В начале II тысячелетия до н.э. район, который позже стал называться Македонией, был заселен главным образом иллирийцами на западе и фракийцами на востоке. Спустя тысячелетие горные районы Орестиды (близ нынешней Кастории) и долина реки Альякмон были заселены племенем, называвшимся македонцами. Несколько столетий спустя это полукочевое племя захватило большую часть территории между о.Лихнитис (Охридским) на западе, средним течением р. Аксиус (Вардар) на севере, рекой Стримон на востоке и горой Олимп на юге. Ранее известный под названием Иматия, этот район был затем переименован в Македонию. Нижняя, или Южная Македония находилась непосредственно под властью македонских вождей, которые поработили или вытеснили прежних жителей Фракии, в то время как Верхняя Македония была заселена независимыми племенами, родственным иллирийцам и македонцам. На полуострове Халкидики были созданы колонии греков.
В первой половине 19 в. началась дискуссия по поводу языка и этнических корней древних македонцев. Неизвестно, являлся ли древнемакедонский язык самостоятельным языком или греческим диалектом, в который вошли негреческая лексика и другие негреческие элементы. Возможно, что древнемакедонский язык являлся языком правящего класса, а некоторые подданные македонских вождей говорили на других языках. В 5 в. до н.э. местные правители запретили древнемакедонский язык и начали использовать аттический диалект греческого языка. Однако многие греки в городах-государствах к югу продолжали считать македонцев варварами (негреками).
После неудач персидского царя Ксеркса в покорении Македонии и Греции в начале 5 в. до н.э. македонские цари или вожди вели друг с другом борьбу за власть над территорией между Альякмоном и Стримоном. Наконец, один из царей, Филипп II (правил в 359–336 до н.э.) из рода Аргеадов, одержал победу. Он воевал против иллирийцев, захватил немакедонские греческие колонии Халкидики, аннексировал территорию между реками Стримон и Нестос, подчинил себе Фракию и затем вторгся в южную часть Греции. В 337 Филипп созвал представителей греческих городов-государств и создал общегреческий союз (Коринфский конгресс).
В 336 до н.э. Филипп был убит, и к власти пришел его сын Александр. Александр Великий (Македонский, правил в 336–323 до н.э.) подчинил племена к югу от Дуная, разрушил Фивы, когда жители города восстали против него, а затем повел свои македонско-греческие армии в Азию. Александр завоевал империю персов Дария III и за 11 лет военных действий расширил свои владения до реки Инд. Стремясь примирить греков и персов, он женил 10 тыс. македонцев и греков на азиатских женщинах. После его смерти в Вавилоне огромная империя, созданная Александром, была разделена между его военачальниками, при этом сама Македония отошла к пожилому Антипатру (ум. 319 до н.э.). Империя Александра оказала огромное воздействие на развитие культуры; эпоха эллинистической культуры, начавшаяся после распада империи Александра Македонского, стала эпохой синтеза греческой, египетской и персидской культур.
В 3 в. до н.э. в Македонию и Фракию с севера вторглись кельтские племена, которые пересекли Геллеспонт (Дарданеллы) и вступили в Малую Азию, не оказав заметного влияния на Македонию. Позднее римляне присоединили македонское царство к своей империи (146 до н.э.). К моменту римского завоевания македонских и фракийско-иллирийских элементов было больше, чем эллинизированных. Однако за эллинизацией последовал процесс романизации, который продолжался в течение восьми столетий римского правления. Влахи Рашки (средневековой Сербии), Македонии, Фессалии, Эпира и Болгарии считались потомками балканских местных жителей периода Средневековья и Нового времени, подвергшихся романизации. После раздела Римской империи в 395 н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи.
Нашествия славян. Нашествия готов, вандалов и гуннов в течение 4 в. и 5 в. незначительно изменили этнический характер этой области. Однако в конце 6 в. в результате аваро-славянских нашествий в Македонии появился новый важный этнический элемент: славяне и авары, говорившие на славянском языке. Среди славянских племен, которые расселились по всей Македонии, были сагудаты (западнее Салоник), ринхины (на полуострове Халкидики), смоляне (к востоку от Вардара), драговичи (вдоль верхнего и среднего течения реки Вардар и на Пелагонийской равнине), берзиты (в Верхней или Северо-западной Македонии) и велегезиты (в Южной Македонии и Фессалии). Эти племена, которые поселились к востоку от реки Струма, стали называться струмянами.
