На побережье Кении еще во 2 в. существовали торговые поселения, а в 10 в. там прочно обосновались персидские и арабские купцы. Становление и развитие суахилийской культуры происходило в торговых городах. Самыми значительными из них на территории Кении были Пате, Малинди и Момбаса. С появлением португальцев в 1498 началась длительная борьба за эту часть Африки, завершившаяся победой правителей Омана. При одном из них, Саиде Саййиде, который в начале 19 в. перенес столицу государства на о.Занзибар, развернулась торговля с народами, жившими во внутренних районах материка.
К середине 19 в. в эти районы стали проникать европейские исследователи. Интересы Британской империи определились в конце 19 в., во многом под влиянием соперничества с Германией. В 1887 частная Британская восточноафриканская компания взяла у сейида Саида в аренду полосу шириной 10 км вдоль побережья. В 1895 компания передала земли, находившиеся под ее контролем, правительству Великобритании, которое объявило об установлении протектората на территории вплоть до оз. Наиваша на западе. В 1902 к этому протекторату была присоединена восточная часть Уганды, а в 1920 протекторат был упразднен и Кения стала колонией, хотя прибрежная полоса ее территории, арендованная у султана Занзибара, осталась протекторатом.
Исходя прежде всего из собственных экономических и стратегических интересов, правительство Великобритании приняло решение о строительстве железной дороги, связывающей Момбасу с протекторатом Уганда. Эта дорога, вступившая в строй в 1903, стала не только образцом инженерного искусства, но и решающим фактором в современной истории Кении. Для работы на строительстве дороги было ввезено значительное число индийских рабочих, и многие из них осели в Кении. Осталось и много индийских торговцев, которые оценили перспективы развития торговли во внутренних районах страны. Чтобы окупить затраты на строительство и эксплуатацию дороги, было необходимо в короткие сроки создать прибыльную экономику, но, поскольку африканское население вело натуральное хозяйство, правительство стало поощрять переселение европейцев на плодородные земли нагорья. Железная дорога буквально «открыла» внутренние районы для европейских фермеров, миссионеров и чиновников; вместе с тем она способствовала борьбе с рабством, болезнями и голодом. Ко времени завершения строительства дороги вооруженное сопротивление африканского населения британским колониальным захватам фактически прекратилось, но приток европейских поселенцев в Кению дал африканцам веские основания для недовольства. Чтобы обеспечить европейских поселенцев (главным образом британцев и южноафриканцев) земельными наделами, масаев оттеснили в южную часть равнины Лоита в 1913. Свои права на некоторые земли, выделенные колониальной администрацией европейцам, предъявили кикуйю.
Хотя вся полнота власти была в руках губернатора, в 1906 были сформированы консультативные Исполнительный и Законодательный советы, состоявшие из лиц, назначенных колониальной администрацией. В 1920, после образования колонии, белым поселенцам было предоставлено право избирать представителей в Законодательный совет. Поселенцы рассчитывали создать ответственное перед избирателями правительство, причем, добиваясь расширения своего представительства, выступали против аналогичных требований гораздо более многочисленной индийской общины. В 1923 вышла знаменитая «белая» книга британского министерства по делам колоний, где подчеркивался приоритет интересов африканцев. И хотя белые поселенцы не добились самоуправления, представительство в Законодательном совете индийцев и арабов (впервые они были допущены в этот орган в 1924) оставалось непропорционально низким. Интересы африканского населения выражал европеец, назначенный колониальными властями.
