Прохлаждаться лучше в Гамбурге
Почему-то в середине лета, когда в Москве и так душно и жарко, мы, по какой-то устоявшейся традиции, едем отдыхать далеко на юг. Туда, где в это время года воздух обычно раскаляется добела и от обжигающего солнца не спасет даже тень. Дышать в такую жару тяжело, ходить ровно - трудно, вода в море у берега горячая и совсем не охлаждает.
Между тем июль-август - лучший период для поездки куда-нибудь в умеренные широты, в места с приятным прохладным климатом, чистыми водоемами, тихими старинными парками и со всеми условиями для познавательного досуга и любительского спорта.
Совсем рядом, в северной Европе, есть много замечательных уголков, где летом не нужно включать на полную мощность кондиционер в номере. Один из них - немецкий город-порт Гамбург и его окрестности.
В Гамбурге летом не бывает жары. Река Эльба, впадающая за городом в Северное море, каналы, пруды дают бодрящую свежесть. Здесь не надо бегать по расплавленному асфальту из одного кафе с охлажденным воздухом в другое, пытаясь укрыться от зноя. По городским улицам, продуваемым легким морским ветерком, можно спокойно прогуливаться. Климат в Гамбурге мягкий, и даже в январе деревья в многочисленных парках и садах иногда не сбрасывают свою листву, а на лужайках, вдоль озера, пробивается зеленая травка.
Для любителей всякого рода активного отдыха в Гамбурге - раздолье.
Но особенно хорошо здесь велосипедистам. Вдоль речушек, озер, по берегу Эльбы, в пригородных лесах проложено более ста километров велосипедных дорожек. Все они, как правило, вымощены бетонной плиткой и удобно размечены специальной краской, отражающей свет. Ездить по ним одно удовольствие хоть днем, хоть ночью. Если дорожка пересекает улицу с автомобильным движением, то преимущество проезда будет у велосипедиста. Любой водитель, увидев его, еще за двадцать метров до перекрестка затормозит и просигналит пару раз, давая понять, что уступает дорогу.
О велосипеде как о постоянном способе передвижения по Германии стоит подумать всерьез. В Гамбурге масса прокатных пунктов, где вы можете взять в аренду ту двухколесную машину, которая больше отвечает вашим пристрастиям и умениям. Обычный велосипед стоит 15 марок за день проката. Спортивный или горный - 20 марок. Брать велосипед сразу на неделю выгоднее - это обойдется на треть дешевле. Чтобы хорошо ориентироваться на местности, купите в бюро проката подробную карту велосипедных маршрутов. В ней также дается беглое описание всех достопримечательностей, какие попадаются на пути.
Каждый ресторанчик или отель имеет особые стоянки для велосипедов. Для постояльцев отелей ночная стоянка их двухколесных машин на площадке у вестибюля - бесплатна. Разрешается провозить велосипеды в гамбургском метро, которое представляет собой скоростной трамвай, ездящий как над землей, так и в глубоких тоннелях.
Даже в центре Гамбурга кататься на велосипеде очень удобно. Промышленных предприятий в городе почти нет, въезд автомобилей в исторический центр ограничен. Воздух поэтому всегда чист. Не портят атмосферы и экзотические запахи торгового порта. Постоянный ветерок сдувает их по устью Эльбы в открытое море.
(Если туриста привлекают совсем дальние странствия, то за восемь часов, бодро крутя педали, можно от Гамбурга достичь знаменитого города Бремен. В Бремене сохранился не тронутый войной средневековый квартал с узкими улочками, где брусчатка мостовой и фундаменты старых домов обросли столетним мхом. Чуть больше времени занимает путешествие в портовый город Киль, расположенный уже на берегу Балтийского моря. Там совсем близко и Дания. Но туда российского туриста без датской визы не пустят.)
На правом берегу Эльбы из Гамбурга проложены грунтовые тропинки. По ним можно добраться на велосипеде до белых дюн Северного моря. Местность там холмистая: пологие спуски чередуются с крутыми подъемами, и от путешественника требуются особая выносливость и специальный горный велосипед.