Славянские нашествия 6–7 вв. вынудили Византийскую империю отказаться от большей части Македонии. Однако славянам не удалось захватить или разрушить главные македонские города Салоники, Сере, Эдеса и Верия, и в конце концов византийский император Ираклий (правил в 610–641) подчинил славянские племена.
Чтобы ослабить непокорных славян, византийские императоры насильственно переселили некоторых славян из Македонии в Малую Азию и заменили их скифами, поселившимися вдоль нижнего течения реки Струма, а также крещеными турками (вардариотами), которые были расселены в районе реки Вардар. В 7 в. волжские болгары захватили низовья Дуная. Укрепив свои позиции, болгарские вожди двинулись дальше на юг. К концу 9 в. они создали царство, включавшее в себя фактически всю Македонию, за исключением Салоник. Чтобы препятствовать болгарской угрозе, Византия поселила в Западной Фракии армян. Тем не менее в течение целого столетия славяне Македонии оставались под властью болгар.
Распространение христианства. Македонские города были одними из первых городских общин Средиземноморья, принявшими христианство, в этом районе миссионерской деятельностью занимался апостол Павел. К 4 в. Македония была почти полностью крещена. Однако славянские нашествия возрождали на захваченных территориях язычество; исключение составляли города, находившиеся под властью Византии.
Западная церковь приступила к проповеди Евангелия среди славянских язычников в 7 в., христианизация продолжалась Константинопольским патриархатом в 8 в. Тем не менее к середине 9 в. были крещены только славяне южной части Македонии. Обращение в христианство северной Македонии произошло после ее захвата болгарами.
После принятия христианства (865) болгарский царь Борис и его сын Симеон пригласили монахов Климента и Наума в Македонию, чтобы наставлять местное население в христианской вере. Климент и Наум были учениками Кирилла и Мефодия, апостолов славян. Они перевели христианскую Библию на диалект славян Южной Македонии. Македонское архиепископство в Охриде стало религиозным центром, из которого письменность на кириллице и православная вера распространялись по всей Сербии, Болгарии и Киевской Руси.
В этот период возникла оппозиция вновь созданным церквам, появившимся в Македонии. С 10 в. здесь распространяется дуалистическое религиозное движение богомильства («церковь Дреговицкая»).
Самуил и Византия. Первое Болгарское царство рухнуло под ударами мятежников в северо-западной части Болгарии (восстание вспыхнуло под руководством богомилов в Македонии), а также армий киевского князя Святослава и византийского императора Иоанна I Цимисхия. В западной части Болгарии возникло новое, Западно-Болгарское царство (976–1018), царем стал Самуил, который сделал своей столицей Охриду и повысил ранг македонского архиепископата до уровня патриархата. Однако в 1014 византийский император Василий II разбил армию Самуила. Через несколько лет Византия полностью овладела Македонией.
После восстановления византийского правления и неудачных восстаний македонских славян в 1040–1041 и 1072–1073 (и отчасти успешных восстаний других балканских славян) многие богомилы бежали на север в Рашку, а оттуда – в Боснию. Во время 4-го Крестового похода (1204–1205) Южная Македония и Салоники перешли во владение Бонифация Монферратского; Северная Македония была оккупирована новым болгарским или влахо-болгарским, государством, созданным в 1185 после успешного восстания против Византии. Однако во второй половине 13 в. Македония снова попала под власть Византии.
Средневековый период. К концу 13 в. князья династии Неманичи из Рашки (Сербии) распространили свою власть на северную и северо-западную Македонию. В начале 14 в. каталонские солдаты (нанятые Византией для войн в Малой Азии против турок и во Фракии против болгар) перешли границу и стали грабить южную Македонию. В годы правления Стефана Душана Неманя (1331–1355) Эпир, Фессалия и вся Македония, за исключением Салоник, вошли в состав Сербии. В 1346 Скопье стал столицей нового царства – сербо-греческого, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков».
После смерти Душана Македония была разделена между десятью сербскими землевладельцами, самыми могущественными из которых были представители рода Мрнявчевичей. Юго-Восточная Македония перешла под власть Йована Углеши Мрнявчевича, а район Призрен-Скопье-Прилеп находился под властью его брата Вукашина. Однако в 1371 Вукашин и Углеша погибли в битве при Черномене на р. Марица. Победившие их турки затем оккупировали большую часть Македонии. Сын Вукашина, королевич Марко, любимый герой сербских, македонских и западно-болгарских эпических поэм, стал турецким вассалом. К 1394 вся Македония, за исключением некоторых южных ее частей, оказалась в руках турок.
