Карпатский бассейн.
В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры. Здесь обнаружены стоянки людей почти всех доисторических эпох, начиная с кроманьонцев (период позднего палеолита). В период эпохи неолита (4000 до н.э.) средиземноморский кочевой народ, поклонники богини-матери, вторглись в этот бассейн с юга. Они создали самое северное звено в цепи связанных родством народов, которая протянулась от Малой Азии до верховьев Тисы. В начале бронзового века новые вторжения с запада и севера привели к смешению народов. Только в конце бронзового века возник новый центр культуры, объединивший различные влияния. Этот центр стал отправной точкой одной из самых богатых культур бронзового века в древней Европе.
В течение II тысячелетия до н.э. в степях, простирающихся от Центральной Азии до Карпат, появились кочевники, среди которых позже появились венгры. Вскоре численность народов степей увеличилась, появилось оседлое население. Характерной чертой этой культуры являлся «город-сад», имевший богатые фруктовые сады по внешнему поясу. Первый из этих народов, прибытие которого ознаменовалось началом железного века в Европе, появился в Карпатском бассейне приблизительно в 1250 году до н.э. С этого времени и до десятого столетия Карпатский бассейн являлся местом обитания различных кочевых народов, в т.ч. скифов, сарматов, языгов, гуннов, аваров, булгар и венгров.
Тем не менее Карпатский бассейн был не только родиной степных кочевников. Кельты, племя западного происхождения, занимали запад нынешней Венгрии здесь жили также Иллирийцы (остатки племен бронзового века) и некоторые германские племена. В 1 в. н.э. римляне захватили часть бассейна и включили его в римские провинции Паннония и Дакия. Около 430 н.э. они уступили эти территории различным германским племенам, которые были вытеснены на запад гуннами, мигрировавшими из Азии. К середине 5 в. вся территория бассейна была занята гуннами и подчиненными им германцами. Три столетия римского правления оставили следы сильного культурного влияния. Именно в течение этого периода были возведены первые христианские церкви.
В правление короля гуннов Аттилы (406–453) бассейн стал центром империи, которая включала в себя дружественный кочевой народ – венгров (тогда живших на востоке). После его смерти империя гуннов распалась, и бассейн был разделен между различными германскими племенами. Когда остготы мигрировали в Италию, между двумя племенами – гепидами и ломбардцами – происходили кровавые битвы. Ломбардцы объединились с аварами, тюркским кочевым народом, и разбили гепидов. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры.
Происхождение венгров.
В III тысячелетии до н.э. финно-угорские народы жили между Уральскими горами и рекой Волга, в районе реки Кама. Приблизительно в период с 2000 до 1500 до н.э. угорские племена, которые были рыбаками и охотниками, медленно перемещались на юг. Достигнув границы степей, они стали вести кочевой образ жизни. Одна группа, мадьяры, осмелилась даже двинуться дальше на юг (около 600 до н.э.). Здесь они перемешались с болгаро-тюркским народом с похожей, но более высокоразвитой кочевой культурой. Этнически эта смешанная группа вероятно стала более тюркской, нежели угорской высоко развитые религиозные идеи, музыка и социальная организация тюрков перемешались с северным наследием венгерского народа. Даже их название происходит от болгаро-тюркского названия, использовавшегося для венгров – «оногур», означавшего «десять племен» (т.е. семь венгерских племен плюс три хазарских, которые позднее поселились в Карпатском бассейне) отсюда и слово «Венгрия».
Около 680 н.э. венгры, расселившиеся между реками Дон и Днепр, оказались в составе еврейского Хазарского каганата. Даже под властью хазар они имели свою собственную организацию власти и культуру. Венгры торговали с арабами и Византийской империей верили в одного высшего бога и в бессмертие души, предпочитали моногамию были известны своей любовью к свободе и храбростью в борьбе с захватчиками. Хотя венгры жили среди тюркских народов более чем тысячу лет, они сохранили свой язык.
В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы. Около 890 печенеги, тюркский народ, вытеснили семь венгерских племен на запад – на территории между Днестром и нижним течением Дуная. Здесь венгры объединились с тремя хазарскими племенами. Под давлением трех могущественных соседей – печенегов, русских и дунайских болгар – десять племен решили создать более централизованное государство. Вожди племен возложили верховное руководство на Альмоша, вождя наиболее значительного и сильного племени – мадьяр.
