Вероятно, первыми на территорию Юго-Западной Африки пришли койсаноязычные народы, предки современных сан (бушменов), живущих на северо-востоке Намибии и северо-западе Ботсваны. Они были организованы в небольшие родственные группы и занимались охотой и собирательством, при этом у каждой группы была своя обширная территория.
Скупые и фрагментарные данные археологии, лингвистики и устной традиции позволяют составить лишь приблизительную картину миграций племен до 19 в. Вероятно, наиболее важные миграции растягивались во времени на несколько столетий. Отдельные племенные группы нама, продвигавшиеся в северном направлении в южные районы плоскогорья, насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Они сочетали охоту с примитивным скотоводством, как и намаязычные горные дамара на севере плоскогорья и в пределах центральной части Большого Уступа. Герероязычные скотоводы мигрировали на юг в район плоскогорья Каоко (племена химба, тджимба) и в центральные районы плато (гереро, мбандеру). Все они были скотоводами и не создали централизованную социально-политическую организацию. Группы охотников и скотоводов постоянно передвигались в поисках пастбищ и воды, преодолевая огромные расстояния.
Иначе складывалась ситуация на севере. Мигрировавшие сюда овамбо оседло расселились вдоль рек Кунене и Окаванго и на расположенных между ними внутренних заливных равнинах. Так возникли районы постоянных поселений, разделявшиеся лесными массивами. В зависимости от природных условий в этих районах могли жить от нескольких сотен человек (на засушливом западе) до нескольких десятков тысяч человек (в более увлажненных северо-восточных районах), где возникли «королевства», сложившиеся над матрилинейными кланами и составившие основу традиционной социально-экономической организации населения. Далее к востоку основными торговыми путями и маршрутами миграций служили реки Окаванго и Замбези. Племена овамбо занимались добычей меди на плато Отави, железной руды в Кассинге и соли в обширной бессточной впадине – солончаке Этоша.
Начавшееся с конца 18 в. продвижение европейцев из Капской колонии вынудило некоторые частично европеизированные группы местного населения переправиться на правобережье р.Оранжевой. Народ орлам расселился среди нама вплоть до северо-западной части плоскогорья Каоко. Их вторжение нарушило традиционный уклад жизни местного населения и хрупкий социально-политический баланс в здешних краях. Орлам были нужны товары, которые они могли бы обменять на европейские промышленные изделия. Они использовали свое техническое превосходство над местным населением (бычьи упряжки и огнестрельное оружие) для захвата единственного товара, пользовавшегося спросом у европейцев – принадлежавшего гереро скота. В 1830–1850-х годах вождь орлам Йонкер Африкаанер подчинил многие племена нама и гереро и создал военно-территориальное образование, власть которого распространялась на бульшую часть центральных районов современной Намибии. Йонкер Африкаанер управлял этим образованием из своих ставок в Виндхуке и Окахандье. Тогда же во внутренние районы южной части Намибии проникли европейские торговцы и миссионеры, после 1840 наибольшую активность здесь проявляло Рейнское миссионерское общество. После смерти Йонкера Африкаанера в 1861 его государство распалось, однако всеобщая заинтересованность в нормальной торговле сдерживала междоусобные столкновения и угон скота.
Ухудшение обстановки на севере, связанное с двумя рейдами людей Йонкера и первой попыткой португальцев захватить внутренние районы южной Анголы, обеспокоили вождей овамбо, которые начали вооружаться. В 1860–1870-е годы главным предметом меновой торговли была слоновая кость, однако когда слоны были истреблены, местная знать стала совершать набеги на своих северных соседей и угонять у них скот, а также установила специальный налог на скот. Появилась даже особая прослойка военных руководителей, ленга, сосредоточивших в своих руках значительную власть.