В 14 в. Македония стала центром яркого стиля в искусстве, переходного между византийской и итальянской живописью эпохи Возрождения. Монастыри на г. Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования, а расположенному здесь Хиландарскому монастырю, где обучались в основном южные славяне, приносили крупные пожертвования сербские цари, князья и княгини.
Османское правление. В результате османской оккупации Македонии часть христианского населения была уничтожена. Многие феодалы бежали на запад и север, часть из них пошла на компромисс с османской властью, а некоторые приняли ислам. Число турок и мусульман в Македонии, по всей вероятности, было незначительным до 15–16 вв., когда турки-кочевники из Анатолии, называвшиеся юрюками, были переселены османским правительством в сельские районы области. Вторая волна исламизации прекратилась во второй половине 17 в., во время и после Кандийской (венециано-турецкой) войны (1645–1669) и войны Священной лиги (1683–1699). Обращение в ислам происходило в то время в нескольких районах. В восточной Македонии и Болгарии обращенным в ислам в этот период дали название помаков (помощников), так как они служили в Османской империи в местных полицейских силах либо во вспомогательных войсках. В 19 в. османское правительство поселило в ряде мест Македонии мусульман-черкесов. Кроме того, после освобождения Сербии, Боснии и Герцеговины и Болгарии от турецкого гнета многие мусульманские эмигранты покинули эти территории и поселились в Македонии.
В 1560-х годах, в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в Македонии началось восстание против османского ига. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593–1606, 1683–1699).
В 1689 армии Габсбургов заняли Скопье. В округах Кратово и Злетово на северо-востоке Македонии откупщики традиционно использовали принудительный труд для разработки месторождений природных ископаемых; крестьяне, чтобы избежать такой работы, уходили в горы. Когда армии Габсбургов пришли в этот район, один из рудокопов, Карпош, возглавил восстание против турок (1689). В 1690, после ухода австрийцев, восстание было подавлено турками, Карпош убит, а многие македонцы проданы в рабство. Другая часть македонцев бежала в Воеводину, находившуюся под австрийским правлением.
Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине 16 в. системы «чифтлик» (турецк. «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне были вынуждены отдавать часть своей продукции. Когда в 16 в. выросли города и возник обширный рынок сельскохозяйственной продукции, многие землевладельцы и солдаты стремились расширить свои земельные владения. В периоды хаоса они прибегали к насилию, чтобы достигнуть своих целей. Когда во второй половине 17 в. городская экономика Османской империи начала испытывать кризис, зажиточные османские ремесленники и купцы стремились приобрести земельную собственность.
Однако по мере упадка городской экономики землевладельцы чифтлик и другие владельцы собственности столкнулись с проблемой рынка для своих товаров. Стало очевидно, что внутренний рынок не в состоянии поглотить большие излишки сельскохозяйственных продуктов. Однако рост населения и промышленности в Западной Европе в 18 в. увеличил спрос на зерновые культуры, хлопок и другое сырье и сельскохозяйственные продукты. Таким образом, землевладельцы чифтлик изначально не помогали развиваться классу сельских торговцев на Балканах, ибо их продукция шла в Западную, Центральную и Северную Европу. Одним из основных районов Балкан, в котором возник класс торговцев, стала Македония. Этими торговцами в основном были греки и влахи, но также и славяне.
Состоятельные купцы из Македонии часто становились могущественными губернаторами (например, Али Паша из Янины) или влиятельными местными аристократами (Исмаил Бей из Сере). Однако некоторые купцы проявляли большие симпатии к идеям французской революции и к движению за независимость, которым руководил Карагеоргий Потрович из Сербии; фактически многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807 и 1808 в Македонии и соседних районах произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия. Подобную же симпатию они проявляли к борьбе за независимость Греции в 1821
Национальные проблемы и национализм. В начале 19 в. христианское население Македонии частично входило в Румелию, как называли византийские земли, захваченные Османской империей. Примерно треть населения составляли мусульмане, в основном турецкого происхождения, в городах мусульмане-славяне и албанцы составляли меньшинство, в сельских районах мусульмане-албанцы и мусульмане-славяне расселились в верховьях р. Места. В городах преобладали турки, греки, евреи, армяне и влахи. Евреи иммигрировали во второй половине 15 и в течение всего 16 в. из Венгрии, Испании и Италии. Славянский элемент приобрел некоторое значение в городах только после 1860.
