Один из самых ярких представителей азербайджанского вокального искусства, Бюль-Бюль Рза оглы Мамедов родился в июне 1897 года в городе Шуше в семье кожевника. Его отец был глубоко верующим человеком и большим любителем религиозных песнопений. Часто эти песнопения он устраивал по вечерам у себя дома, где маленький Муртуза (подлинное имя Бюль-Бюля) пел Суры (разделы) Корана на мотив мугама "Заминхаре ". Но мальчика это не увлекало. Он с восхищением слушал пение Джаббара Карягды оглы, Ислама Абдуллаева, Кечачи оглы Мухаммеда и удивительно удачно подражал "карабахским соловьям ".
Именно поэтому в народе с тех пор мальчика стали называть Бюль-Бюлем (соловьем). Это имя закрепилось за ним на всю жизнь.С юношеских лет Бюль-Бюль становится украшением карабахских музыкальных вечеров. Присутствовавшие всегда с большим интересом слушали молодого певца.Однажды в квартале Шуши Чухур игралась свадьба. Тарист Мешади Джамиль взял с собой тринадцатилетнего Бюль-Бюля. В последний день свадьбы по просьбе Мешади Джамиля тамада Кербалаи Шукюр разрешил петь Бюль-Бюлю, который в сопровождении Мешади Джамиля спел "Махур ".
Восторженные слушатели попросили его спеть и "Карабах шикесте ". Но двоюродный брат Бюль-Бюля, сочтя светское пение низменным занятием, обругал юного "ханенде " и даже отвесил ему пощечину. Не стерпев оскорблений фанатичных родственников, Бюль-Бюль вместе с гармонистом Мешади Мусеибом убежал в Гянджу и стал выступать в караван-сараях и чайханах. В то время на свадебных торжествах в Гяндже часто выступали популярные ханенде Мешади Мамед Фарзалиев, Малыбейли Гамид и Муса Шушинский. Они и Бюль-Бюля нередко брали с собой. Эти народные праздники стали для молодого певца первой музыкальной школой.С годами к молодому певцу приходит подлинное мастерство.
Имя Бюль-Бюля становится известным не только в городах и селах родного края, но и за его пределами.При исполнении мугамов Бюль-Бюль подражал знаменитому ханенде Джаббару Карягды оглы. Однажды Джаббар Карягды оглы был приглашен на празднество в Гянджу. Хозяин дома пригласил и Бюль-Бюля но посадил его не среди гостей, а попросил спрятаться в нише. Перед нишей, скрытой занавеской, был поставлен граммофон… Хозяин поставил пластинку с записью "Махура " в исполнении Джаббара Карягды оглы. Когда граммофон умолк, Бюль-Бюль запел "Вилаети " - ту мелодию, которая была записана на обратной стороне пластинки. Великий певец, долго не мог понять, в чем дело, а когда все раскрылось, радости его не было границ. Он предложил Бюль-Бюлю поехать с ним в Баку, чтобы совершенствоваться в своем искусстве. Но жизнь в большом городе пугала Бюль-Бюля, и тот отказался от этого предложения.
В 1915 году Бюль-Бюль получил приглашение Тифлисского благотворительного общества. Молодой певец, впервые выступавший перед требовательной тифлисской публикой, в сопровождении тариста Баладжа Грикора исполнил несколько мугамов и народных песен. Успешное выступление Бюль-Бюля, его прекрасный голос, умение подражать соловьиным трелям восхитили известного грузинского певца Вано Сараджашвили. На приеме, данном после концерта в честь Бюль-Бюля, Вано дал высокую оценку голосу и таланту азербайджанского певца.
