Корейское сельское хозяйство: 2001 год
Корейское сельское хозяйство: 2001 год
Традиционно Корея была страной высокоинтенсивного земледелия. Исключительно высокая плотность населения означала, что с каждого гектара земли необходимо получить максимальную отдачу - иначе было бы просто не прокормиться. Примерно две трети территории Кореи покрывают горы, но оставшаяся, пригодная для обработки, треть была распахана еще в незапамятные времена. Необходимость получить с каждого надела максимум калорий определила всю специфику традиционного корейского сельского хозяйства. С этим связано, например, отсутствие в старой Корее скотоводства: гектар пастбища в среднем дает в 10-15 раз меньше калорий, чем тот же гектар, используемый под злаки, и, значит, с него можно прокормить в 10-15 раз меньше людей. Поэтому тратить драгоценную землю под пастбища в Корее прошлых веков было непозволительной роскошью, и скот там использовался исключительно как тягловая сила. Со стремлением к максимальной отдаче от каждого гектара земли связано и предпочтение, которое отдавалось рису. Рис - культура очень трудоемкая, но дающая максимальное количество калорий с каждой единицы площади.
По-настоящему история современного сельского хозяйства Южной Кореи началась после Освобождения страны, когда там прошла земельная реформа. Помещичье землевладение было ликвидировано, а земля - примерно поровну распределена между крестьянами. После этого сельское хозяйство могло развиваться по одному из двух путей. С экономической точки зрения самым рациональным было бы постепенное укрупнение хозяйств - в основном за счет поглощения мелких хозяйств более крупными. Такие хозяйства смогли бы обеспечить производство дешевой продукции. Однако помимо соображений экономических, существуют и соображения политические. Правительство понимало, что «укрупнение» означает разорение большинства крестьян. Потерявшие землю крестьяне в бедствующей и голодающей стране неизбежно бы стали опасным взрывчатым материалом - тем более, что тогда, в пятидесятые, в горах еще постреливали партизаны-коммунисты, и угроза революции была вполне реальной. Поэтому корейские правительства выбрали экономически нерациональное, но политически верное решение: они стали всячески поддерживать мелкие фермы, сохраняя политическую стабильность. Даже сейчас средний размер корейской фермы - чуть больше 1,5 га, а в 1960-е гг. он был еще меньше.
Наиболее распространенной формой поддержки малых нерентабельных хозяйств был госзаказ на рис. Правительство сначала скупало рис у фермеров, а потом реализовало его в розничной торговле себе в убыток, по цене, которая составлял лишь 70-80% закупочной. Таким образом, горожане имели возможность потреблять относительно дешевый рис, а фермеры могли продолжать хозяйствовать на своих крохотных наделах, на которых и мотоблок-то с трудом может повернуться. Вдобавок, правительство держало высокие пошлины на импортную сельхозпродукцию, оберегая таким образом внутренний рынок. Это было необходимо: высокая себестоимость делала продукцию южнокорейского сельского хозяйства неконкурентоспособной. С другой стороны, военным режимам удалось добиться того, что в семидесятые годы Корея стала полностью обеспечивать себя рисом. Тогда это рассматривалось как большой политический успех и всячески превозносилось в официальной пропаганде.
Эта политика, однако, столкнулась с серьезными проблемами в начале 1990-х гг. Корея все больше зависела от экспорта, а те страны, которые покупали корейские машины, станки и телевизоры, требовали, чтобы Корея также открыла свои рынки для их продукции - в том числе и сельскохозяйственной. В случае отказа они угрожали ввести высокие тарифы на корейскую промышленную продукцию. В частности, подобную позицию занимали и занимают США - крупнейший экспортер продуктов питания и, одновременно, крупнейший рынок сбыта корейской промышленной продукции. Переломным стал 1993 год, когда Корея приняла участие в т.н. «Уругвайском раунде» - серии международных переговоров по проблемам свободы торговли. Корейским дипломатам удалось добиться компромисса - Корея приняла обязательство открыть свой рынок для зарубежной сельхозпродукции, но ей разрешили делать это поэтапно. Завершиться открытие внутреннего рынка должно только к 2005 г. Однако корейские фермеры недовольно снятием тарифных ограничений и сокращением субсидий. Недовольство это часто вырывается в форме бурных демонстраций.
Основой сельского хозяйства по-прежнему является рис, хотя его потребление на душу населения постоянно снижается - на смену рису приходят новые продукты, которые в старые времена корейцы себе позволить не могли. В 2000 г. в Корее, по данным Национального статистического управления, было произведено 7,2 млн. тон риса. Это делает Корею седьмым в мире производителем риса, хотя от лидера - Китая она отстает в 20 раз (китайцы в 2000 г. вырастили 190,2 млн. тон риса). Среднестатистический кореец потребил 93,6 кг риса - на 26 кг меньше, чем в 1990 г., когда потребление составило 119,6 кг (в начале 1980-х гг. душевое потребление риса вообще достигало 130 кг). Из других зерновых следует отметить кукурузу и ячмень. Привычная нам пшеница в Корее почти не выращивается - в 2000 г. в стране было собрано всего лишь 2 тыс. тон пшеницы. Правда, корейцы сейчас стали есть белый хлеб, но хлеб этот выпекается из импортной (в основном, американской) муки.
Источник: А. Н. Ланьков