Доля славян в населении Македонии снизилась благодаря эмиграции славян в 1690, иммиграции албанцев в течение 16 в. и в период после 1690, а также появлению греков и влахов в городах в 18 и 19 вв. В северной части Македонии во времена Наполеона более половины населения составляли славяне; в южной половине менее трети населения – славяне и около трети – греки. Однако доля греческого населения выросла в результате эллинизации многих влахов и некоторых более зажиточных славян. Как в северной, так и в южной частях Македонии политическая власть была сосредоточена в руках турок, тогда как экономическая власть до 1860 – в руках греков, евреев и влахов.
Формирование славянского национального самосознания в Македонии ускорилось под влиянием роста греческого национального самосознания во время войны за независимость Греции (1821–1829); оно было связано в значительной мере с распространением русского влияния после наполеоновских войн и русско-турецкой войны 1828–1829. Адрианопольский мир (1829), которым закончилась последняя война, разрушил торговую монополию греков на Восточных Балканах.
Враждебно настроенное к греческим иерархам низшее духовенство Македонии стало, вероятно, первым и важным источником распространения славянского самосознания среди македонских славян. Национальное возрождение поощрялось в особенности монастырями Осогово и Лесново. Однако роль духовенства в росте национального самосознания вскоре перешла к славянским ремесленникам и купцам, ведь они, представляя нижний слой среднего класса, конкурировали с греческим высшим слоем среднего класса. Кроме того, после 1860 славянский патриотизм распространился и на светские образованные круги, особенно в Струге и Охриде. Несмотря на эти усилия, значительная часть славянского населения Македонии не обладала национальным самосознанием ни в 1900, ни в 1912, ни в 1945.
Экзархат и ВМРО. В 1870 османское правительство уступило российскому давлению и дало разрешение на учреждение Болгарского экзархата. Первоначально главными целями экзархата стали поощрение употребления славянского языка в церковном богослужении и создание национального духовенства вместо старого иностранного (греческого). Однако многие болгары и болгаризированные македонцы использовали новую церковную организацию и новые болгарские школы для воспитания болгарского национального самосознания среди славян Македонии. После 1890 в Македонии соперничали греческая, болгарская, сербская и румынская православные церкви.
В 1876 восстание христианского крестьянства Боснии и Герцеговины распространилось на районы Македонии и Болгарии, где оно было жестоко подавлено турками. В Салониках мусульмане убили французского и германского консулов. После русско-турецкой войны 1877 был заключен Сан-Стефанский мир (1878), который предусматривал создание Великой Болгарии с включением в нее всей Македонии, за исключением Салоник. После вмешательства Великобритании и Австрии условия Сан-Стефанского мира были пересмотрены на Берлинском конгрессе в том же году, и Македония осталась в составе Турции.
После 1885 в Салониках, Пловдиве и Софии были организованы македонские революционные кружки. В 1893 два македонских учителя (Гоце Делчев и Дамян Груев) основали тайное общество в Салониках – Внутреннюю македонскую революционную организацию (ВМРО). Делчев, Груев и их сторонники Яне Санданский и Георче Петров считали, что Македония может добиться освобождения только в результате внутренней революции, в которую будет вовлечена основная масса населения. Формирование этой организации произошло в 1894, после создания первой социалистической группы рабочих Македонии, основанной в Велесе (совр. Титов-Велес) плотником Василем Главиновым, работавшим в Болгарии. В этом же году при болгарском царском дворе был сформирован т.н. Верховный революционный комитет, членами которого стали офицеры болгарской армии и ряд македонских эмигрантов. Комитет стремился убедить македонских славян в том, что Македония может освободиться только благодаря болгарскому вмешательству.
ВМРО возникла как результат светского движения среди ремесленников и молодежи. Она изначально была враждебно настроена к экзархату и его руководителям – государственным чиновникам Болгарии. Это движение за македонскую автономию выступало против любой формы болгарской власти. Однако вскоре в ряды ВМРО стали проникать супремисты – агенты болгарского Верховного революционного комитета; положение ВМРО осложнилось после решения греческого, румынского и сербского государств финансировать пропаганду в пользу своих притязаний на Македонию и организовать свои собственные партизанские отряды для пресечения деятельности болгарских войск.