В 1878 Великобритания захватила район Уолфиш-Бея, присоединив его через шесть лет к Капской колонии. Но первый решительный шаг к колонизации внутренних районов Намибии сделала в 1884 Германия, объявив протекторат над территориальными приобретениями бременского купца Людерица, который купил у вождя одного из племен нама бухту Ангра-Пекена и прилегающий к ней район. Затем немцы сумели навязать местным вождям т.н. «договора о защите», т.е. о протекторате, и вскоре под контролем Германии оказалась значительная часть территории. Для управления новыми владениями было создано «Германское колониальное общество Юго-Западной Африки», просуществовавшее ок. 10 лет. Когда Обществу оказалось не по силам справиться с вооруженным сопротивлением намибийцев, официальный Берлин направил туда губернатора, Теодора Лейтвейна, после чего в Намибию прибыли первые белые поселенцы. В 1897–1898 в Намибии разразилась эпидемия чумы рогатого скота, принесшая огромные бедствия местному сельскому населению. В результате грабительских действий белых торговцев и дальнейших захватов земли потерпела крах проводимая губернатором политика постепенных выборочных захватов и вытеснения африканцев в экономически неперспективные районы. В январе 1904 на борьбу с немецкими колонизаторами поднялись гереро. После решающей победы при Ватерберхе командующий немецкими частями Лотар фон Трота отдал приказ о физическом истреблении всех гереро. В конце того же года под предводительством вождя Хендрика Витбоя против немцев выступили народы южной Намибии. К моменту прекращения боевых действий в 1907 потери намибийцев составили ок. 100 тыс. человек, или 60% населения, жившего в пределах плоскогорья.
Германская колониальная администрация установила жесткий режим принудительного труда в т.н. полицейской зоне, конфисковав у местного населения землю и скот. Всемерно поощрялось размещение на «освободившихся» землях белых поселенцев, и в 1913 их численность превысила 1,3 тыс. человек. Колониальные власти не стремились установить режим прямого управления над хорошо вооруженными овамбо, что частично объяснялось нехваткой рабочих рук для строительства железной дороги, а также для работ на новых шахтах в Цумебе (добыча меди с 1906) и для добычи алмазов на юге пустыни Намиб (с 1908). В такой ситуации решить проблему могло лишь привлечение рабочих-мигрантов из северных районов. К 1910 ежегодно 10 тыс. рабочих-овамбо отправлялись в долгий и опасный путь на юг.
В 1914 Южно-Африканский Союз (ЮАС) вступил на стороне Великобритании в Первую мировую войну и в следующем году разгромил колониальные войска Германии на территории Намибии. В 1920 Намибия была передана под управление ЮАС в качестве подмандатной территории Лиги наций, который получил право выполнять здесь законодательные, исполнительные и судебные функции (полный мандат категории «С»). Переход Намибии под контроль ЮАС и нападение на нее португальцев с территории Анголы предопределили установление в Овамболенде колониального господства. Это совпало с голодом 1915–1916, который, вместе с разразившейся двумя годами позднее эпидемией гриппа, унес в могилу около четверти населения Овамболенда. В 1917 в ходе южно-африканской карательной экспедиции был убит вождь Н.Мандуме, который в последний год своего правления стремился к объединению всех овамбо. Еще дважды ЮАС использовал военную силу (теперь уже включая воздушные бомбардировки) для усмирения местного населения – в 1922 для подавления восстания бондельсвартов (одной из этнических групп нама) на юге и в 1932 против одного из вождей овамбо Ипумбу.
В 1920-е годы на Намибию стала распространяться южно-африканская политика расовой дискриминации, заключавшаяся в создании резерватов для обеспечения белых поселенцев дешевой рабочей силой, контроле за притоком сельского населения в города, направленном на ограничение заселения городов африканцами, резервирование за белыми рабочих мест в определенных сферах, введении пропусков для контроля за передвижением черного населения, установлении комендантского часа в городах в ночное время суток. Северные районы страны, где проживало ок. 70% всего населения, были изолированы от полицейской зоны. Там немногочисленная колониальная администрация контролировала назначенных колониальными властями вождей, которые осуществляли непосредственные управленческие функции. В полицейскую зону допускались только северяне, имеющие при себе контракт на работу сроком от 12 до 18 месяцев.