Во время Второй мировой войны территория Кении служила важным плацдармом, откуда осуществлялись захват Итальянского Сомали и операции по освобождению Эфиопии. Война стала мощным стимулом для подъема африканского национально-освободительного движения. Губернатор Кении в 1944 впервые назначил африканца членом Законодательного совета, в том же году была создана первая многонациональная политическая партия африканцев – Кенийский африканский союз. Руководящие посты в этой организации вскоре захватили кикуйю, наиболее активная африканская этническая группа, которая больше других пострадала от европейцев. В 1947 союз возглавил Джомо Кениата, бывший президент Центральной ассоциации кикуйю. Численность Законодательного совета постепенно увеличивалась, и он становился менее зависимым от губернатора и его административного аппарата. В 1952 Законодательный совет стал многонациональным органом, в его состав входили выборные члены – 14 европейцев, 1 араб, 6 выходцев из Азии, а также назначаемые губернатором – 6 африканцев и 1 араб. В 1954 в качестве влиятельного органа исполнительной власти был сформирован совет министров.
Важнейшей вехой в истории Кении стало вооруженное восстание Мау Мау (1952–1956) – освободительное движение, направленное против колониального режима и белых поселенцев. Главной движущей силой восстания были кикуйю, однако имелись опасения, что основные цели движения – протест против насильственного захвата земель африканцев, борьба против европейцев и ценностей западной цивилизации – смогут получить поддержку и других народов Кении. Участники движения Мау Мау (вопрос о происхождении этого названия остается спорным) боролись не только против англичан, но и против тех кикуйю, которых они считали предателями. Многочисленные жертвы свидетельствуют о жестокости повстанцев, а также тех, кто подавил восстание. Против Джомо Кениаты было выдвинуто обвинение в руководстве восстанием, и в 1953 он был приговорен к семи годам каторжных работ. В 1959 Кениата был освобожден из тюрьмы и сослан в отдаленную деревню на севере Кении, где находился до 1961.
После того как движение Мау Мау в основном прекратило свою террористическую деятельность, в состав Законодательного совета было решено выбирать шесть африканцев, Однако избирательное право было ограничено образовательным и другими цензами. Согласно конституции 1958, представительство африканцев в совете было расширено, но лидеры африканского населения требовали проведения демократических выборов по принципу «один человек – один голос». Выходцы из Европы и Азии, составлявшие меньшинство населения, опасались последствий проведения всеобщих выборов.
На конференции, проходившей в 1960 в Лондоне, было достигнуто соглашение между африканской стороной и европейцами из Партии новой Кении, возглавлявшейся Майклом Бланделлом. Самые непримиримые представители белого меньшинства выступили против этого соглашения, направленного на ликвидацию расовой сегрегации и подготовку страны к получению статуса независимого государства. После конференции была сформирована новая партия – Кенийский национальный африканский союз (КАНУ), провозгласивший лозунг «Ухуру» («Свобода»). Во главе союза стояли лидер кикуйю Джеймс С.Гичуру и профсоюзный деятель Том Мбойя. Впоследствии в рядах КАНУ начались разногласия, и образовалась оппозиционная партия Демократический союз африканцев Кении (КАДУ), во главе с Р.Нгалой и М.Мулиро. В феврале 1961 состоялись выборы в Законодательный совет, на которых КАНУ завоевал 18 из 33 отведенных африканцам мест, а КАДУ – 11. Еще 20 мест были зарезервированы за представителями европейской, азиатской и арабской общин. Сначала обе партии отказались от участия в правительстве, выставив условием освобождение Кениаты из заключения, но в апреле представители КАДУ все же вошли в состав правительства. В августе Кениата был освобожден, а в октябре возглавил КАНУ.