К 1902 ВМРО распалась на две враждебные фракции: правое крыло выступало за присоединение к Болгарии, а левое крыло – за автономию Македонии в рамках Балканской федерации. На тайном съезде в начале 1903 приверженцы болгарских супремистов в ВМРО убедили делегатов в необходимости поднять восстание. Оно началось 2 августа в юго-западном районе Македонии (Битольский вилайет, совр. Битола). Против 30 тыс. восставших турки послали армию в 300 тыс. солдат. Восстание, получившее название Илинденского (потому что было начато в Ильин день), продолжалось два месяца и потерпело поражение. В ходе восстания его лидер Никола Карев провозгласил социалистическую республику в горном влахо-славянском городе Крушево; после двенадцати дней ее существования турки ликвидировали Крушевскую республику. Вскоре ВМРО почти целиком перешла под контроль сторонников болгарской гегемонии, а тысячи македонцев из района восстания эмигрировали в Болгарию, Сербию и США.
Раздел. В 1912 Сербия, Болгария, Греция и Черногория создали военный союз с целью развязать войну против Турции (1-я Балканская война), за которой последовала война с Италией в Триполитании и восстание в Албании. Союзники добились крупных военных успехов, и вся Македония была освобождена. Однако победители не смогли договориться о разделе освобожденных территорий.
Сербия, выходу которой к Адриатическому морю препятствовала Австрия, хотела получить большую долю Македонии; часть ее, как предполагалось, должна была отойти Болгарии в соответствии с секретным сербско-болгарским договором 1912. Сербия была готова обратиться для разрешения сербско-болгарского территориального спора к русскому царю как к посреднику, в соответствии с условиями договора. Однако болгарские войска напали на Сербию. После этого Греция, Румыния и Турция, каждая из которых защищала свои собственные интересы, вступили в войну на стороне Сербии. В результате 2-й Балканской войны (1913) Болгария потеряла территории на всех направлениях. Чтобы добиться реванша, болгарское правительство во время Первой мировой войны присоединилось к центрально-европейским державам, выступило против Сербии и Греции и оккупировало Сербскую (Вардарскую) Македонию и часть Эгейской (Греческой) Македонии. После поражения Германии и ее союзников Болгария была вынуждена вернуть оккупированные области и уступить некоторые дополнительные территории Греции и Сербии.
После Первой мировой войны ВМРО стала снова проявлять активность, посылая вооруженные отряды (комитадиис) из Болгарии в греческую и югославскую Македонию для проведения террористических актов против чиновников, а также симпатизирующих им местных жителей. В 1923 боевики ВМРО убили крестьянского лидера, премьер-министра Болгарии Александра Стамболийского, поддерживавшего дружеские отношения с Югославией. В 1924 лидерство в ВМРО перешло к Ивану Михайлову. Михайлов организовал убийство многочисленных политических оппонентов даже на улицах Софии, способствовал тайному заговору с целью убийства югославского короля Александра в 1934. В течение десяти лет (1924–1934) он являлся фактическим диктатором болгарской Македонии, что отвечало интересам многих важных лиц в Софии. Однако в 1934 болгарская военная диктатура пресекла деятельность ВМРО, Михайлов вскоре бежал в Турцию. После этого отношения Болгарии с Грецией и Югославией улучшились.
В 1941 Болгария вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии и оккупировала большую часть греческой Македонии – районы Флорина и Кастория и Восточную Македонию, наряду с Западной Фракией, и почти всю югославскую Македонию. Подпольное движение сопротивления возникло во всех балканских странах, самыми активными в нем оказались коммунисты. Центральные комитеты югославской и болгарской коммунистических партий конфликтовали, поскольку каждая из партий хотела добиться контроля над движением сопротивления в югославской Македонии. В начале 1943 председатель Национального комитета освобождения Югославии, коммунист Иосип Броз Тито, направил черногорца Светозара Вукмановича (генерала Темпо) для организации македонской секции национально-освободительного движения. Болгарские коммунисты так и не смогли полностью примириться с этим решением.
В августе 1947 Тито и премьер-министр Болгарии, коммунист Георгий Димитров, встретились в Бледе и, по-видимому, договорились, что вся Македония или часть греческой и вся болгарская Македония должны в конце концов войти в союз с югославской Македонией, а Болгария должна войти в состав федерации югославских государств. За это Димитров публично получил выговор из Москвы. Часть соглашения, касавшаяся греческой Македонии, зависела от успехов коммунистических партизан в гражданской войне в Греции (1946–1949). После разрыва отношений между югославской и советской коммунистическими партиями (1948) Югославия прекратила поддержку греческих коммунистов, ориентировавшихся на Москву, а после 1951 пришла к соглашению с греческим правительством.
