Русская судьба венгерского художника.
В костёле Матиаша, что находится в будапештской Крепости, есть маленькая часовня, посвящённая Св. Имре, сыну первого венгерского короля Иштвана. Створки резного деревянного алтаря украшены картинами венгерского художника Михая Зичи, родившегося невдалеке от Балатона, в местечке Зала. Там, в фамильной усадьбе художника, сейчас функционирует музей Михая Зичи или Михаила Александровича, как называли его при царском дворе в Петербурге, т.к. Михай Зичи являлся придворным художником четырёх русских царей.
Родившийся 15 октября 1827 г. будущий художник получил своё образование в Венской академии искусств, изучал живопись в Италии и Франции, где и был нанят к дочери Николая I Екатерине в качестве учителя рисования. В 1848 г. вместе с великой княгиней он отправился из Парижа в Санкт Петербург. Но через год, в знак протеста против подавления «жандармом всей Европы» освободительной войны венгров против Габсбургов, покидает двор. Оставшись в Петербурге, живёт за счёт ретуширования фотографий, бедствует, женится и вскоре вновь оказывается при царском дворе. В 1856 г. запечатлевает на холсте церемонию коронации Александра II. Через два года становится членом Русской Академии художеств. В 1859 г. получает звание «Живописец Его Императорского Величества».
Кажется жизнь налажена – почёт и слава, популярность и богатство, счастливая семейная жизнь. В 1869 г. в Петербурге была устроена первая выставка Зичи. Было показано около 100 работ, полно отражавших творческие увлечения художника, за одним, впрочем, очень важным исключением: в экспозиции почти совсем отсутствовали рисунки и акварели на темы современной русской жизни. Отклики в печати сводились к высокой оценке технического мастерства художника, но подвергали критике содержание его работ. «Зичи не живёт жизнью своего народа – венгерцев, но не живёт и жизнью нашею, русской», писали критики. Итоги выставки, её оценки в кругах русских деятелей искусства, сблизили Зичи с русскими художниками.
В начале 70-х годов Зичи обращается к иллюстрированию современных произведений русской литературы, нередко при этом выбирались актуальные и злободневные по своему общественному звучанию произведения. Свободолюбивый нрав художника не мог долго терпеть деспотическую атмосферу царского двора, направленную на преследование передовой интеллигенции. В 1874 г. налаженный жизненный путь Зичи резко изменился: он просит и получает отставку и вместе с семьёй, уезжает в Венгрию.
Положение страны в это время определялось проведённым в 1867 году компромиссным австро-венгерским соглашением, по которому страна получала некоторые политические права, составив вместе с Австрией двуединую империю. Эти обстоятельства сыграли известную роль в решении Зичи обосноваться для дальнейшей работы в Париже, где условия для его творчества были более благоприятными, чем на родине. Здесь он создаёт самое значительное своё произведение – картину «Триумф гения разрушения» (музей-усадьба Зичи, посёлок Зала, Венгрия). Идея её была рождена реальными событиями, потрясавшими Европу тех лет: разрушительная франко-прусская война, оттоманские зверства над славянским населением Балкан и русско-турецкая война. На полотне можно различить черты Александра II, германского императора Вильгельма и римского папы Пия IX. Деспотичные монархи в своих низменных интересах развязывали войны, а правящая церковь, каждой из сторон, их благословляла.
В 1880 г. художник возвращается на родину. Господствующие круги Венгрии относились к Зичи с недоверием, видя в его искусстве нечто опасное для своей власти. В 80-х годах, никогда не порывавшиеся связи с Россией, обретают новую силу. Он получает ряд заказов на иллюстрации произведений русских писателей, в том числе и Лермонтова. На родине его больше ничто не удерживает. Ему отказано в должности Генерального директора Общества изящных искусств, и лучшие его иллюстрации, посвящённые отечественной поэзии, – отвергнуты. У Зичи созревает намерение вновь отправиться в Россию, причём сначала на Кавказ, где были созданы главные произведения Лермонтова. Летом 1881 года Зичи пароходом через Триест, Одессу и Крым отправляется на Кавказ.
Основное значение этапа деятельности Зичи, вновь связанного с Россией, определяется работой над многочисленными иллюстрациями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Руставели. За иллюстрирования грузинского эпоса «Витязь в тигровой шкуре», Грузия считает Зичи своим национальным художником. В Тбилиси ему установлен памятник.
В 1883 году художник вынужден вновь стать придворным живописцем. Поражает количество работ, выполненных Зичи в этой должности. Почти каждый день ему приходилось зарисовывать жизнь двора. Отдавая очень много времени обязанностям летописца придворной жизни, Зичи стремился не ограничивать свою творческую жизнь только этим. Значительное место в его художественной жизни занимают, помимо прочего, иллюстрации к произведениям венгерских поэтов. Самой значительной работой этого плана явилась иллюстрация поэмы Имре Мадача «Трагедия человека». Философское произведение Мадача «Трагедия человека», развёртывающаяся на протяжении всей истории человечества, давала благодатный материал для такого художника, как Зичи.
К концу 90-х годов Зичи завоевал себе имя одного из лучших иллюстраторов России. В 1898 году он был избран почётным членом Академии художеств России. Уже слабеющий художник продолжал творить до последних дней своей жизни. Умер Зичи 15 февраля 1903 года на 79 году жизни. В некрологе журнала «Нива» писалось: «В лице М.А. Зичи русский художественный мир лишился одного из самых важных своих представителей. Русское искусство – одного из преданных и пламенных поборников, а всё русское общество – редкой души человека, посвятившего своей второй родине лучшие годы своей жизни». Похоронен был Зичи в Будапеште. Родина устроила торжественные похороны художника на Керепешском кладбище.
Вы можете посмотреть картины этого художника здесь, тут и вот тут.
Источник: Эдуард Суровцев, Будапештский гид