Период независимости. Ни КАНУ, ни КАДУ не были удовлетворены действовавшей конституцией, и переговоры с англичанами возобновились. КАНУ выступал за скорейшее предоставление независимости и создание сильного центрального правительства. КАДУ вынашивал планы создания аморфной федерации автономных провинций. В качестве основы для продолжения переговоров в апреле 1962 была принята компромиссная конституция, предложенная Великобританией, и вслед за этим было сформировано коалиционное правительство КАНУ – КАДУ, в которое вошли Кениата и Нгала. Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоящего из Палаты представителей (117 членов) и Сената (41 член). В административном отношении Кения была разделена на семь полуавтономных округов, в каждом из которых функционировало региональное законодательное собрание. Принцип резервирования определенного числа мест для лиц неафриканского происхождения был отвергнут, и в мае 1963 состоялись парламентские выборы. КАДУ добился контроля над законодательными собраниями провинций Рифт-Валли, Прибрежной и Западной. КАНУ завоевал большинство мест в Сенате и Палате представителей, а также в законодательных собраниях провинций Центральной, Восточной и Ньянза. Из-за бойкота сепаратистски настроенными сомалийцами были сорваны выборы в Северо-Восточной провинции, поэтому там не был сформирован местный законодательный орган и места представителей этой провинции в Сенате и Палате представителей остались вакантными. Тем не менее Кения добилась внутреннего самоуправления, и Джомо Кениата стал первым премьер-министром страны. Несмотря на протесты КАДУ, в октябре 1963 Великобритания и КАНУ пришли к соглашению о внесении поправок в конституцию, направленных на укрепление власти центрального правительства. 12 декабря 1963 Кения обрела независимость. В 1964 страна была провозглашена республикой; конституционные поправки еще больше расширили полномочия центрального правительства.
После получения независимости Кения официально заявила о своей приверженности политике неприсоединения, но фактически проводила прозападную политику. Правительство страны уделяло большое внимание созданию союза с другими государствами Восточной Африки. Хотя Кении, Танзании и Уганде не удалось образовать Восточноафриканскую федерацию, их усилия привели к возникновению в 1967 Восточноафриканского экономического сообщества (ВЭС), что позволило сохранить таможенный союз и другие совместные региональные экономические организации, куда все три страны входили еще с колониальных времен. Из-за политических и экономических разногласий, возникших в 1970-е годы между странами-участниками, ВЭС практически прекратил свое существование в 1977, а в 1984 был официально распущен. Ухудшились отношения с Сомали, которое поддержало выступления сомалийского населения Кении за выход Северо-Восточной провинции из состава государства. В 1968 было достигнуто соглашение о нормализации отношений между обеими странами, и сепаратистское движение сомалийцев на северо-востоке Кении быстро сошло на нет.
После самороспуска КАДУ в 1964 на протяжении некоторого времени КАНУ оставался единственной политической партией в стране. Однако в 1966 в нем произошел раскол, и часть членов во главе с бывшим вице-президентом Кении Огингой Одингой создала оппозиционный Союз народа Кении (КПУ). Он отстаивал более «научный» путь к социализму и критиковал правительство за медленные темпы перераспределения земли и игнорирование проблемы трудоустройства кенийцев, а в сфере внешней политики призывал к сближению с коммунистическими странами. КПУ получил поддержку только в районах, населенных луо. В июне 1969 был убит член правительства Том Мбойя, луо по этнической принадлежности. Его считали вероятным преемником Кениаты на посту президента. Отношения между кикуйю и луо обострились, и после беспорядков в районах проживания луо правительство запретило КПУ. Таким образом, Кения осталась однопартийным государством. Одинга провел 15 месяцев под домашним арестом, но в 1971, вскоре после освобождения, снова вступил в КАНУ. Несмотря на продолжавшуюся борьбу фракций в КАНУ и в правительстве, при Джомо Кениате, авторитетном лидере, который бессменно руководил Кенией с 1963, политическая остановка в стране стабилизировалась. Тем не менее накапливалась социальная напряженность. Из-за быстрых темпов естественного прироста населения и значительного оттока сельского населения в города там росли безработица и преступность. Постоянным источником недовольства африканского населения было привилегированное положение в экономике европейцев и выходцев из Азии.
Правление президента Даниела арап Мои. После смерти Кениаты в 1978 его преемником на посту президента стал бывший вице-президент Даниел арап Мои, календжин по этнической принадлежности. Он быстро укрепил свои позиции, хотя, по мнению критиков, его режим был авторитарным и коррумпированным. В середине 1982 младшие офицеры военно-воздушных сил ВВС при поддержке студентов предприняли неудачную попытку свергнуть Даниела арап Мои, сопровождавшуюся грабежами магазинов Найроби и нападениями на азиатское население. Правительство закрыло на год университет в Найроби, привлекло тысячу человек к судебной ответственности за участие в перевороте, и в 1985 два его руководителя были повешены по приговору суда.