Однако спор между Югославией и Болгарией продолжался, причем Болгария утверждала, что новый литературный язык югославской Македонии стал способом сербизации ее населения. Отношения между Югославией и Болгарией улучшились только после 1962, вслед за общим улучшением советско-югославских отношений.
В 1990 Союз коммунистов Югославии завершил свое однопартийное правление в стране. ВМРО – ДПМНЕ получила большинство мест в новом парламенте, а в 1991 Македония, следуя примеру Хорватии и Словении, отделилась от Югославии. В сентябре в проведенном в Македонии референдуме приняли участие три четверти населения, 75% голосов были отданы за суверенитет страны (албанское меньшинство бойкотировало референдум). Президентом независимой Македонии стал коммунистический руководитель бывшей югославской республики Македония Киро Глигоров.
Стимулом к отделению отчасти был страх перед притязаниями Сербии, которые уже не сдерживались ее давней соперницей – Хорватией, вышедшей из федерации. Именно это обстоятельство усилило стремление южной республики к автономии. Однако Македония столкнулась с сильным противодействием не Сербии, а Греции. Македония как коммунистическое государство выразила желание объединиться с говорящим на македонском языке населением северной части Греции, а афинское правительство продолжало испытывать страх, что независимая Македония будет пытаться отнять часть или всю греческую Македонию. Хотя Болгария и Турция признали Македонию, Греция с успехом оказывала давление на своих коллег по ЕС и США, настаивая на непризнании нового государства. В начале апреля 1992 ЕС признало независимость Боснии и Герцеговины, но не Македонии. Попытки провести переговоры о взаимопонимании между Грецией и Македонией принесли успех в апреле 1993, когда обе страны согласились на временное компромиссное название страны: бывшая югославская Республика Македония. Это государственное образование было признано Великобританией 8 апреля, а соседней Албанией – 12 апреля. Страна была принята в ООН. В мае она выпустила свою денежную единицу – денар.
Однако политическое положение в Македонии оставалось напряженным. Преступные и полулегальные группировки контролировали значительную часть экономики. После того как президент Киро Глигоров чудом остался в живых после покушения в 1995, началась активная борьба с организованной преступностью.
Когда весной 1998 в Косове развернулись крупномасштабные боевые действия, Македонии снова оказалась на пороге нестабильности. Летом 1998 ООН приняла решение увеличить численность миротворцев, находящихся на территории Македонии в качестве сил сдерживания. Положение оставалось напряженным, так как стремление правительства к формированию мощного и объединяющего македонского национального самосознания натолкнулось на попытки албанцев создать в Македонии автономию и добиться самоопределения.
16 октября и 1 ноября 1998 в Македонии прошли два тура выборов, на которых потерпел поражение находившийся у власти с 1992 Социал-демократический союз Македонии (СДСМ), обвиненными оппонентами в коррупции и «непрозрачной» приватизации по партийно-клановому признаку. Несмотря на то, что политика именно этой партии многое сделала для предотвращения кровавых столкновений в стране (при том что 23% населения составляют албанцы), она набрала меньше четверти голосов и заняла 27 из 120 мест в однопалатном Собрании – парламенте страны. Оппозиционная ей Коалиция «За перемены!», в состав которой вошли Всемакедонская революционная организация – Демократическая альтернатива (ДА), получила 66 мест. К ней примкнули две партии, выражающие интересы этнических албанцев и мусульман – Партия демократического процветания (ПДП) и Демократическая партия албанцев (ДПА), получившие 25 мест. Своеобразной платой за поддержку явилось обещание открыть албаноязычный университет в Тетово. В начале 1999 парламент Македонии объявил амнистию бывшим мэрам Гостивара и других городов, осужденных в июле 1997 за приказ поднять флаги Албании, что привело к столкновениям с человеческими жертвами. ПДПА выступает также за придание албанскому языку статуса второго официального языка Македонии. В парламенте страны представлены также Либерально-демократическая партия (4 депутатских мандата), Социалистическая партия Македонии (2) и новая этническая партия Союз цыган (1 мандат). В 1999 истек срок полномочий президента Киро Глигорова.
В сформированном 30 ноября 1998 кабинете министров члены правящей коалиции из двух победивших партий заняли 14 мест из 27. Премьер-министром стал председатель ВМРО – ДПМНЕ Любчо Георгиевский, выступающий за сотрудничество с европейскими партиями консервативного толка и активное вхождение в европейские структуры – ЕС и НАТО. Георгиевский выступает также за конструктивный диалог Македонии со всеми соседними странами.