Золотое дно (из истории островов Силли)

Золотое дно (из истории островов Силли)
Лет двести назад, когда маяки в Ла-Манше можно было пересчитать по пальцам, не было славы мрачнее, чем у островов Силли и Ушант, побережья Корнуэлла, Лизарда и мыса Лендс-Энд. Слава эта гуляла в рассказах об угрюмых скалистых берегах и о коварных аборигенах тех мест…
Здесь теплее, чем в самой Англии, здесь растут травы и деревья, не выживающие нигде более на «острове туманов», птицы образуют огромные, все растущие колонии. Острова давно объявлены государственным заповедником и стали одним из лучших объектов экологического туризма в Европе. Сто сорок скалистых островков, омываемых теплыми струями Гольфстрима, давно уже безопасны для проплывающих мимо и подходящих к Силли и Ушанту судов…
А меж тем на протяжении многих веков жители прибрежной полосы пролива промышляли тем, что заманивали на скалы проходящие корабли. Когда «дело выгорало», они брали в плен моряков и делили корабельный груз. Само заманивание в ловушку не было особо сложным делом: нужно было просто гасить маяки и зажигать фальшивые огни. Обыкновенно фальшивый огонь был фонарем, привязанным к рогам выгнанной на берег коровы. Такие постоянно меняющие координаты «коровьи маяки» осветили путь к гибели не одной сотне судов.
Не зря еще недавно в Англии жива была шутка: жители островов Силли так и не научились есть овсяную кашу, если она не сдобрена подливой из клерета или бренди, приобретенными «по милости Божией» лет сто назад. А в особо торжественных случаях хозяева на Силли подают на стол китайский чай из старых запасов – из груза чайного клипера «Фриар Тук», капитан которого тоже принял фонарь на коровьих рогах за маяк…
Мрачные шутки. Но ведь у обитателей островов Силли был даже свой покровитель, якобы способствовавший им в их отчаянном промысле. Имя его было Святой Уорна, и молились ему только в штормовые ночи. Когда в 1610 году сэр Джон Киллигрю на свои средства соорудил на мысе Лизард первый маяк, местные жители пришли в ярость: маяк лишил их «Божией милости», то есть надежного приработка. Вплоть до конца XVIII века в церкви на острове Сент-Мэрис священники в проповедях без стеснения просили: «Молим тебя, Господи, не о том, чтобы были кораблекрушения, но о том, что если они по Твоей воле произойдут, ты указал бы им место на островах Силли ради их бедных обитателей». А в XVII веке священник острова Ушант, осерчав на прихожан за скудость пожертвований, сообщил им, что Бог не посылает на скалы острова ни одного судна не иначе как в наказание за скупость жителей.
Говорят, что на том месте, где сейчас возвышается маяк «Вулф-Рок», то есть между островами Силли и мысом Лендс-Энд, до XV века стояла скала с гигантским гротом. Звук штормовых волн, разбивавшихся в этом гроте, был слышен на мили вокруг – как будто сама природа оделила мореплавателей этим спасительным колоколом, предупреждающим об опасности. Но однажды грот исчез… Нет, его не смыло волной, не разбило прибоем. Обитатели мыса Лендс-Энд не поленились разрушить его и разровнять берег так, словно никакого грота здесь не было и в помине.
Много было катастроф у скал Силли, но самая драматичная, пожалуй, произошла в 1707 году, когда средиземноморская эскадра флота ее Королевского Величества приближалась к берегам Англии. До Портсмута оставалось несколько часов хода. Командующий эскадрой адмирал сэр Клоудезли Шовел дописывал последние строки отчета. На рассвете следующего дня, 23 октября 1707 года, его ждали триумф, почести и награды за блестяще проведенную осаду и захват Барселоны, обстрел и налет на Тулон.
Судьба распорядилась иначе. Из-за шторма и ошибки в расчете курса поворот на восток привел флагманский корабль эскадры на риф Гилстон, расположенный между островами Самсон и Сент-Мэрис. Это ошибка стоила Англии двух с половиной тысяч моряков и пяти кораблей. Адмиралу она стоила жизни. Флагман – 96-пушечный «Ассошиэйшн» оказался опрокинут накатом океанской волны в пенные буруны у скал в одно мгновение. Вслед за ним на рифах оказались шедшие в кильватере 70-пушечный «Игл», 54-пушечный «Ромни» и фрегат «Феникс». Следовавший за ними брандер «Файербранд», проскочив гряду рифов, ударился о прибрежные скалы. Остальные корабли успели повернуть на запад и ушли в открытый океан дожидаться рассвета.
…На первый взгляд может показаться, что повествование о «коровьих маяках», «Божией милости» и «роковой ошибке адмирала Шовела» - всего-навсего вариации легенд угрюмых островов Ушант и Силли. В первой половине ХХ века к ним относились как к занятным побасенкам. Но вот однажды одному из историков показалось немаловажным упоминание о том, что на борту флагманского корабля «Ассошиэйшн» в момент его гибели находилось несколько бочонков золотых монет, награбленных в Барселоне.
Министерство Военно-морского флота снарядило водолазов, поднявших за три года со дна дюжину полусгнивших шпангоутов, множество изъеденных ржавчиной пушек и ядер, а также десятка два золотых монет. Вторая экспедиция дала более интересные результаты. Буквально в сотне метров от места работы первого отряда поисковики наткнулись на россыпи золотых и серебряных реалов, пиастров, крон, полукрон и флоринов; кроме того, на поверхность были подняты многие предметы корабельного обихода, личные вещи командного состава эскадры.
Как только газеты объявили о находке – в Англии отыскались… наследники адмирала Шовела. Руководству экспедиции пришлось делать специальное заявление о том, что найденные аквалангистами «золотые россыпи» никак не являлись личной собственностью адмирала Шовела. Но радость и шумиха вокруг находки пробудила еще один миф – о «Божией милости». В прибрежных водах Силли покоится немало погибших судов, чьи сокровища – реальные и мнимые – не дают покоя кладоискателям. И множество «взыскующих милости», не взирая на существующее законодательство и меры по охране государственной собственности, ринулось в морские глубины – с энтузиазмом, достойным их простодушно-кровожадных предков с островов Ушант и Силли…
Источник: Мегатис

Статьи о туризме

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф

Большой Барьерный Риф является самый крупный коралловый рифом на планете. Он состоит из многочисленных островов и островков, разбросанные в океане вдоль побережья Австралии на протяжении 2000 км....

Австралия и Крымская война

Австралия и Крымская война

Крымская война (1854-1856), разгоревшаяся за тысячи миль от Австралии, война, в которой непосредственно участвовала лишь горстка австралийцев, тем не менее, затронула все слои колониального...

История открытия Австралии

История открытия Австралии

Западный берег материка значится уже на одной карте 1542 под названием Великой Явы, как часть великой Австралийской земли, которая, по мнению тогдашних ученых, окружала весь южный полюс земного шара...

История Австралии

История Австралии

Австралия до заселения европейцами Предки племен, которых теперь называют аборигенами, начали заселять Австралию по крайней мере 40 000 лет назад, а возможно, даже 100 000 лет назад...

© e-Globus, 2019
Политика конфиденциальности