Уже в 1916 году Бюль-Бюль был известен во всем Закавказье как профессиональный певец. Летом этого же года он впервые предстал перед зрителями и слушателями в качестве оперного певца. Решив осуществить постановку оперы "Сейфаль Мюлюк ", тарист и композитор Мешади Джамиль привлек известнейших певцов, в том числе и своего близкого друга Бюль-Бюля. Народный артист СССР Сидги Рухулла так вспоминал о первом дебюте Бюль-Бюля на оперной сцене. "
...Мы очень обрадовались, заметив в молодом певце страстное тяготение к сцене, к артистическому искусству. Я стал заниматься с ним дополнительно. Он увлеченно работал на репетициях, восхищал нас своим чарующим голосом... Бюль-Бюль, выступивший в роли Саадет, обрадовал всех артистизмом и исполнительским мастерством. С того года Бюль-Бюль участвовал в наших постановках опер и оперетт. Бюль-Бюль энергично продолжал сценическую деятельность, неустанно работал над собой и стал любимым артистом и прекрасным певцом ".Успешно выступив в опере Мешади Джамиля, Бюль-Бюль в течение нескольких лет гастролирует по городам Закавказья и выступает уже как оперный артист, завоевав себе еще большую популярность среди населения. Так же, как и Сеид Шушинский, он не только отказывался от денег за свое участие в спектаклях, но и сам оказывал материальную помощь артистам. В своих воспоминаниях о сценической деятельности Бюль-Бюля народный артист Азербайджана Мустафа Марданов писал: "В 1916 году ханенде Бюль-Бюль и известный тарист Мешади Джамиль Амиров находились в Эривани. Я и М.С.Кирманшахлы попросили Бюль-Бюля сыграть вместе с нами в спектаклях "Аршин мал алан " и "Асли и Керим ". Вначале Бюль-Бюль колебался, но затем согласился, приняв во внимание наше тяжелое материальное положение и просьбу Мешади Джамиля.
Данные нами в Эривани спектакли с участием Бюль-Бюля прошли с большим успехом. Это было первое выступление Бюль-Бюля в оперетте. За труды мы предложили Бюль-Бюлю деньги, но он отказался... ".
Бюль-Бюль постоянно искал пути усовершенствования своего искусства, и именно это привело его на студенческую скамью в консерваторию, которая была открыта в 1920 году и называлась "Восточной консерваторией ". В октябре 1921 года она была преобразована в Азербайджанскую государственную консерваторию. Бюль-Бюль был одним из первых студентов-азербайджанцев.Студенческие годы (1921 -1927) Бюль-Бюля были полны напряженного труда. Усваивая новые знания, он в то же время закреплял свой творческий опыт, постоянно принимая участие в восточных концертах и оперных постановках. Бюль-Бюль пел даже в антрактах между действиями в театре "Сатир-Агит ".
В феврале 1921 года он вместе с таристом Ширин Ахундовым выступал в антрактах между действиями спектаклей "Свадьба Мешади Ибада в Париже " С.С.Ахундова и "Суд над Сабиром " Г.А.Аббасова. Газета "Бакинский рабочий " писала: "Выступления артиста Бюль-Бюля проходят с большим успехом. Число зрителей, посещающих театр, необычайно возросло ".Годы учебы у профессоров Поляева, В.Никольского и Н.Сперанского значительно расширили кругозор певца: он познакомился с классической русской и европейской вокальной музыкой. В 1924-1927 гг. Бюль-Бюль вместе с таристом Симоном Каспаровым и кеманчистом Гришей Бабаловым совершил несколько гастрольных поездок по городам Советского Союза. Бывая в Москве и Ленинграде, он каждый свободный вечер посвящал посещению театров и концертных залов. Слушая русских певцов, Бюль-Бюль стремился проникнуть в секреты их исполнительского мастерства. Он познакомился с известным русским певцом Леонидом Собиновым и композитором Р.Глиэром. В своих воспоминаниях Бюль-Бюль так писал о приезде Собинова в Баку (1924): "Я не мог насытиться, слушая его. В дни пребывания Собинова в Баку я не пропустил ни одной его репетиции или спектакля ".
В 1927 году Бюль-Бюль едет в Италию, где проводит четыре года (1927-1931), занимаясь с такими известными в то время музыкантами, как Ансельми, Грани. Во время своего пребывания в Милане Бюль-Бюль знакомится с творчеством выдающихся итальянских певцов, выступавших в то время на сцене театра "Ла Скала ".Особенно большое влияние оказали на него выступления великого русского певца Ф.И.Шаляпина. Всегда с большой любовью отзывающийся о Шаляпине, Бюль-Бюль вспоминает, как он впервые слушал этого гениального певца: "...Однажды я узнал, что Шаляпин будет выступать в театре "Ла Скала " в спектакле "Борис Годунов ". Партию Бориса, Шаляпин пел на русском и на итальянском языках. Я купил дорогой билет, чтобы видеть и слушать этого изумительного артиста. Шаляпин пел в этот вечер просто потрясающе... Всю ночь после спектакля я не знал покоя, воочию увидев недосягаемый образец и убедившись в неограниченности человеческого гения и умения.