В 1945 вместо Лиги наций была создана ООН. В следующем году ООН отвергла просьбу ЮАС о включении в ее состав территории Юго-Западной Африки. В ответ ЮАС отказался передать эту территорию под опеку ООН, начав тем самым затяжное судебное разбирательство в Международном суде ООН. В 1966 Международный суд 13 голосами против 12 отказал в ходатайстве двум бывшим членам Лиги наций, Эфиопии и Либерии, о лишении Южно-Африканской Республики (ЮАР) мандата на управление Намибией, решив, что эти две страны не имеют права возбуждать судебное дело по данному вопросу. Генеральная ассамблея ООН аннулировала мандат ЮАР и передала Намибию под эгиду ООН. В 1971 Международный суд подтвердил законность этого шага.
В межвоенный период движение антиколониального протеста возглавляли вожди племен нама и гереро. В 1950-е годы были созданы первые студенческие ассоциации и другие современные политические организации. Вслед за столкновением в Виндхуке 10 декабря 1959, когда полицейские убили 13 демонстрантов, протестовавших против принудительного переселения африканцев в новый тауншип Катутура, настроенные против колониального режима лидеры Организации народов Овамболенда приняли решение о преобразовании этой организации в Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО). Обращения в ООН о предоставлении независимости поступали от вождей племен, представителей духовенства и лидеров набиравшего силу национально-освободительного движения. После отказа Международного суда ООН в 1966 лишить ЮАР мандата на управление Намибией СВАПО начала партизанскую войну, которая продолжалась 23 года. После крушения в 1974 колониального режима в соседней Анголе военные действия приобрели более жесткий характер.
Решение Международного суда 1971 о передаче Намибии под опеку ООН, забастовка рабочих-контрактников и более активное участие церквей в политической жизни ознаменовали начало периода массового сопротивления колониальному правлению. К середине 1970-х годов ЮАР была вынуждена признать право Намибии на независимость. В 1975–1977 по инициативе ЮАР в гимнастическом зале Виндхука Турнхалле проходила т.н. «конституционная конференция» с участием послушных южно-африканским властям политических группировок. Была выработана конституция, основанная на административном разделении страны по этническому признаку. Учрежденное на этой конференции переходное правительство начало проводить куцые реформы, но так и не сумело занять выгодное положение «золотой середины» между южно-африканскими колонизаторами и радикальной СВАПО. Под давлением своих западных союзников, членов Совета безопасности ООН – США, Великобритании, Франции, Западной Германии и Канады, позднее образовавших т.н. «контактную группу», в апреле 1978 ЮАР согласилась на прекращение огня и проведение в Намибии выборов под наблюдением ООН. Однако несколько позже она отвергла план ООН, основанный на предложениях стран Запада. В дальнейшем позиция ЮАР еще более ужесточилась после того, как в 1980-е годы администрация США выдвинула требование об увязке вывода южно-африканских войск из Намибии с выводом кубинских войск из Анголы, что еще на 10 лет отсрочило решение намибийской проблемы.
ЮАР, потерпев военное поражение в южной Анголе, в 1988 при посредничестве США и СССР пошла на переговоры с Анголой и Кубой по вопросу об урегулировании ситуации на юге Африки. С 1 апреля 1989 в соответствии с резолюцией 435 Совета Безопасности начался рассчитанный на год переход Намибии к независимости, осуществляемый под контролем ООН.
Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ) состояла из 8 тыс. человек из 26 государств мира и включала военный, полицейский и гражданский контингенты. В переходный период лидеры СВАПО и более 40 тыс. их сторонников вернулись из изгнания на родину, прошла регистрация политических партий и 95% потенциальных избирателей; наконец, 97% избирателей приняли участие в выборах в Учредительную ассамблею, проведенных под наблюдением ООН, на которых за СВАПО проголосовало 57% избирателей. Учредительная ассамблея разработала и приняла конституцию Намибии. 21 марта 1990 Намибия была провозглашена независимой республикой, а ее первым президентом стал лидер СВАПО Сэм Нуйома, который в 1970–1980-е годы находился в изгнании.