В 892 венгры (мадьяры) сражались в Карпатском бассейне в союзе с императором Священной Римской империи Арнульфом против мораван. В 895 весь народ, возглавляемый Арпадом, сыном Альмоша, мигрировал в Карпатский бассейн. К 896 завоевание территории, с этого времени называвшейся Венгрией, в основном было завершено. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории. Во второй половине десятого столетия была колонизирована Трансильвания. В десятом столетии секлеры (вероятно, племя аварского происхождения), которые переняли венгерский язык, были направлены в восточную часть Трансильвании для охраны границ от печенегов и других восточных врагов.
Династия Арпадов (890–1301).
В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. В то же время они начали строить новое государство. Венгерское общество того времени основывалось на сотрудничестве племен, состоявших из свободных воинов, которые были все равны и участвовали в народных собраниях как полноправные члены. Имелось 108 родов, низшей единицей которых была «большая семья» во главе со старейшиной. Не принадлежавшие к ним обычно исключались из этого политического сообщества, хотя и могли допускаться в него за определенные заслуги.
Два события изолировали Венгрию и сдерживали ее в пределах своих границ – поражение в 955 при Лехе (близ Аугсбурга), нанесенное Оттоном Великим, которое придвинуло Священную Римскую империю к венгерским границам, и крах Хазарского каганата и включение его в состав Руси в 969. Геза, внук Арпада, вместе со своей женой Шарлоттой установили централизованную власть над всеми племенами и положили начало прозападной внешней политике. В 973 по просьбе Гезы император Священной Римской империи Оттон II прислал в Венгрию миссионеров для обращения населения в христианство.
Решение Гезы присоединиться к западному христианству имело серьезные исторические последствия. Его планы были осуществлены его сыном Иштваном (годы правления 997–1038), позже канонизированным. Венгрия, вслед за коронацией Иштвана в 1000 (или 1001), стала признанным христианским государством. Он получил корону и одновременно как духовную, так и светскую власть от папы Сильвестра II, но с согласия императора Оттона III. Ему были дарованы титул апостола (использовавшегося королями Венгрии до 1920), с властью, находившейся в руках епископов (епархий), а также право на распространение веры и автономное управление церковью внутри Венгрии. Это дало возможность Венгрии, в отличие от Польши и Богемии, сохранять свою независимость в течение всех Средних веков.
Централизованное государство Иштвана было построено по образцу государства Карла Великого. Племенная организация исчезла (хотя роды остались), а король стал верховным монархом. Королевский совет имел только совещательные функции. Хотя духовенство имело наиболее привилегированное положение, все «князья, графы и военачальники» (т.е. все потомки завоевателей) были также свободны и представляли собой единый общественный слой. Они могли назначаться на определенную должность, не должны были платить налогов и имели право принимать участие в общенародных собраниях. Несвободный класс состоял из венгров, потомки которых потеряли положение в своем племени из-за каких-то неудач или совершение уголовных преступлений рабов, захваченных во время войн (рабство, однако, постепенно было ликвидировано) остатков народов, живших на территории, которую захватили венгры невольников, отпущенных на свободу (бывшие рабы) иммигрантов. К этой последней группе принадлежали, во-первых, жившие в степях хазары, а также другие степные народы, а также итальянские, немецкие и французские миссионеры и рыцари и значительные группы горожан. Члены несвободных классов по королевскому соизволению могли становиться свободными и членами венгерской «нации».
Иштван произвел революцию в жизни и культуре своего народа, привнеся в них одновременно восточное и западное влияние и сделав Венгрию частью европейского сообщества. Он почитается как святой покровитель Венгрии.
Многие венгры выступали против изменений, проводимых Иштваном, видя в них разрушение старой венгерской культуры. Бунты привели к гражданской войне, в ходе которой Иштван был свергнут с помощью германских рыцарей. Однако преданные Иштвану войска оказали сопротивление вторгшемуся в 1030 императору Конраду II и победили.
Половина столетия после смерти Иштвана проходила под знаком отражения немецкого нападения и борьбы династий за власть. Порядок был восстановлен двумя сильными королями, св. Ласло I (годы правления 1077–1095) и Кальманом-книжником (годы правления 1095–1116). Новая волна династической борьбы в 12 в. и ослабление державы привели к нападению Византийской империи. Бела III (годы правления 1172–1196), один из наиболее могущественных правителей Европы, предотвратил эту внешнюю угрозу, и королевская власть была снова упрочена. Он обеспечил гегемонию Венгрии на Балканах, при нем была завершена интеграция страны в западноевропейскую цивилизацию.