Слушая Шаляпина, я понял, что только певец, владеющий вокальной техникой на протяжении всего диапазона своего голоса, филированием звука, комбинированием диафрагмического дыхания с гармоническим переходом от головного регистра к грудному и от грудного к головному может считаться мастером вокального искусства.И дальше я не пропустил ни одного спектакля, ни одного концерта Шаляпина в Милане. Ну, а что касается "Бориса ", то я слушал его с участием Шаляпина 14 раз. И каждый раз делал какие-то новые "открытия ", очень полезные для моего творчества, очень нужные мне для будущей деятельности, которые стали для меня большой школой, творческой лабораторией, научили меня побеждать трудности, встречающиеся в мире искусства ".
Глубоко изучая в Италии музыку народов Европы, певец не оторвался от родной почвы. Возвратившись из Италии, в октябре 1931 года Бюль-Бюль выступил с концертом перед своими земляками. Газета "Коммунист " сообщала: "26 октября состоится концерт тюркского оперного артиста Бюль-Бюля, возвратившегося в Баку из Италии, где он учился в течение четырех лет. В настоящее время это единственный тюркский оперный артист с законченным музыкальным образованием. Перед возвращением на родину Бюль-Бюлю предложили остаться в Милане, но он отказался от этого предложения и вернулся в Азербайджан. В предстоящем 26 числа концерте Бюль-Бюль исполнит арии из опер "Травиата ", "Шахсенем ", "Джоконда ", "Кармен ", "Африканка ", "Луиза Миллер ", "Тоска " и других. Кроме того, Бюль-Бюль будет петь итальянские и тюркские песни ".
Концерт Бюль-Бюля прошел очень успешно. Отрывки из опер он пел на итальянском языке необычайно чисто и мелодично. Слушая его, можно было подумать, что поет итальянец. В декабре 1931 года Бюль-Бюль выступает в Азербайджанской консерватории с докладом на тему: "Применение метода диафрагмированного голоса в исполнении тюркских народных песен ". Этим докладом Бюль-Бюль очень заинтересовал Узеира Гаджибекова. В одном из своих выступлений композитор говорил: "...Сегодняшнее (14 декабря 1931 года) выступление Бюль-Бюля очень ценно, потому что, к примеру, лично я пришел к определенному выводу в вопросе воспитания студентов консерватории. Наряду с докладом Бюль-Бюля, меня интересует его пение. Я очень рад, что Бюль-Бюль с первых шагов смог приобщиться к европейской вокальной культуре. Что я могу сказать о пении Бюль-Бюля? Слушая его концерт, я был очарован. Идя в театр, я боялся, что концерт пройдет неинтересно. Однако, когда артист, серьезно изучивший вокальную культуру, так прекрасно поет, то получаешь подлинное наслаждение. Не могу сказать, что всем нравится европейская манера пения Бюль-Бюля, но мне нравится. Затрудняюсь сказать: он в восточной манере поет столь прекрасно оттого, что побывал в Европе, или же есть другие причины, дающие ему возможность превосходно петь восточные песни? Если бы кто-то, подобно Бюль-Бюлю, тоже получил бы образование в Европе, но был совершенно не знаком с мугаматом, то, по моему мнению, он мог бы очень хорошо петь только европейские мелодии. Значит, превосходство Бюль-Бюля в том, что он - оставим пока в стороне вопрос о пении грудью, горлом - кроме всего прочего, овладел исполнительской культурой...
Исполнители, получившие такое музыкальное воспитание, как Бюль-Бюль, умеющие петь в восточной манере, для оперы и концертов станут ценными кадрами ".Исполнение Бюль-Бюлем арий и романсов на азербайджанском и итальянском языках удовлетворяло в то время не всех ценителей музыки. Некоторые из них обвиняли певца в нарушении правил восточного пения, заявляли, что он отходит от национальной музыки.Однако эти "обвинители " вскоре приумолкли. Причиной этому послужили несколько концертов, данных Бюль-Бюлем летом 1933 года в Доме обороны (в Государственной филармонии). На концертах присутствовали самые взыскательные любители музыки, артисты и музыковеды. Выступая, Бюль-Бюль обычно вначале исполнял арии из русских и западноевропейских опер, а затем переходил к произведениям азербайджанской народной музыки. На первом же концерте Бюль-Бюль спел несколько классических мугамов и старинных народных песен с таким мастерством и совершенством, что не только благожелательно настроенные слушатели, но и выступавшие против Бюль-Бюля невольно были покорены. Бюль-Бюль с большим вдохновением и любовью исполнял старинные азербайджанские песни и теснифы. Никто из предшествовавших певцов не мог так искусно петь "Сусенсумбуль ", "Яхан-дуймеле ", "Галада ятмыш идим ", "Мехрибаным ", "Иннабы ".