Намибия потребовала возвращения ей зоны Уолфиш-Бей, которой как частью Намибии с 1922 по 1977 управляла ЮАР (затем она была включена в состав Капской провинции ЮАР). В 1992 ЮАР согласилась на совместное управление этим анклавом, а 1 марта 1994 передала всю территорию Уолфиш-Бея Намибии.
После провозглашения независимости ситуация в Намибии в целом была мирной и спокойной. Главными направлениями государственной политики были достижение национального примирения, социального равенства и экономическое развитие. На выборах 1994 СВАПО еще больше укрепила свои политические позиции. Наметился умеренный экономический рост в сфере иностранного туризма, рыболовстве и обрабатывающей промышленности, достигнутый прежде всего за счет государственных инвестиций. К концу первого десятилетия независимости наиболее сложными проблемами Намибии оставались забастовочное движение, недовольство крестьян ходом земельной реформы, безработица.
Период независимого развития. В 1997 был списан внешний долг Намибии, унаследованный от колониального периода. Финансовую помощь оказывали Германия, Китай и Испания.
В ноябре 1998 принята поправка к конституции, согласно которой первый президент республики Сэм Нуйома получил право переизбираться на третий срок. На президентских выборах 1999, получив 76,8% голосов избирателей, он вновь был избран главой государства. В 1998–1999 в полосе Каприви (северо-восток страны) подавлено сепаратистское вооруженное восстание, организованное «Движением за освобождение Каприви».
На выборах в парламент, состоявшихся 15–16 ноября 2004, убедительную победу одержала СВАПО (55 из 72 мест). «Конгресс демократов» получил 5 мест, «Демократический альянс Турнхалле Намибии» – 4 места, а партии «Демократическая организация национального единства» и «Объединенный демократический фронт» – по 3 места каждая. Спикером Национальной ассамблеи избран Читендеро Мозес (Mozes Tjitendero). 20 марта 2005 на этот пост избран Гурираб Тео-Бен (Theo-Ben Gurirab). В Национальном совете парламента, избранном 29–30 ноября 2004 г. 24 места (из 26) также получила СВАПО, остальные 2 места – «Демократический альянс Турнхалле Намибии» и «Объединенный демократический фронт». Председателем Национального совета стал Капере Ассер (Asser Kapere).
После подписания президентом С.Нуйомой соглашения с российской компанией «АЛРОСА» о совместной разведке и добыче алмазов (апрель 1998) «Де Бирс» утратил монополию на добычу намибийских алмазов. В 1999–2000 парламентом приняты «Закон об алмазах» и поправки к «Закону о разведке и добыче минералов», облегчивших доступ иностранных инвестиций в алмазодобывающую отрасль и усиливших государственный контроль над добычей алмазов.
В 2004 г. ВВП составил 14,76 млрд. долл. США, его рост – 4,8%. В том же году инвестиции составили 19,6% от ВВП, а инфляция – 4,2%. По прогнозам, в 2005 инфляция должна составить 3,9%. В 2005 внешний долг составляет 12 млрд. намибийских долларов (2 млрд. долл. США). Внешняя помощь поступает из Бельгии, Германии, Исландии (подготовка кадров и научные исследования в сфере рыбного промысла), Франции и Швеции.
Экономическая политика правительства направлена на дальнейшее развитие горнодобывающей и обрабатывающей промышленности с помощью привлечения иностранных инвестиций. Одной из самых острых проблем внутренней политики остается перераспределение земли. Проведение земельной реформы, начавшееся во второй половине 1990-х, привело к обострению социальной напряженности в стране. События в соседней Зимбабве (захват ферм, принадлежавших белым гражданам) вынудило правительство Намибии искать компромиссные решения земельного вопроса.
Серьезными проблемами являются также рост заболеваемости СПИДом и безработица (ок. 40%). Правительство уделяет большое внимание проблеме равенства полов во всех сферах жизни страны и борьбе с коррупцией. В мае 2005 на обсуждение вынесен законопроект об ассигновании 65 млн. намибийских долларов для реализации государственной пенсионной программы.
Источник: WorldStory.ru