КОРЕЙЦЫ И КОМПЬЮТЕРЫ (В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ)
Наверное, все наши читатели знают, что Корея относится к числу самых компьютеризированных стран планеты. Однако выражения типа «самая компьютеризированная», «самая интернетизированная» страдают неконкретностью, и лучший способ от этой неконкретности отделаться – это обратиться к статистике. Как известно, статистика знает все, а корейская статистика – в особенности. Статистический учет в Корее налажен великолепно, и время от времени местный Госкомстат – Национальное управление статистики – радует публикациями статистических материалов по самым неожиданным темам и вопросам.
5 декабря 2001 года Национальное управление статистики опубликовала результаты своего очередного исследования, которое было посвящено тому, как же обстоят в Корее дела с компьютеризацией. О результатах этого обследования я и хотел бы поведать вам сейчас.
Итак, сколько же в Корее компьютеров? По данным статистики, компьютер имеют 53,8% корейских семей. Наиболее компьютеризированным городом Кореи является не Сеул, как можно было бы ожидать. Больше всего компьютеровладельцев (65,3%) – в крупном промышленном центре Ульсане, что находится на юге страны, а столица находится лишь на втором месте (63% сеульских семей имеют компьютеры дома). При этом существует связь между родом занятий и шансами на то, что у человека есть дома компьютер. Компьютерами владеет 75% семей служащих, но только 26,7% семей крестьян. Впрочем, не уверен, что слово «только» здесь применимо – достаточно подумать о том, какая часть российских сельских семей имеет дома компьютер.
Впрочем, компьютер в наше время – это, в первую очередь, средство подсоединения к Интернету. И вот в этой области у Кореи почти нет равных. Среднестатистический корейский пользователь проводит в Интернете 13,4 часа в неделю – то есть примерно 2 часа в день. Как и следовало ожидать, мужчины находятся в Сети дольше, чем женщины: 15,3 против 11,2 часа в неделю. Особо надолго уходит в виртуальный мир молодежь – те, кому от 20 до 30, работают в Интернете по 17,8 часов еженедельно. С этим в Корее особых проблем нет, ведь старое доброе телефонное соединение (dial-up) здесь уже почти не используется. В Корее на 48 миллионов человек приходится 7 миллионов выделенных линий скоростного доступа в Интернет – тех самых скоростных линий, которые в России сейчас могут позволить себе в основном крупные компании. В Корее выделенная линия стоит очень немного – 96,7% пользователей таких линий платят за доступ менее 50 тысяч вон (т.е. менее 40 долларов) в месяц. Доступны такие линии повсеместно, кроме отдаленных деревень, жителям которых приходится пользоваться телефонным соединением.
О том, что компьютер стал частью повседневной жизни молодежи, свидетельствует и другая цифра: 98,3% корейцев в возрасте от 15 до 19 лет умеют пользоваться компьютером. Не отстают и совсем маленькие: 65% школьников младших классов хотя бы раз пользовались Интернетом (впрочем, надо учесть, что в Корее в начальной школе учатся 6 лет). У старшего поколения дела обстоят, как и следовало ожидать, существенно хуже: компьютерно грамотны только 17% корейцев в возрасте от 50 до 60 лет.
Что же делают корейцы в Интернете? Ответ на этот вопрос несколько разочаровывающий: они там играют и слушают музыку, а также смотрят телевизор (и еще, конечно, обмениваются почтой). Почти полный переход на скоростные линии делает возможным распространение интернет-телевидения. Сейчас в Корее действует более двух тысяч интернетовских телестанций (и бессчетное количество радиостанций). В этом нет ничего удивительно – оборудовать такую станцию можно с самыми минимальными вложениями, стоит она в сотни раз дешевле, чем традиционная радио- или телестанция. Позволяют выделенные линии и играть в бесчисленные стрелялки-догонялки, а иногда – и в более осмысленные игры, чем корейская молодежь и пользуется. Впрочем, исследования Национального управления статистики показали: чем выше уровень образования, тем больше шансов на то, что человек будет использовать Интернет для извлечения информации, а не для отстрела виртуальных инопланетян.
В последние несколько лет много говорят и о развитии интернет-коммерции, о том, что скоро многие покупки будут совершаться через компьютер. Корейский опыт, однако, заставляет настороженно относиться к подобным прогнозам. Покупать товары в виртуальном магазине корейцам как-то непривычно – хотя таких магазинов в последнее время в корейской Сети появилось великое множество. Однако без живого контакта с живым продавцом получается как-то непривычно, так что статистика утверждает, что за последние полгода лишь 15,3% корейцев купили что-то через Интернет. В основном таким образом приобретают книги и музыкальные записи, хотя купить так сейчас можно буквально все.
В целом же по основным показателям компьютеризации – количеству машин, количеству абонентов Интернета, времени, которое пользователь проводит в сети – Корея стабильно входит в первую мировую десятку, а по некоторым таким показателям (например, по доле выделенных линий) она вообще занимает первое-второе место в мире.
Источник: А. Н. Ланьков