Особенно мастерски пел он теснифы "Раст ", "Сегях " и "Шур ", так что даже высокоталантливые певцы подчас не брались за исполнение этих песен и мугамов, говоря что "на них лежит печать Бюль-Бюля ".
К тому времени Бюль-Бюль был широко известен за границей и как замечательный исполнитель народных песен и как оперный певец. В 1937 году в истории азербайджанской музыки произошло значительное событие. Композитор Узеир Гаджибеков представил оперному театру для постановки свое выдающееся произведение - героическую оперу "Кёр-оглы ". Композитор неоднократно отмечал, что создавая свое произведение, рассчитывал прежде всего на Бюль-Бюля. В исполнении Бюль-Бюля Кёр-оглы не только герой, являющийся опорой бедняков и беззащитных, ведущий беспощадную борьбу против захватчиков, но и замечательный народный ашуг эмоциональное воздействие этого образа чрезвычайно велико. И не удивительно, что когда разговор заходит об опере "Кёр-оглы ", мы всякий раз вспоминаем Бюль-Бюля.Выдающийся артист, Бюль-Бюль был известен не только своим вокальным мастерством.
Он был талантливым педагогом, глубоко эрудированным ученым, отличным знатоком восточной музыки, выдающимся организатором. В течение долгих лет он был профессором Азербайджанской государственной консерватории и вырастил многих талантливых певцов, создав в Азербайджане целую вокальную школу. Бюль-Бюль был одним из основателей Института искусства и архитектуры Академии наук республики. Кроме того, ему принадлежит ряд научных работ, которые являются неоценимым подспорьем для тех, кто изучает и исследует историю музыкальной культуры Азербайджана.Высоко ценя оригинальность звучания азербайджанских народных инструментов, Бюль-Бюль много сил отдал подготовке к печати таких учебных пособий, как "Школа тара ", "Школа кяманчи ", "Школа балабана ". По его инициативе были записаны на фоновалик 300 песен и теснифов в исполнении Джаббара Карягды оглы.
С 1932 года Бюль-Бюль руководил научно-исследовательским музыкальным кабинетом Азербайджанской государственной консерватории. Он принимал непосредственное участие в собирании лучших образцов азербайджанского музыкального фольклора. Под его руководством собрано и расшифровано свыше тысячи народных мелодий. Среди этих материалов виднейшее место занимает творчество ашугов. Кроме того, записаны воспоминания о многих видных деятелях азербайджанской музыки.Народный писатель Азербайджана Мирза Ибрагимов, хорошо знакомый с творчеством Бюль-Бюля и всегда высоко ценивший его мастерство, писал:
"...Бюль-Бюль, объединив лучшие стороны певческого и ашугского искусства, веками развивающегося в Азербайджане, с достижениями классической вокальной школы, создал неповторимое притягательное искусство. Бюль-Бюль исполняет с необыкновенным мастерством и азербайджанские народные мелодии, и мугамы, и арии из современных опер ".В 1938 году в Москве состоялась первая Декада азербайджанского искусства. В эти дни на страницах столичных газет публиковались восторженные отзывы о прекрасном голосе и артистическом мастерстве Бюль-Бюля. Его творчество высоко оценивали такие видные деятели искусства, как К.Станиславский, С.Самосуд, А.Нежданова, И.Козловский, С.Лемешев, С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян. В эти дни за выдающиеся заслуги в деле развития азербайджанского вокального искусства Бюль-Бюлю было присвоено звание народного артиста СССР.Триумфальными были его выступления и в дни Декады азербайджанской литературы в Москве в 1940 году. Писательница Мариэтта Шагинян, присутствовавшая на концерте азербайджанских мастеров искусства, состоявшемся в клубе Союза писателей, писала: "15 мая в клубе Союза советских писателей состоялась встреча азербайджанских и московских писателей, прошедшая в обстановке товарищеской искренности и ставшая ярким праздником.
