Один вечер в Амстердаме.
Закрыв свои линии в Джакарту и Куала-Лумпур, "Аэрофлот" "подарил" своих потенциальных пассажиров другим авиалиниям, в том числе KLM. А предприимчивые голландцы, во многом живущие за счет иностранного туризма (один Амстердам посещает 6 млн. иностранцев в год), спланировали маршруты так, что пассажирам из Москвы приходится проводить одну ночь в Амстердаме. Причем, чтобы победить в конкурентной борьбе, самолеты KLM летают в Куала-Лумпур ежедневно.
Первое, что я заметил, поднявшись на борт "Боинга", летящего в Амстердам, это были свежие номера московских газет. Увидев это, а также вдохнув аромат свежесваренного кофе, разносившегося по салону, я почувствовал себя почти как дома. Вот только курильщики, вероятно, будут разочарованы – на всех маршрутах авиакомпании курить в самолете запрещено. Но это компенсируется отличным сервисом.
Шумный амстердамский аэропорт "Шипхол" предельно комфортабелен – тут вам и движущиеся дорожки, и огромное количество тележек, которых в Москве почему-то всегда дефицит. Оставив тележку при переходе на другую стадию оформления, обязательно находишь новую в другом месте. Хорошо! Ручная кладь не оттягивает руки и чувствуешь себя намного приятнее, когда легонько подталкивая тележку, разглядываешь вокруг голландские диковинки.
Большая очередь у паспортного контроля сначала озадачила. Ну, вот она, хваленая Европа, – пронеслось в голове. – А мы еще ругаемся, оказываясь в подобной ситуации в столичном "Шереметьево". Но голландские "пограничники" оказались проворнее. Через десять минут я уже стоял на площади перед аэропортом. Багаж автоматически должен был быть переброшен сразу на куала-лумпурский рейс, и у меня в руках была лишь спортивная сумка.
В Москве мне говорили, что добраться до гостиницы, где компания забронировала мне место, можно на электричке (самый дешевый вариант), на "челночном" автобусе и, конечно, на такси. Я предпочел автобус, хотя ждать пришлось изрядно – он обслуживает сразу несколько гостиниц и совершает поездки с интервалом в 40 минут. Шофер был весьма предупредителен с пассажирами, помогал войти и выйти маленьким детям и пожилым, сам поднимал и спускал багаж.
Гостиница оказалась почти в самом центре и, зарегистрировавшись, я поспешил осмотреть город. Захватил по московской привычке паспорт – вдруг полицейский захочет проверить мои документы. Но тревога оказалась напрасной – я вообще не увидел ни одного полицейского, хотя улицы были полны разношерстной публики со всеми мыслимыми цветами кожи. Времени было в обрез. Ни о каких музеях, конечно, не могло быть и речи. А жаль. Ведь в Амстердаме хранятся 22 полотна Рембранта и 4206 картин Ваг Гога!
Не ведая как, я сразу попал в район площади Дам (плотина) – отсюда когда-то начался город. Именно здесь в 1270 г. была построена первая плотина. Сейчас в Амстердаме 165 каналов и около 1300 мостов. Поэтому он вполне оправданно оспаривает с Петербургом звание "Северной Венеции". По воде скользили лодки и небольшие пароходики, заполненные туристами, звучала музыка и на водной глади весело играли отражения фонарей, в том числе и красных.
Свернув в одну из узких улочек, я понял, что Дам – не только самое старое, но и самое злачное место города. Многочисленные секс-шопы, к которым уже привыкли и москвичи, соседствовали со стеклянными витринами, за которыми находились, демонстрируя свои прелести, местные путаны. Одни стояли, игриво покачивая бедрами и зазывно улыбаясь, другие сидели на аккуратно застеленных кроватях, готовые разделить ложе с тем, кто захочет купить их любовь. Некоторые витрины были задернуты плотными шторами – возможно там уже буйствовали страсти. Говорят, отцы города издавна славились либерализмом. Еще в XVII в. официаткам в здешних барах разрешалось появляться с обнаженными грудями, чтобы посетители не уходили рано домой.
Легализованы здесь и слабые наркотики. Порцию гашиша и марихуаны всего за семь гульденов можно попробовать в так называемых коффи-шопах, попросту кофейнях. Над дверью каждой из них надпись, предупреждающая, что вход только лицам, достигшим 18 лет и что "на вынос" зелье не продается. Я не рискнул воспользоваться ситуацией и попробовать "что это такое", но заметил, что кофейни отнюдь не пустуют.
Из некоторых кафе время от времени доносились истошные крики. Сначала я подумал, что это просто разбушевавшаяся подвыпившая компания. Ничего подобного. Это были футбольные болельщики, которые сидели с кружкой пива за огромными телевизорами и смотрели матч из серии Лиги чемпионов. Вместе болеть оно, конечно, приятней, чем дома!
Что еще поражает в Амстердаме, так это огромное количество велосипедов. Их здесь 400 тысяч, вдвое больше, чем деревьев, и фактически по одному на каждую семью (население города чуть более 700 тыс. человек). Для велосипедистов сделаны специальные дорожки и стоянки. Но стоянок явно не хватает. Я заметил, что почти к каждому неподвижному предмету (столбу, перилам лестниц, деревьям) прикреплены велосипеды. Улицы в центре очень узкие и не приспособлены для современного транспортного движения – так что велосипеды весьма кстати. К тому же они экологически безвредны. Если в других странах туристы берут напрокат машину, то здесь – велосипед. Хотя осмотреть центр вполне можно и пешком.
Вернувшись в гостиницу, я попросил портье разбудить меня в шесть часов утра. Хотелось еще раз прошвырнуться по городу. Когда раздался телефонный звонок, я понял, что был чрезмерно оптимистичен. На улице было еще темно. Я встал в семь, а в восемь отправился на очередную прогулку. Город только просыпался и там, где вчера царило оживление, было пусто. Лишь ветер лениво шелестел разбросанным и пока не убранным мусором. Я ушел далеко от гостиницы и забрел на цветочный рынок, поразивший меня обилием красивых и дешевых цветов (в Москве те же голландские цветы продаются в несколько раз дороже!). Купив на память магнитики с изображением города (четыре штуки на десятку), я повернул обратно: накрапывал дождь, а у меня не было зонта.
Челночный автобус, на который я купил билет, оказался ненадежным, и, прождав его полчаса, я поймал такси и вовремя прибыл в аэропорт, который опять поразил меня своими масштабами. Благополучно пройдя регистрацию и паспортный контроль, я снова сел в самолет – предстоял 12-часовой беспосадочный полет до Куала-Лумпура.
Источник: Виктор Погадаев