Благодаря тесным связям Белы III Венгрия упрочила культурные связи с Францией. В течение столетия монахи в большинстве венгерских монастырей были французами, а многие венгры обучались в Парижском университете. Дворец Белы III и собор в Эстергоме были построены в французско-романском архитектурном стиле позже в Венгрии появилась готическая архитектура.
Преемники Белы III ослабили королевскую власть, основанную преимущественно на королевских владениях, передавая королевские земли своим сторонникам. В результате этих разделов земель возникла новая социальная группа – бароны, которые стремились подчинить свободных граждан, живших в их поместьях. В 1222 восстание свободных граждан против баронов заставило Андраша II (годы правления 1205–1235), который возглавил в 1217 пятый поход крестоносцев, распустить Королевский совет и издать закон о правах, известный под названием «Золотая булла», на которой давал клятву после этого каждый новый венгерский король. Подобно английской Великой Хартии вольностей, она гарантировала дворянам и королевским слугам личную свободу, освобождение от налогов и обязательной военной службы за пределами страны, а также право не признавать противозаконные королевские указы. При дворе устанавливались ежегодные ассамблеи-приемы, проводившиеся королем или пфальцграфом, где имели право присутствовать все дворяне и королевские слуги.
Постепенно дворяне и свободные граждане взяли в свои руки управление над комитатами. Собрания комитатов обнародовали законы страны, а чиновники комитатов проводили их в жизнь. Первый парламент был созван в 1277. В 1290 было объявлено о проведении ежегодных съездов национальной ассамблеи для контроля и, если необходимо, для привлечения к ответственности высших королевских чиновников.
Бела IV (годы правления 1235–1270) был последним сильным правителем Арпадов – династии, которая превратила Венгрию в одну из главных держав средневековой Европы. В период его царствования Венгрия была разорена татаро-монгольским нашествием (1241–1242). После ухода монголов Бела создал систему фортов и пригласил немецких поселенцев для охраны границ страны. Его деятельность принесла ему имя «второго основателя страны». В правление Ласло IV (1272–1290) страна вновь погрузилась в хаос. В 1301 последний король из династии Арпадов, Андраш III, умер, не оставив наследников.
Династии между 1301 и 1526.
Борьбу за трон выиграл Карл Роберт из дома Анжу (годы правления 1307–1342), внук неаполитанского короля и принцессы Арпадской. Он восстановил центральную власть, подчинив себе баронов, и ввел в оборот золотые монеты (в то время Венгрия была главным производителем золота в Европе). Его сын, Лайош I Великий (годы правления 1342–1382) попытался привить обычаи и идеалы французского рыцарства, стал покровителем искусств и в 1367 основал университет в Пече. В 1370 Лайош был избран королем Польши, став главой обширной системы государств в восточно-центральной Европе, которая включала в себя ряд вассальных княжеств на Балканах (например, Боснию, Сербию и Валахию).
Когда Лайош умер, не оставив наследников мужского пола, страна вновь столкнулась с проблемой преемственности. Дочь Лайоша – Мария в конце концов вышла замуж за Сигизмунда Люксембургского (годы правления 1387–1437), сына императора Карла IV. Во время царствования Сигизмунда турки-османы начали свои завоевания на Балканах. Сигизмунд возглавил последний общеевропейский поход крестоносцев против турок, но потерпел поражение в 1396 в битве при Никополисе. После этого события он стал пренебрегать Венгрией и переместил свои интересы за пределы страны, став королем Богемии в 1420 и императором Священной Римской империи в 1433. Дочь Сигизмунда вышла замуж за Альбрехта Габсбурга (годы правления 1437–1439), который унаследовал венгерский трон своего тестя. Тем самым был создан повод для унии Венгрии и Австрии.
После смерти Альбрехта в 1439 появились два претендента на трон: Владислав III Ягелло, король Польши, который стал королем Венгрии как Уласло I (годы правления 1440–1444), и Ласло V, сын Альбрехта, родившийся уже после смерти отца. Ласло поддерживал его дядя, император Фридрих III, а Владислава – дворяне, которые старались избежать подчинения страны Габсбургам. После того как Владислав был убит в битве против турок у Варны в 1444, страна погрузилась в хаос междуцарствия.
