Нахичевань
Город Нахичевань расположен прямо у границы с Ираном, на реке Нахичеванчай.
Древнейший город Азербайджана. Возник в VI в. до н.э. как один из городов Кавказской Албании, в XI в. превратился в столицу государства Сельджукидов. В XII - XIII в.в. - столица государства Эльдигизидов, с 1828 в - Российской империи, с 1923 входит в состав Азербайджана.
Основной достопримечательностью города считаются памятники средневековой архитектуры: мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира ( XI в.) и Момине Хатун ( XII в.) , крепость Гяур-Кала (Шахтахты, II тыс. до н. э.), а также уникальные Худаферинские мосты через Аракс.
В Нахичевани расположен университет, научный центр АН Азербайджана, функционируют театры, литературный и исторический музеи, картинная галерея.
Неподалеку от Нахичевани находится крепость Алинджа-Кала (XI-XIII вв.)
Монумент
Мавзолей Юсуфа ибн Кусеийра ( XII в.), Нахичевань
В народе этот мавзолей известен как «Атабаба». Очень красивое здание, представляющее собой восьмигранный цилиндр, украшенный геометрическими узорами из обожженного кирпича, покрытый куполом-пирамидой. Каждая грань мавзолея – отдельный образец художественного искусства, украшена геометрическим орнаментом из кирпичиков. Мавзолей – двухъярусный. Верхнюю часть мавзолея окаймляет надпись с указанием захороненного лица и года постройки. Вход обозначен фигурной аркой. Само захоронение находится в подземной части мавзолея. Спуститься туда можно через люк, в полу верхней постройки.
Статуе
Музей литературы
Крепость Алинджа-Кала, Нахичевань
На юго-востоке Нахичеваня, у границы с Ираном, раскинулся город Джульфа . Неподалеку от него, на оголенной вершине горы возвышающейся посреди широкой равнины, находится древняя крепость Алинджа-Кала (XI-XIII вв.), расположенная на правом берегу реки Алинджа. Это одно из наиболее мощных оборонительных сооружений своего времени, где также хранилась главная казна Эльдегизов.
Многочисленные оборонительные, гидротехнические, жилые и дворцовые сооружения Алинджа-Кала занимают вершину горы и ее склоны. Мощные ряды каменных стен в несколько линий идут от подножья горы к вершине. В тени были укрыты бассейны-цистерны, собиравшие дождевую и талую воду.
Крепость Алинджа-Кала, Нахичевань
Джульфинский караван-сарай ( XIII век), Нахичевань
Караван-сарай около Джульфы — наиболее крупный из зафиксированных на территории Азербайджана караван-сараев. Он расположен непосредственно на берегу Аракса, западнее Джульфы и располагавшегося там в прошлом моста. Небольшие остатки этого караван-сарая — вернее верхушка одной арки, торчащая из-под земли, была замечена во время экспедиции 1974 года. Проводившимися раскопками была раскрыта значительная часть этого крупного сооружения.
Поскольку караван-сарай расположен непосредственно у Аракса, впритык к полотну железной дороги, то, как показывают результаты раскопок, часть его была снесена во время прокладки Баку — Джульфинской железной дороги.
Джульфинский караван-сарай
Раскрытая часть караван-сарая свидетельствует о том, что мы имеем дело с выдающимся сооружением подобного типа, наиболее крупным на территории Азербайджана. Для сравнения самым крупным караван-сараем до этого считался Миаджик, длина которого по фронту составляла около 30 метров. Обнаруженный же караван-сарай имеет общую длину 37 метров. В смысле своего месторасположения он (назовем его Джульфинским) замечателен тем, что на противоположном берегу, то есть на южном берегу Аракса, также был расположен, по-видимому, такого же типа караван-сарай, сохранивший в целом свои общие очертания. Противостояние на обоих берегах двух караван-сараев дает основание предполагать, что еще до строительства здесь моста, остатки которого дошли до нашего времени, на этом месте существовала паромная переправа. Добравшись к вечеру к Араксу с юга или с севера люди оставались ночевать на том берегу, со стороны которого подошли к переправе, а утром переправлялись на противоположный берег. Мост Джульфы, по всем данным, был построен нахичеванским правителем Хаким Зия ад-Дином в начале XIV века. Если предположить, что караван-сараи обслуживали паромную переправу, то она должна была возникнуть еще раньше.
Таким образом Джульфинский караван-сарай может рассматриваться как памятник архитектуры, возведенный не позднее XIII века, причем наиболее вероятным является сооружение его именно в начале XIII века, когда в этой зоне был возведен ряд других сооружений, в числе которых известный мавзолей Гюлистан и ныне полностью разрушенный мост. Раскрытая в результате раскопок часть караван-сарая представляет, если взять его продольную ось (с запада на восток), примерно его половину. Вторая же половина, обращенная к реке, где и был расположен воротный проезд, как сказано выше, была разрушена во время строительства железной дороги. Однако дальнейшие раскопки не исключают возможности обнаружения фундамента сооружения в этой части, что позволило бы полностью восстановить прежний план и архитектурный облик всего сооружения.
Джульфинский караван-сарай возведен из хорошо шлифованного квадратного кирпича, внутри же помещение отштукатурено гажевым раствором и местами имеет интересно решенные переходы от прямоугольного основания к купольному перекрытию.
В выявленной части караван-сарая имеются многочисленные помещения, очевидно предназначавшиеся для жилья. В восточном крыле здания расположено большое помещение с глубокими нишами, трактованными в виде комнат, не имеющих дверных проемов. Эти помещения — ниши, расположенные справа и слева от центрального широкого прохода, в целом представляли собой зал. В настоящее время трудно определить назначение этого помещения, хотя известно, что имелись архаичные типы мечетей с такой планировкой. Наличие в крупном караван-сарае молельни следует признать весьма вероятным.