С жильем обычно в Гамбурге проблем нет, но все-таки номер в гостинице лучше заказывать заранее. Индивидуальный турист, не позаботившийся о бронировании, впрочем, может зарезервировать отель прямо в международном аэропорту Гамбурга. В аэропортовской службе бронирования на стенах развешены фотографии большинства гамбургских гостиниц с кратким описанием предлагаемых услуг и с ценами. Приличная трехзвездочная гостиница на набережной озера Альстер с видом на городскую ратушу, шпили готических соборов или на небоскреб отеля "Рэдиссон САС" стоит 200-250 марок за двухместный номер. Комната в пригородном пансионате - 130 марок.
Цены на проживание, да и вообще на все, в Гамбурге выше, чем в остальной Германии. Но при желании и при наличии навыков экономии в Гамбурге можно сильно и не тратиться, а покупать недельные проездные билеты и особые туристические карточки, которые позволяют практически везде получать скидки.
Велосипедные прогулки здесь легко совместимы с катанием на весельной лодке или маленькой яхте под парусом. Фирмы, сдающие в аренду лодки, водные велосипеды, каноэ и т. п., располагаются у небольших пристаней, которых по берегам озера - множество. Если вы умеете управляться с парусом - смело выходите в плавание. Волнение на озере слабое, и основную часть дня водную поверхность тревожит лишь мелкая рябь. Ветер, однако, достаточный, чтобы придать маленькой лодке под парусом приличную скорость.
Для пущей уверенности можно воспользоваться услугами инструктора. Он покажет, как ставить и убирать парус, как следить за направлением ветра, как держать руль. Заодно инструктор даст бесплатно пару уроков живого немецкого языка.
Гамбуржцы - народ очень общительный и доброжелательный. Между собой они зовут свой город "отдельной Германией" и с моряцким юмором рассказывают анекдоты о нравах жителей центральных и южных земель. Для коренных гамбуржцев приезжий из Мюнхена - в каком-то смысле такой же иностранец, как швед из Стокгольма. Остальная Германия, ну может быть, кроме Берлина, им представляется сонной провинцией.
В городе очень много театров, кабаре, ночных клубов с добротной музыкальной программой. Есть известная на весь мир опера и симфонический оркестр. Знаменитые хиты Бродвея "Кошки" и "Призрак оперы" идут здесь в театрах на английском языке круглый год. Билеты туда купить трудно. Но для туристов есть выход: приобрести трехдневную карточку "театральный Гамбург" за 190 марок. Имея такую карточку, можно посетить два театра, ночной клуб и несколько музеев.
Самая шумная и известная за пределами Гамбурга улица - Рипербан. Квартал Красных фонарей в Амстердаме знаменит гораздо больше, но Рипербан, также заполненный секс-шопами, клубами, домами свиданий, безусловно, по размерам превосходит амстердамский квартал. Кроме того, Рипербан много интереснее и более стильно оформлен в духе Лас-Вегаса бегающей и мигающей неоновой рекламой. Здесь все по-немецки продумано и тщательно организовано. И здесь не встречаются темные личности, торгующие с рук марихуаной и неизвестно чем еще, как в Амстердаме. На удивление, внешне Рипербан выглядит чинно, а кое-где и благопристойно.
В 60-е годы на этой улице начинали свою карьеру "Битлз". В одном из кабаре, в боковой улочке, примыкающей к Рипербану, находится музей "ливерпульской четверки".
Немецкие бюргеры в выходные семьями приходят на Рипербан, как на выставку. Находившись по улице, часами сидят в уютных и опрятных кондитерских, где подают черный кофе и свежевыпеченный земляничный торт. Внутрь самих "заведений" немцы заходят редко, предпочитая изучать витрины.
В основном Рипербан живет за счет туристов и особенно моряков, благо до порта отсюда 15 минут ходьбы. Для особо любознательных гамбургское бюро экскурсий организует специальный тур по ночному Рипербану за 170 марок. В стоимость включены: посещение трех ночных клубов, три выпивки и познавательная экскурсия. Автобус на этот тур отправляется с привокзальной площади в 11 вечера, а развозит туристов по их отелям рано утром.