Серьезно нуждаясь в сильной власти с тем, чтобы объединить страну перед лицом османского завоевания, аристократия обратилась к Яношу Хуньяди, пригласив его действовать от имени Ласло V, который находился за пределами страны. Турки, ободренные падением Византийской империи в 1453, возобновили войну против Венгрии, но Хуньяди нанес им решающее поражение под Белградом в 1456. Однако в том же году он умер, а его старший сын Ласло был убит молодым королем Ласло (племянником императора Фридриха), который сам прожил лишь до 1457. Не имея легитимных претендентов на престол, аристократия отдала корону Матьяшу (Матиасу) Корвину, второму сыну Яноша Хуньяди.
Царствование Матьяша (1458–1490) было золотым веком венгерской истории. Матьяш разогнал недовольных сильных баронов, уничтожил феодальные наборы рекрутов, заменив их национальным войском, и провел успешные кампании против Богемии и Австрии, взяв в 1480 Вену. Блеск его двора в Буде притягивал к себе ученых, художников, гуманистов и образованных людей со всей Европы библиотека Матьяша Корвина стала одной из самых наиболее известных в Европе. Во внутренних делах Матьяш приступил к объединению Венгрии и созданию современного национального государства: армия была предназначена для сохранения его власти, налоги стали собираться на регулярной основе, а аристократия была поставлена в зависимость от королевской милости.
Король Матьяш I Корвин умер в 1490, не оставив прямых наследников. Его внебрачный сын Янош Корвин был слишком слаб, чтобы взять власть в свои руки, и дворяне избрали королем Венгрии чешского короля Владислава II Ягелло под именем Уласло II (годы правления 1490–1516). Некомпетентный правитель, он был неспособен закрепить реформы, проведенные Матьяшем I Корвином, или противостоять требованиям дворян. Он заключил брачный союз с Габсбургами, чтобы обеспечить себе престолонаследие в случае отсутствия у него прямых наследников.
В 1514 крестьянское восстание, которым руководил Дьёрдь Дожа, было подавлено Яношем Запольяи, вице-королем Трансильвании, а крестьяне были приговорены парламентом к «имущественному и пожизненному порабощению». В 1517 был опубликован Трипартитум – свод общего венгерского права. Трипартитум установил равенство прав как аристократии, так и мелкопоместных дворян, и порядок избрания короля дворянами. Он подтверждал доктрину Священной Короны, согласно которой корона святого Иштвана является символическим источником всех законов и всей власти дворяне – «члены» короны, которые осуществляют законную власть через парламент вместе с королем. Трипартитум включал также положение о том, что крепостные не имеют права менять хозяев.
Лайош II (годы правления 1516–1526) не был столь удачлив, как его отец, и, кроме того, столкнулся с неминуемым турецким вторжением. Венгерская армия во главе с королем в битве при Мохаче 29 августа 1526 была разбита турками под командованием Сулеймана Великолепного.
Возвышение Трансильвании (1526–1686).
Сразу после смерти Лайоша II Фердинанд I Габсбург, который был женат на сестре Лайоша, стал претендентом на венгерский трон. Ему противостоял Янош Запольяи, который был избран дворянами королем и коронован в 1526. Однако в следующем году те же дворяне короновали Фердинанда. Запольяи поддерживала Франция, сам он заключил союз с турками. Жесточайшая битва в 1538 закончилась миром, инициированным государственными деятелями с обеих сторон, решившими объединить Венгрию. Запольяи и Фердинанд I договорились, что каждый будет сохранять свои прежние владения, но после смерти Запольяи вся страна должна признать власть Фердинанда. Запольяи нарушил договор незадолго до своей смерти в 1540, когда у него родился сын. Фердинанд безуспешно пытался лишить прав наследника Запольяи – Яноша Жигмонда.
В 1541 султан Сулейман, воспользовавшись выгодным моментом, захватил Буду и центральную часть королевства. Этот захват по существу разделил Венгрию на три части: на западе и севере Фердинанд контролировал несколько комитатов на востоке вдова Яноша Запольяи Изабелла правила Трансильванией в центре страны правил паша Буды.