Властные структуры Кении были поражены коррупцией. Роберт Оуко, самый высокопоставленный луо в кабинете Даниела арап Мои, был убит спустя несколько месяцев после того, как ему было поручено официальное расследование по фактам коррупции. Когда выяснилось, что в убийстве Роберта Оуко замешан ближайший соратник президента Николас Бивотт и что он утратил поддержку среди луо, Даниел арап Мои отправил его в отставку. В знак протеста против «растущей жестокости» режима Германия отозвала своего посла из Найроби, а иностранные кредиторы стали оказывать финансовое давление на правительство Даниел арап Мои, чтобы тот разрешил деятельность других политических партий. Даниел арап Мои пошел на уступки, и в декабре 1992 в конституцию Кении была внесена соответствующая поправка.
Главным оппонентом КАНУ стал Форум за восстановление демократии (ФОРД), десятки видных членов КАНУ перешли в другие партии. ФОРД, во главе которого стояли Огинга Одинга и Кеннет Матиба, вскоре раскололся по этническому признаку. На состоявшихся впервые за четверть века демократических президентских выборах в декабре 1992 Даниел арап Мои получил 37% голосов, Матиба – 26%, Мваи Кибаки (его поддерживала главным образом Демократическая партия кикуйю) – 19% и Огинга Одинга – 18%. Из 188 мест в Национальной ассамблее КАНУ завоевал 97. В 1993 правительство Даниел арап Мои согласилось на проведение экономических реформ, к которым его давно подталкивали Всемирный банк и МВФ, после чего они предоставили Кении в качестве помощи значительные средства для обслуживания внешнего долга, достигшего 7,5 млрд. долл. Даниел арап Мои не уставал повторять, что многопартийность будет способствовать усилению этнических конфликтов.
В середине 1990-х годов наметились демографические, экономические и политические тенденции, создающие основу для роста благосостояния населения и развития демократии. Ежегодные темпы естественного прироста населения страны, бывшие одними из самых высоких в мире (4%), в 1995–1998 годах сократились до 2,2%, как в результате падения рождаемости, так и увеличения смертности из-за распространения СПИДа. Продолжался рост экономики, основными отраслями которой оставались потребительское сельское хозяйство, экспортное производство чая и кофе, туризм. По подсчетам кенийского правительства, в 1995 ВВП страны возрос на 5%, а в 1996 – на 4%. Кения продолжала движение к многопартийной демократии, накануне всеобщих выборов 29 декабря 1997 прошли оживленные дискуссии о конституционной реформе. В 1997–1998 накопленный позитивный потенциал был подорван совокупностью политических, экономических и природных факторов. Предвыборная кампания сопровождалась многочисленными актами насилия в центральной части и на побережье Кении. Это нарушило обычный ход сельскохозяйственных работ. Ожесточенная предвыборная борьба ведущих политических партий завершилась переизбранием Даниела арап Мои на пятый пятилетний (последний для него) президентский срок. В начале 1998 необычайно сильные ливни при прохождении тайфуна уничтожили посевы, размыли дороги и разрушили мосты на главной транспортной артерии страны, соединяющей порт Момбасу с Найроби. Сельскому хозяйству, в том числе его экспортным отраслям, был нанесен существенный урон. После сообщений в зарубежных средствах массовой информации об актах насилия и эпидемиях поток иностранных туристов в Кению резко сократился.
В августе 1998 здание посольства США в Найроби было взорвано террористами. Погибли свыше 200 кенийцев и 12 американцев, сотни людей получили ранения. В стране распространена коррупция, ставшая тормозом экономического, социального и политического развития. МВФ, Всемирный банк и страны ЕС предупредили Кению о возможном прекращении экономической и финансовой помощи.
Источник: WorldStory.ru