Экскурсионное бюро Гамбурга также проводит недорогие туры по озерам, каналам и акватории порта на тихоходных речных трамвайчиках или катамаранах. На борту есть ресторан, где разливают пиво и готовят замечательную свиную ножку. Теплоходики плывут медленно, и с палубы постепенно открывается чудный вид на шпили и черепичные крыши древнего и одновременно нового Гамбурга, поскольку в 40-е годы город был полностью разрушен авиацией союзников и после войны отстроен заново. Во время бомбежек уцелела только мощной кладки высоченная колокольня XI века. Ее внешняя облицовка очень сильно искалечена осколками, и колокольня до сих пор стоит одетая в строительные леса.
Архитектурный облик Гамбурга вообще очень своеобразен. Может быть, поэтому город стал любимой съемочной площадкой для немецких киношников. Большинство немецких фильмов включают в себя сцены, происходящие в декорациях города на Эльбе или в его окрестностях. Много исторических картин снималось в районе старого порта и доков, где древние причалы и пакгаузы восстановлены в том же виде, в каком они были триста лет назад. Причем почти все "средневековые" склады - действующие и находятся на территории свободной беспошлинной портовой зоны, отделенной от остального города подъемным мостом и шлагбаумом в зеленую полоску.
Космополитичность Гамбурга, его открытость миру сказывается и в кулинарных пристрастиях горожан. Жители здесь тяготеют к кухням иностранным. Много хороших индийских и испанских ресторанов. В некоторые из них на воскресный обед приезжают постоянные клиенты из Бремена или Любека.
Ситуация с ресторанами в Гамбурге парадоксальная. В изысканные и дорогие рестораны без предварительного заказа вечером попасть трудно. А добротные по качеству блюд, но дешевые в смысле цен, немецкие или аргентинские ресторанчики днем пусты, а вечером заполнены наполовину. В таких местах - рай для любителей пива. Одних только немецких марок пива - десятки. Правда, в отличие от центральных земель Германии, здесь неотфильтрованному, быстросваренному "кельш" предпочитают светлый, более крепкий "лагер", например, родную гамбургскую марку "Хольстен".
К темным сортам пива отношение здесь прохладное. Такое пиво считается бессмысленным изыском. Настоящее пиво для жителя Гамбурга - это пиво местное и светлое.
Охлаждаться можно не только пивом. К услугам отдыхающих и водные процедуры. До Северного моря на автомобиле - сорок минут езды. Но плавать в Северном море смогут только закаленные люди. Вода в море почти такая же холодная, как зимой, да еще сильные течения. Поэтому для нормального купания в окрестностях города устроены цивилизованные пляжи на чистых озерах.
А в самом городе имеется огромный крытый комплекс бассейнов. Внутри - разные виды бань, водные горки, вышки для ныряния, лагуна с искусственной волной. Вход в бассейны в будние дни стоит 70 марок на пять часов. В выходные - в полтора раза дороже.
Но если захочется чего-нибудь совсем необыкновенного - посетите загородный авиаклуб, находящийся около международного аэропорта. Там за два-три дня вас научат летать на дельтаплане или прокатят на легком одномоторном самолете. Лучшего способа обозревать красоты Северной Германии просто нет.
За час воздушной экскурсии вы пролетите над мелкими прудами, заросшими тростником; над густым сосновым лесом; над вспаханными лугами, аккуратно расчерченными канавками на квадраты. Потом внизу появится устье Эльбы - широкая полоса синей воды, с проплывающими по ней океанскими сухогрузами и рыбацкими шхунами. Вдалеке, на прибрежных холмах, мелькнут сторожевые башни средневекового замка, увенчанные остроконечными красными куполами. А рядом с вашим аэропланом, может быть, пристроится стая диких, непуганных гусей и будет горделиво сопровождать его несколько минут.
Польза от разнообразия впечатлений - очевидна. Воздухоплавание, велосипедные прогулки, катание на лодках, культурная программа и пиво, употребленное в меру, оздоравливают организм и укрепляют летний радостный настрой. Три часа лету из Москвы в Гамбург в предвкушении отдыха проходят незаметно. Вот на обратном пути по непонятным причинам время растягивается, как тянучка...
В общем, поездка в дальние "пампасы": к пальмам, креолкам и теплому океану - вполне потерпит до поздней российской осени. Побережье холодного Северного моря летом имеет свои плюсы. Живя в Европе, полезно узнать этот континент поближе и получше.
Источник: Анатолий Сафронов, По материалам газеты Иностpанец