В течение полутора столетий турецкого господства только Трансильвания сохранила живую венгерскую культуру и идею венгерской независимости. Княжество добилось значительной степени религиозной и политической свободы в пределах своих собственных границ и успешно боролось за конституционные свободы. Трансильвания возглавила также процесс протестантской реформации в Венгрии. Ведущей религией стал кальвинизм, в северной части многие немцы и словаки приняли лютеранство. Католическая церковь, ослабленная смертью многих епископов во время войны с турками или их отчуждения от своих епархий вследствие вторжения, была неспособна остановить распространение протестантизма, и в 1557 парламент Трансильвании провозгласил свободу религии (первым в Европе). Усилиями трансильванских князей, главным образом Иштвана Бочкаи (годы правления 1605–1606) и князя Габора Бетлена (годы правления 1613–1629), Трансильвания стала протестантской страной.
Мощь Трансильвании иссякла после Вестфальского мира (1648), которым закончилась Тридцатилетняя война. Влияние Габсбургов в Германии ослабло, и в результате они стали проявлять интерес к своим восточным владениям. Императоры Фердинанд III и Леопольд I (которые царствовали как короли Венгрии соответственно в 1637–1657 и в 1657–1705) занялись искоренением протестантизма. После того, как Габсбурги разбили турок, которые напали на Вену в 1683, Леопольд взял Буду (в 1686) и начал кампанию за возвращение всей Венгрии, которую возглавил князь Евгений Савойский. Она завершилась в 1699 Карловицким договором, по которому турки должны были покинуть всю страну, за исключением Баната, территории между реками Марош (Муреш), Тиса и Дунай.
Эпоха Габсбургов (1686–1825).
В 1687 Леопольд I получил от собрания дворян одобрение на право перехода по наследству Габсбургам венгерского трона и добился отмены действия Золотой буллы. В 1691 была упразднена независимость Трансильвании.
Австрийское «освобождение» отразилось отрицательно как на крепостных, так и на дворянах. Большая часть земли на возвращенных территориях передавалась австрийским сановникам, налоги были повышены, а иностранцы начали фактическую колонизацию венгерских земель. Это вызвало сильное недовольство, которое привело в период 1660–1690 к серии волнений, кульминацией которых явилось восстание 1703, когда князь Ференц Ракоци II вернулся из ссылки, чтобы возглавить восстание крепостных крестьян. Позже к нему присоединилось дворянство, а также большая часть населения, исключая сербов. В 1707 Ракоци удалось свергнуть Габсбургов. Несмотря на то, что он в конце концов потерпел поражение, не получив помощи от своего французского союзника, короля Людовика XIV, Габсбурги по Сатмарскому миру (1711) обещали Венгрии конституционную и религиозную свободу.
Была достигнута стабильность во внутренних делах, и на ее основе было осуществлено переустройство страны. Венгрия была связана с иностранной династией Прагматической санкцией 1723, признававшей законность престолонаследия наследниками женского пола и практически аннулировавшей право дворян избирать монарха. С другой стороны, Габсбурги должны были уважать древние права королевства. Неохотное согласие на правление Габсбургов было достигнуто благодаря проведению другой военной кампании, которую возглавлял Евгений Савойский в 1716–1718 тогда были освобождены от турок Банат и южные пограничные районы. При явном компромиссе между Венгрией и Габсбургами преимущество оставалось на стороне монарха, так как он мог постепенно передать управление Вене. Император Карл VI (Карл III Венгерский, годы правления 1711–1740) и его дочь Мария Терезия (годы правления 1740–1780) считали подходящими для управления страной чиновников из Вены, а не бурные собрания сословий, которые настаивали на самоуправлении.
Император Священной Римской империи Иосиф II (годы правления 1765–1790) дал толчок возрождению политического и общественного самосознания Венгрии. Этот просвещенный деспот мечтал о создании многоязычной империи Габсбургов на рациональной основе, с полностью централизованной системой управления, выпускающей имеющие везде силу указы, свободную от старых традиций и признающую только одного суверена. К концу своего правления Иосиф провел радикальные реформы в гражданской службе, отдал распоряжения об обязательном использовании немецкого языка как единственного официального языка и об отмене венгерской системы комитатов. Чтобы не быть связанным присягой, он воздержался от того, чтобы стать коронованным королем Венгрии. Его полезные реформы, например декрет 1781, гарантировавший терпимость к протестантам, были омрачены его политикой централизации и германизации, которые вызвали сильное противодействие со стороны венгерской аристократии.
