Лейре - экспериментальная деревня раннего железного века в Дании.
Датский мальчик Ханс-Оле Хансен, как и многие другие его сверстники, увлекался древней историей со школьных лет. Читал книги, восторгался фильмами. Ему повезло - он жил в краю с многочисленными доисторическими стоянками, и имел возможность помогать археологам во время полевых работ. Как-то раз ему захотелось попробовать изготовить какой-либо "доисторический" предмет без помощи современных инструментов.
Желвак кремня был разбит на куски - так получились несколько острых отщепов, которыми можно было резать, царапать, строгать. При помощи этого "инструментария" из обломка кости и палки с развилкой за день работы получился топор. Он очень напоминал оружие, применявшееся охотниками каменного века для добивания раненой и загнанной добычи.
Путь от первого разбитого кремня к первым экспериментальным лабораториям был не слишком короток. В 1962 году редакция детских программ Датского телевидения решила подготовить четыре передачи о том, как две тысячи лет назад строили дома. Зрители должны были увидеть, какими ремеслами нужно владеть для постройки такого дома, как возводится его конструкция, как выглядит он снаружи и изнутри. И как в конце концов дом погибает в огне пожара.
Четыре студента факультета археологии - Ханс-Оле Хансен в их числе - отважно подписали контракт на эту работу. Клиньями расщепили толстые ясеневые стволы, топорами вытесали балки и рейки, стены сплели из прутьев, которые обмазали раствором глины…
Очень жалко было сжигать свой первый "древний" дом. Но жертва была не напрасна - передачи имели резонанс, "объявились" энтузиасты и меценаты, и через два года возник "Историко-археологический исследовательский центр в Лейре". Участок земли в долине Гертхадален в десяти километрах от Роскилле и всего в сорока - от Копенгагена - был арендован сроком на 99 лет. В течение двух лет это место обживали девяносто человек, прибывших сюда, чтобы безвозмездно участвовать в возведении поселения эпохи раннего железа.
В результате нескольких месяцев тяжкого труда они построили деревню из шести домов, вспахали деревянными сохами небольшие поля, обзавелись стадами домашних животных, которые вытаптывали и уничтожали растительность в округе Лейре, придавая ей тот вид, который она имела 200 лет назад. Постепенно возникли и другие здания, площадь деревни выросла до полутора тысяч квадратных метров.
Сначала этим занимались только археологи со своими помощниками. Потом пришла идея пригласить несколько датских семей, чтобы те пожили неделю-другую в доисторической деревне. Члены этих семей научились изготавливать керамику, обрабатывать поля и собирать урожай, сбивать масло, коптить сыры, выделывать кожи, прясть волокно, ткать… И все это произвело на них сильнейшее впечатление.
Такое, что гости попросились пожить в домах железного века и в зимний период. После они признавались, что именно зимними вечерами к ним приходило ощущение, что они действительно приблизились к состоянию, в котором пребывали люди две тысячи лет назад. Или что все это с ними уже происходило - на две тысячи лет раньше.
С тех пор в Лейре бывают дети даже школьного возраста. Приезжают на пять дней в лагерь или на однодневную экскурсию. Для обычных туристических посещений - приехали, пожужжали фотоаппаратами и видеокамерами, приобрели сувениры, уехали - Лейре открыта только неделю в году. Курсы же для всех интересующихся действуют большую часть года. Полный курс обучения рассчитан на 150 дней, но можно ограничиться пятью - по "школьному" образцу.
Под руководством инструкторов в мастерских каждый может приобщиться к ткацкому делу, выделке и обжигу керамики, ковке, пахоте, жатве… Научиться досконально за 150 дней - или получить представление за 5 дней.
Длинные дома Лейре реконструированы на основе археологических находок. Они расположены так, чтобы их торцевые части противостояли господствующим ветрам. Дома хорошо защищают человека от холода и влаги, в них можно хранить продовольственные запасы и корма, достаточные для существования людей и скота. Изгороди вокруг домов не дают скоту объедать соломенные крыши.
Открытый очаг или глиняная печь размещены посреди западной части дома. Пространство вокруг очага устлано соломой и шкурами, и используется как для сидения, так и для сна. В кухне хранятся глиняная и деревянная посуда, плетеные лари и корзины. Вместо столов и стульев используются низкие скамеечки.
В доисторической деревне есть и место для жертвоприношений. Оно расположено в лесу на болоте. На деревянных распорках там подвешены конские шкуры. В таком виде земледельцы древности приносили скот в жертву богам.
Жители Лейре, как и люди раннего железного века, носят одежду из овечьей шерсти. Естественные красители из листьев деревьев и лишайников позволяют получить довольно яркие цвета. Женская одежда не слишком похожа на современную. Она ткется на вертикальном ткацком станке, как единый кусок материи, напоминающий трубу или мешок без дна. Ее надевают через голову, застегивают на плечах и перехватывают в поясе. Обувь - кожаная, шнурованная ремешками, изнутри выкладывается шерстью и сеном. Зимой же для тепла используются тряпичные онучи.
Разумеется, и хозяева деревни живут здесь не безвылазно. И львиную долю строительных и сельскохозяйственных работ выполняют в джинсах и шортах. И антибиотиками, и часами, и телефонами пользуются. Но среди них есть такие, что проводят в Лейре по 5-8 месяцев ежегодно в течение тридцати лет! Вполне современные люди, с современными научными титулами и званиями, с семьями.
В деревню можно придти пешком, а можно увидеть ее с борта самолета. Говорят, что даже это пробуждает такое желание "приобщиться", что многие ему следуют. В общем, стоит попробовать, но важно не потерять головы. Некоторые же остаются…
Источник: МегаТИС