Корейские марки
Старые филателисты с грустью говорят, что в последнее десятилетие их увлечение утратило былую популярность. Лет 40 назад трудно было найти школьника, который бы совсем не собирал марки, а сейчас молодежи среди филателистов не так уж много. Наверное, раньше марки были окном в Большой Мир, а сейчас таких окон куда больше, чем полвека назад... Однако, несмотря на все проблемы, филателия жива. И сегодня я бы хотел рассказать о корейских почтовых марках тем нашим читателям, которые неравнодушны к этому старому увлечению.
Дата появления первой корейской почтовой марки известна совершенно точно. Первый выпуск марок состоялся в 1884 году, в 1-й день 10-й луны (то есть 18 ноября по западному календарю). Инициатором выпуска стал 29-летний чиновник Хон Ён-сик, активный сторонник преобразования государственной структуры Кореи по образцу западных государств. Именно он настоял на создании в стране почтовой системы современного типа и именно он стал ее первым руководителем. Банкет по поводу открытия центрального почтамта в Сеуле реформаторы решили использовать как удобный момент для совершения государственного переворота, в результате которого в Корее должны были начаться решительные преобразования, отчасти похожие на петровские реформы в России или реформы Мэйдзи в Японии. Поначалу заговорщикам сопутствовала удача, но новое правительство смогло продержаться у власти всего лишь несколько дней, а потом было свергнуто консерваторами при помощи китайских войск. Как и многие другие реформаторы Хон Ён-сик был арестован и вскоре казнен. Почтовое служба, как «изобретение западных дьяволов» также прекратила свое существование, так что марки первого выпуска находились в обращении чуть больше двух недель.
По первоначальному плану предусматривался выпуск марок пяти номиналов, достоинством в 5, 10, 25, 50 и 100 мун. «Мун» (или, в китайском произношении того же самого иероглифа, «вэнь») – это мелкая медная монета, широко использовавшаяся в Китае и Корее. На практике в обращение поступили только марки достоинством в 5 и 10 мун, а марки трех других номиналов, хотя и были выпущены, на практике не использовались: ведь хождение марок первого выпуска продолжалось очень недолго. Марки были отпечатаны в Японии и не отличались особой изысканностью дизайна. Как и большинство марок того времени, они были одноцветными: 5-муновая марка – красной, а 10-муновая – синей. Рисунка не было, его заменял простой узор. Надписи были выполнены на иероглификой (которую, как известно, можно читать по-корейски, по-китайски, по-японски и по-вьетнамски), корейским алфавитом и латинским шрифтом. Напечатали марки довольно большим тиражом - 2,8 миллиона экземпляров
Падение реформаторского правительства имело для Кореи катастрофические последствия. К власти вернулись люди, которые надеялись, что им удастся игнорировать происходящие за пределами Кореи перемены и править страной так, как будто на дворе стоит XI, а не XIX век. Конечно эта попытка была обречена на провал, и реформы проводить пришлось все равно, но с опозданием, которое, возможно, стоило Корее независимости. Выпуск марок возобновился в 1895 г., когда в стране была воссоздана (или, скорее, создана) современная почтовая служба. Тогда и состоялся второй (фактически – первый) выпуск корейских почтовых марок. Марки были 4-х номиналов, и тираж напечатали в США, На марках выпуска 1895 г. был изображен символ «великого предела» (кит. Тайцзи, кор. Тхэгык) – круг, образованный началами «инь» и «ян», в окружении триграмм из «Книги перемен». Незадолго до этого «великий предел» стал официальным символом Кореи, и не удивительно, что он попал на корейские марки. Надписи на марках 1895-1905 гг., по-прежнему выполнялись иероглификой, а также корейским и латинским алфавитами. Всего за это десятилетие было выпущено 55 марок. В 1902 г., в связи с 40-летием нахождения на престоле короля Кочжона, вышла и первая в истории страны юбилейная марка.
В 1910 г. Корея потеряла независимость и стала японской колонией. Однако корейская почта была ликвидирована еще раньше, в 1905 г. Поэтому в 1905-1945 гг. своих марок в Корее не выпускалось, и корейцы пользовались японскими почтовыми знаками.
Возродились корейские марки после освобождения страны. С февраля 1946 г. в Южной Корее стали пользоваться японскими марками, на которых были сделаны корейские надпечатки, а 1 мая 1946 г. состоялся первый после 35-летнего перерыва выпуск корейских почтовых марок. Тогда их впервые напечатали внутри страны. Любопытно, что на южнокорейских марках 1946-1948 гг. отсутствовало название выпустившего их государства: статус Южной Кореи в те времена был не ясен, формально она оставалась просто «территорией под управлением американской военной администрации». Только в 1948 г., незадолго до формального провозглашения южнокорейского государства, на марках появились хорошо знакомые слова «почта Республики Корея». Надписи на всех послевоенных марках выполнялись хангылем, то есть корейским алфавитом, а на большинстве марок содержалось и написанное по-английски название страны (Korea или Republic of Korea).
В 1948-2001 гг. в Корее было выпущено 2188 почтовых марки. Кроме того, еще 37 марок и надпечаток были выпущены в 1946-1948 гг., когда страна находилась под управлением американской военной администрации. Однако в последние годы напечатанные на компьютерах чеки и специальные штампы все больше вытесняют традиционные марки из обращения, да и число филателистов особо не растет. Немалую роль играет и повсеместное распространение электронной почты, доступ к которой в Корее сейчас имеет практически все взрослое население страны. Статистика подтверждает: в Корее, как и в большинстве развитых стран, привычные почтовые марки постепенно выходят из употребления. Особенно ускорился этот процесс в последние годы. Так, в 2000 г. в Корее было продано на 60% меньше марок, чем в предшествующем 1999 г.
Корейские почтовики пытаются приспособиться к новой ситуации. Недавно, например, Министерство связи объявило, что отныне марки можно изготовлять по индивидуальным заказам! Правда, в отличие о некоторых других стран, где марки сейчас может заказать любой желающий, в Корее тема «заказной» марки утверждается специальной комиссией при Министерстве связи. Первой воспользовалась новой системой известная компания «Хайт», имя которой хорошо известно всем любителям пива. Заказанная этой компанией марка вышла в мае 2001 г. Похоже, что идея прижилась: за период с начала мая по середину июля вышло 670 марок, заказанных компаниями, и 6100 марок по индивидуальным заказам, – больше, чем «официальных» марок за всю историю корейской почты. Суммарный тираж «заказных марок» составил 455 тысяч экземпляров, так что тиражи таких марок был очень невелики (в среднем 60-70 штук).
Итак, марка обречена? Скорее всего, да. Однако 160-летняя история «знаков почтовой оплаты» еще долго будет вдохновлять новые поколения филателистов
Источник: А. Н. Ланьков