После смерти Иосифа II в 1790 все его планы потерпели крах. Венгерские дворяне, собравшись в 1791 в Пожонь (ныне Братислава, Словакия), восстановили конституцию и подтвердили преемственность венгерских политических институтов. Социальные учения Локка и Монтескье оказали влияние на многих просвещенных аристократов, а события Французской революции вызвали тайный заговор венгерских радикалов, называвших себя якобинцами, которые назывались учредить в Венгрии республику. Этот заговор был подавлен Францем I – правителем австрийских владений (годы правления 1804–1835) и последним императором Священной Римской империи (как Франц II).
В течение следующей четверти столетия социальных изменений не было, но как реакция на австрийскую политику централизации возникло движение, ставившее целью возрождение венгерской литературы и реформу языка, которое возглавлял Ференц Казинци. В Венгрии получила развитие наука в 1833 Янош Бойаи опубликовал одну из первых систем неевклидовой геометрии.
Национальное возрождение (1825–1848).
В 1825 граф Иштван Сеченьи (1791–1860) передал весь годовой доход от своих поместий на учреждение национальной академии наук. Начав свою деятельность в 1770-е годы, писатели и поэты постепенно стали играть решающую роль в духовном руководстве нацией. Борьба за преобладание национального языка должна была направляться не против немецкого языка, языка иностранного абсолютизма, а против латинского, который после значительного расцвета венгерских языка и культуры в 16 и 17 вв. стал официальным языком Венгрии и языком обучения.
В политическом отношении реформы продвигались крайне медленно. Они осуществлялись дворянством, более многочисленным классом, чем были буржуазные классы на Западе. Дух реформы еле теплился у более молодых представителей класса мелкого дворянства. Когда двум его лидерам, сначала Сеченьи и затем Лайошу Кошуту (1802–1894) удалось поднять их на борьбу, вся омертвевшая конституционная система рухнула.
Сеченьи, богатый и аристократ, хорошо знал культуру стран Запада. Его визиты, особенно в Англию, убедили его в необходимости революционных изменений в Венгрии. Его идеи активно пропагандировал поэт-романтик Михай Вёрёшмарти. Однако постепенно руководящая роль в реформистском движении перешла в 1840-е годы от Сеченьи к Кошуту, который считал первоочередной задачей отвоевать независимость у Австрии и добиться либеральной конституции. Кошут, безземельный дворянин, распространял свои идеи по всей стране как представитель отсутствующего члена парламента, и разглашал протоколы парламента. После попытки оглашения протоколов заседаний комитатов Фердинанд V (годы правления 1835–1848) посадил Кошуба в 1837 в тюрьму. После своего освобождения в 1840 он основал газету «Пешти Хирлап» («Пештскую газету»), выражавшую радикальные националистические идеи.
Существовала и третья группа реформаторов, в которую входил Йожеф Этвеш. Эта группа отстаивала идею централизованного парламентского управления, базирующегося на системе всеобщего голосования, и выступала за гарантии свобод. Другая группа молодых патриотов, возглавлявшаяся поэтом Шандором Петёфи, верила в абстрактный идеал мировой свободы и настаивала на немедленном освобождении крепостных. Во время последнего съезда сословий, который собрался в 1847, Ференц Деак (1803–1876), один из представителей консервативных реформаторов, сумела объединить силы оппозиции вокруг либеральной платформы. Когда известия о революции в Париже достигли Пожони в феврале 1848, Кошут взял власть в свои руки и убедил в своей правоте палаты парламента. Бескровная революция во главе с Петёфи и другими молодыми писателями, которая вспыхнула в Пеште 15 марта, в значительной степени помогла реформаторам в парламенте. Последний быстро принял соответствующие законы, которые были подписаны королем 11 апреля 1848. Эти законы, известные под названием Мартовских, хотя и не затрагивала основы престолонаследия Габсбургов, учредили независимое, отвечающее за дела в Венгрии министерство, через которое король осуществлял свою исполнительную власть законы предусматривали также двухпалатный парламент, переизбираемый каждые три года право населения участвовать в выборах унифицированную систему налогов, отмену всех чрезмерных налогов свободную торговлю землей, участие недворян в местных органах управления свободу печати полную религиозную свободу присоединение к Трансильвании и создание национальной гвардии. Граф Лайош Баттяни стал премьер-министром, а Кошут, Сеченьи, Деак и Этвеш – министрами.
Война за независимость и новый абсолютизм (1848–1867).