...Бесконечно слышатся звуки музыки... Мы получаем удовольствие, слушая прекрасные песни азербайджанского народа в исполнении Бюль-Бюля ".Возвратившись из Москвы, Бюль-Бюль с новыми силами отдался преподавательской работе. В марте 1941 года в Баку прошла всесоюзная конференция по вопросам подготовки вокальных кадров, на которой педагогическая деятельность Бюль-Бюля получила самую высокую оценку.После совещания Бюль-Бюль составляет новые творческие планы... Однако их осуществлению помешала война, в годы которой он вел активную концертную деятельность, выступая перед воинами Советской Армии и воодушевляя их на новые подвиги.
В 1943 году группа азербайджанских артистов, художественным руководителем которой был Бюль-Бюль, совершила поездку на Брянский фронт. За полтора месяца бригада дала 38 концертов, 25 из которых прошли прямо на передовой. Политическое управление Брянского фронта в отзыве о работе бригады писало: "Программа данных бригадой концертов привлекает внимание своим национальным колоритом, высокой культурой исполнительского мастерства. Выступления бригады превратились в демонстрацию великого единства и братства народов СССР, ведущих освободительную войну против гитлеровской Германии ".Возвращаясь с фронта на родину, труппа артистов, руководимая Бюль-Бюлем, заехала в Москву. Несмотря на все тяготы военных дней, москвичи, как всегда, восторженно встретили азербайджанских артистов. Бюль-Бюль выступил в Колонном зале Дома Союзов с большой программой.
По приезде в Баку Бюль-Бюль организовал новую концертную бригаду и выехал на гастроли в районы Азербайджана. Три месяца в различных городах и селах бригада выступала перед трудящимися. Собранные с концертов 60 тысяч рублей были посланы в фонд обороны.После недолгого перерыва Бюль-Бюль вновь выехал на гастроли, теперь уже в Ереван, где выступил с партией Саро в опере "Ануш " армянского композитора А.Тиграняна, и со своей коронной партией - партией Кёр-оглы. Кроме того, Бюль-Бюль дал несколько концертов в военных госпиталях. Любовь армянского народа к творчеству этого замечательного певца выражена в письме Бюль-Бюлю народной артистки СССР Айкануш Даниелян, которая писала: "Самое великое удовлетворение для артиста-художника - это любовь и признание народа. Вы это имеете в полной, мере. Вы принадлежите всем, ибо ваше искусство идет из сердца, большого человеческого сердца ".Тепло встретили выступление Бюль-Бюля и грузинские любители музыки, когда 24 декабря 1944 года в Тбилиси, на Декаде советской музыки закавказских народов, состоялся вечер мастеров азербайджанского искусства.
Бюль-Бюль был близким другом многих азербайджанских композиторов и страстным пропагандистом их произведений. Велики заслуги певца в деле популяризации вокальных произведений Ниязи, Кара Караева, Тофика Кулиева, Сеида Рустамова и многих других. Кара Караев писал: "Композиторы Азербайджана многим обязаны чудесному художнику, Бюль-Бюль был страстным пропагандистом нашего творчества - это был глашатай нашей музыки, борец за ее успехи и признание. Он был не только мудрым советчиком, учителем, но инициатором создания многих произведений в самых различных жанрах и масштабах - от простой массовой песни до-крупных, ныне общепризнанных симфонических произведений и опер. И его требовательность, высокая мера, с которой он подходил к нашей работе, поразительное чутье и непримиримость к малейшим недостаткам являлись для нас критерием в творческой работе ".
Видному азербайджанскому композитору Фикрету Амирову Бюль-Бюль оказал большую помощь при создании им симфонических мугамов. В одной из своих статей Фикрет Амиров писал: "... моя творческая жизнь более всего связана с Бюль-Бюлем. Бюль-Бюля можно сравнить с ненаписанной, глубоко содержательной, живой книгой об азербайджанской музыке. Изучая тонкости азербайджанской музыки, я часто обращался к этой книге. До сих пор ближайшим другом и советником всего, что мной написано, был Бюль-Бюль. Неоценимой была его помощь при создании симфонических мугамов. "Шур " и "Кюрд-овшары ". Именно Бюль-Бюль настоял на том, чтобы я написал музыкальные комедии... ".
