Ещё в древние времена Нил был источником жизни, именно благодаря ему здесь появилась жизнь и образовалось государство Кемет. Название своё государство получило из-за того, что плодородные земли возле воды приобрели чёрный цвет, а слово "кемет" так и переводится с древнеегипетского - "чёрная земля". От поведения великой реки зависело очень многое, практически всё. Ведь Египет был аграрной страной, а урожай напрямую зависел от уровня подъёма воды во время разлива. Считалось, что фараон может повелевать Нилом. Поэтому в начале каждого года в период перед самым началом разлива он бросал в воды реки свиток с приказом начинать разлив. Для того, чтобы определить какой налог брать с крестьян, определялся уровень воды в реке, а движение от города к городу преимущественно осуществлялось по водам Нила. И даже строительством пирамид и храмов мы обязаны ему, ведь каменные блоки доставлялись по воде с юга на север. Только у берегов этой самой длинной реки мира (её протяжённость 6671 км) растёт папирус, который и в наше время стоит не дешево. В древнем Египте папирус называли "папира", от этого слова произошли такие современные слова, как русское "папироса" и английское "пэпир" - бумага.
Да и в наши дни жизнь была бы невозможна без него. Современные жители прокладывают искусственные каналы к новым поселениям. Рядом с водой безжизненная пустыня в один момент превращается в сказочный сад, в котором растут разнообразные пальмы, тростники и акации.
Ни в коем случае не стоит слушать тех, кто скажет, что плавать по Нилу скучное занятие. Его берега постоянно изменяются, а вода всегда остаётся спокойной и безмятежной. Ощущение такое, что теплоход скорее скользит по земле, чем находится на воде. На побережье видны заросли какой-то травы, похожей на тростник, и то и дело попадаются белые птицы, с различными клювами. То с длинным, загнутым вниз - ибисы, то с прямым - маленькие цапли, то известная только специалистам маленькая серая птичка с длинным клювом, размером чуть меньше воробья. Часто встречаются косы, на которых тоже растет длинная трава, напоминающая камыши. То и дело попадаются другие теплоходы. Одни идут навстречу, другие обгоняют. При встрече теплоход издает три оглушительных гудка, ему сигналят в свою очередь. В некоторых местах Нил настолько широк, что по нему могут пройти сразу три судна. А в других - так узко, что проходит только один теплоход. Местами отчетливо виднеются отмели.
Картина берега постоянно меняется. Только что был ровный и весь заросший травой, то уже стал скалистым, то вдали появились остатки древнего храма, то теплоход проплывает мимо маленького городка. Скалы темно-желтые и коричневатые, хотя и рядом с рекой, но очень похожие на пустынные. Городки, хоть и небольшие, но в каждом виднеется по два, по три минарета, из которых доносятся звуки молитвы. Надо сказать, что молитвы, читают, или, точнее, распевают, пять раз в день: два раза утром, 1 раз в обед и два раза вечером. Утром и вечером промежуток между ними составляет около 15-20 минут. Эти действия напоминают необычную песню, к тому же голоса молящихся очень красивые.
Иногда из населенных пунктов доносится мычание коров, блеяние овец и ослиные крики.
На реке Нил всего 6 порогов, через которые пробираются с помощью шлюзов. Один из них находится рядом с городом под названием Эсна. В этом маленьком городке тоже имеется храм, посвящённый богу плодородия Хнуму. Но речь сейчас не о нём, а о людях, проживающих рядом со шлюзом. Весь их распорядок жизни приурочен к расписанию движения туристических теплоходов. Если теплоход останавливается, чтобы пропустить другой водный транспорт, тут же его как "моськи слона" окружают маленькие лодочки. Один человек гребет, а второй забрасывает на борт мешочки с вещами. Поражает, как эти люди умеют зарабатывать в тех местах, в которых, казалось бы, зарабатывать невозможно. Лодок прибывает все больше и больше. Стоять наверху теплохода становится невозможно, так как мешки все летят и летят. Здесь интересно отметить разное отношение к происходящему туристов: французы скидывают товар обратно, а испанцы сразу начинают торговаться с продавцами "рынка на воде". Как они любят торговаться! Так яростно и долго. Им даже не мешает расстояние между кораблем и водой. А оно немалое. Местные жители трясут ковриками, в которые можно обвернуться, когда становится холодно, рубашками и платьями, расшитыми блестящими нитями. Продавшие отплывают, а остальные продолжают искать клиентов. Так продолжается до тех пор, пока теплоход не начнет своё движение дальше, и лодки просто отстанут в ожидании следующего.
Но вернемся к шлюзам. Сам шлюз представляет собой обычное инженерное сооружение. Через некоторое расстояние снова встречается подобное сооружение, но, в отличие от предыдущего, нерабочее. На нём можно увидеть только торговцев, которые просто обкидывают теплоход товаром в надежде, что кто-нибудь хоть что-то успеет купить.
Наслаждаться прогулкой по Нилу можно и на небольшой парусной лодке под названием фелука. Катаясь в такой лодке, больше проникаешься красотой местности. Обычно туристов ублажают синусоидальной траекторией, резко сворачивая от одного берега к другому. Парусник сильно наклоняется то на одну, то на другую сторону. И оказываешься, то внизу, так, что можно опустить руку в воду, то поднимаешься вверх и начинаешь бояться, что вдруг лодку перевернет. Вода рядом с бортом при поворотах бурлит и покрывается пузырьками. Если опустить в нее руку, становится страшно, т.к. она темная и мутная, сквозь нее ничего не видно и представляется, что под водой плавает крокодил или большая рыба. Обстановка складывается очень поэтичная и способствует вдохновению. Иногда фелука подплывает так близко к скалистым берегам, что мурашки пробегают по спине. Светло-коричневые скалы свисают над водой, а выше растут зеленые растения. Иногда встречаются коттеджи. Поют птицы, пролетая мимо гуляющих. Такую прогулку хочется продолжать и продолжать, но от монотонных, плавных, укачивающих движений с непривычки начинает кружиться голова.
В общем - Нил чудесная река, совершая круиз по которой, невозможно остаться равнодушным.
Источник: Елена Хвощёва