Тем не менее Мартовские законы имели два серьезных пробела: они не определили отношения с другими частями Австрийской империи (хотя Кошут даже не думал в то время об отделении от Австрии) и не затрагивала вопроса о правах национальных меньшинств. Австрийские антиреволюционные силы воспользовались этим, чтобы подорвать демократические порядки в Венгрии. Хорватская армия во главе с генералом Йосипом Елачичем напала на Венгрию в сентябре 1848. По требованию Кошута парламент учредил армию Хонвед, которая разгромила Елачича. Несмотря на то, что в армии Хонвед сражались словаки и рутенцы (русины, закарпатские украинцы), лидеры словацкой интеллигенции не симпатизировали венграм. Румыны в Трансильвании объявили о своей автономии, а сербы в южной Венгрии выдвинули требование практически полной независимости. В Вене контрреволюционный кабинет заставил Фердинанда отречься от престола в пользу своего племянника Франца Иосифа, который не считал себя связанным Мартовскими законами. Тогда венгерский парламент объявил уход в отставку Фердинанда незаконным и приготовился к защите Мартовских законов. В декабре проимперские силы, которые до этого подстрекали национальные меньшинства к восстанию, напали на Венгрию. Отступив, весной 1849 армия Хонвед начала успешное наступление и почти полностью изгнала австрийцев. Польский доброволец, генерал Йозеф Бем, добился важных для венгров побед в Трансильвании. Между тем Австрия 4 марта 1849 выпустила декрет, по которому создавалась объединенная и централизованная империя, в которую входила и Венгрия. Кошут ответил на это провозглашением независимости, а свержение с трона Габсбургов как правителей Венгрии было одобрено парламентом 14 апреля в старой кальвинистской церкви в Дебрецене. Кошут стал «правящим президентом». В июне Франц Иосиф обратился за помощью к русскому царю, который направил в Венгрию свои войска. После нескольких месяцев боев остатки венгерской армии 13 августа капитулировали. Кошуту и нескольким другим лидерам удалось спастись бегством. Командующий австрийскими армиями Юлиус фон Гайнау казнил бывшего премьер-министра Баттяни, 13 генералов армии Хонвед и тысячи других участников сопротивления.
После периода жестокой военной диктатуры Гайнау барон Александр фон Бах, австрийский министр внутренних дел, учредил гражданскую администрацию, известную под названием «системы Баха». Страна была разделена на части и управлялась иностранными (главным образом чешскими) чиновниками конституция 4 марта 1849 была отменена власть в стране регулировалась императорскими указами и декретами.
Однако абсолютистский гнет вызвал решительное сопротивление венгров. Сеченьи из своей больничной палаты близ Вены (его места пребывания после 1848) руководил нелегальной международной пропагандой против Австрии. Фактически, отставка Баха в 1859 произошла благодаря памфлету Сеченьи, опубликованному в Лондоне. Кошут, находясь в эмиграции, пытался заручиться поддержкой западных держав. В 1860 созрели первые плоды сопротивления. Венский режим отказался от абсолютизма и попытался провести эксперимент с централизованным парламентом и правлением консерваторов. Но венгерский парламент в 1861 во главе с Деаком, настаивал на возвращении к конституционной платформе 1848, что привело к роспуску парламента. Однако после разгрома Пруссией в 1866 Габсбурги приняли условия Деака, и в 1867 было ратифицировано Австро-Венгерское соглашение. Графу Дьюла Андраши, бывшему эмигранту, было поручено сформировать кабинет, а Франц Иосиф был коронован как король Венгрии и поклялся соблюдать венгерскую конституцию.
Эпоха дуализма и Первая мировая война (1867–1919).
Благодаря Соглашению Венгрия вновь приобрела свою независимость и территориальную целостность и стала равным партнером в составе империи. Были восстановлены парламентская форма правления и законы 1848. Хорватия получила своего рода местное управление в пределах венгерского государства, а Трансильвания была объединена с Венгрией. Связи с Австрией сохранились за счет личной унии короля (согласно Прагматической санкции 1723), а также общих для обеих стран министров иностранных дел, обороны и финансов торговый таможенный союз подлежал возобновлению каждые 10 лет.
Прочное положение Австрии в тот период в Центральной Европе не позволяло полностью избавиться от австрийского влияния. Тем не менее Кошут, еще живший в эмиграции, в своем открытом письме, названном «письмом Кассандры», предсказал крах Габсбургской империи и обвинил Деака в измене принципам 1848 за присоединение Венгрии к Австрии.
В течение этого периода была предпринята попытка решить проблему национальных меньшинств Законом о национальностях 1868.
© e-Globus, 2019
Политика конфиденциальности