачены в 1858. Одна голландская экспедиция на Внешние острова следовала за другой. В 1855 был установлен над Западным Калимантаном, в 1856 непосредственное голландское управление устанавливается над Ломбоком.
Начиная с 1880-х годов, по мере развития промышленности Нидерландов и расширения географии мировой торговли, даже мелкие острова индонезийского архипелага приобретали значение возможного источника сырья или рынка сбыта голландских товаров. Кроме того, Нидерланды опасались возможной конкуренции со стороны таких мощных колониальных империй, как Великобритания, Ге
Статьи о туризме
Большой Барьерный Риф является самый крупный коралловый рифом на планете. Он состоит из многочисленных островов и островков, разбросанные в океане вдоль побережья Австралии на протяжении 2000 км....
Крымская война (1854-1856), разгоревшаяся за тысячи миль от Австралии, война, в которой непосредственно участвовала лишь горстка австралийцев, тем не менее, затронула все слои колониального...
Западный берег материка значится уже на одной карте 1542 под названием Великой Явы, как часть великой Австралийской земли, которая, по мнению тогдашних ученых, окружала весь южный полюс земного шара...
Австралия до заселения европейцами Предки племен, которых теперь называют аборигенами, начали заселять Австралию по крайней мере 40 000 лет назад, а возможно, даже 100 000 лет назад...