В декабре 1957 года азербайджанский народ торжественно отметил 60-летие со дня рождения и 40-летие сценической деятельности Бюль-Бюля. Со всех концов нашей страны съехались в Баку прославленные музыканты, певцы, артисты и музыковеды,, чтобы поздравить замечательного азербайджанского певца. В дни юбилея Азербайджанская государственная консерватория, Государственный театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова и Институт архитектуры и искусства провели совместную научную сессию, посвященную творчеству Бюль-Бюля. В адрес юбиляра со всех концов нашей страны поступили сотни поздравительных писем и телеграмм от таких видных представителей искусства, как С.Лемешев, Вано Мурадели, И.Козловский, Акакий Хорава, Давид Ойстрах, Л.Утесов, Шара Талян, Верико Анджапаридзе, Татевик Сазандарян и многих других.
В 1959 году на Декаде азербайджанского искусства в Москве жители столицы вновь встретились с Бюль-Бюлем, который, несмотря на свои 62 года, великолепно пел и держался на сцене. Композитор В.Соловьев-Седой, слушавший пение Бюль-Бюля и в 1938 и в 1959 годах, так говорил о своих впечатлениях: "Мое знакомство с "Кёр-оглы " состоялось на Первой азербайджанской декаде. Народный артист СССР Бюль-Бюль поразил меня тогда до крайности. В настоящее время он исполняет арии Кёр-оглы с таким же совершенством, как и 20 лет назад. Его прекрасный голос и артистическое мастерство совершенно не изменились "Возвратившись после декады в Баку, Бюль-Бюль продолжал жить напряженной творческой жизнью - часто выступал с концертами, сделал доклад на третьем съезде ашугов Азербайджана.
Летом 1961 года Бюль-Бюль отправился с гастролями в Карабах, откуда потом заехал в Шушу - колыбель азербайджанских ханенде, где выступил с несколькими концертами. Последний концерт Бюль-Бюля в Шуше, состоялся в просторном зале бывшего реального училища. Сюда собралось более тысячи зрителей, пришедших из самых далеких селений Шушинского района. Это было последнее выступление певца на родной земле. Когда на сцене появился Бюль-Бюль, зрители встали и в течение нескольких минут горячо аплодировали своему любимцу. Кажется, Бюль-Бюль никогда не пел так прекрасно, с таким вдохновением и страстью, как в тот вечер. Это вполне естественно. Потому что он пел в Шуше - краю, где родился и вырос. Никто в тот вечер не мог и подумать, что через два месяца Бюль-Бюль навеки умолкнет... 26 сентября 1961 года его не стало.Смерть Бюль-Бюля была невозместимой утратой для азербайджанской музыки. В истории вокального искусства Азербайджана богатейшее и неповторимое творчество Бюль-Бюля занимает особое место. На протяжении 50 лет он пел на народных празднествах, музыкальных вечерах, в концертных залах, на оперной сцене и по радио, пробуждая своими песнями самые благородные чувства в сердцах людей. Видный азербайджанский писатель Сулейман Рагимов писал:
"Бюль-Бюль - неповторимый исполнитель азербайджанской народной музыки и сложного, современного музыкального искусства. Искусство Бюль-Бюля доступно каждому.. Его любят слушать и рабочий, и колхозник, и ученый, и студент, и стар и млад... Ибо Бюль-Бюль умеет найти дорогу к сердцу каждого своего слушателя. Не найти человека, который не любил бы, не был бы пленен искусством Бюль-Бюля! Когда я называю имя Бюль-Бюля, когда я ищу глазами вокруг, думая, с кем сравнить его, предо мной встают фигуры Узеира Гаджибекова, Самеда Вургуна... По моему мнению, Бюль-Бюль стоит на такой же позиции, занимает в вокально-сценическом искусстве такое же место, что и Узеир Гаджибеков в мире музыки, а Самед Вургун в современной поэзии ".
Бюль-Бюль великолепно владел вокальной техникой. Вот почему его голос звучал и мощнее, и звучнее, и шире, чем у других певцов, наделенных от природы более мощными голосами. И воспринимался как голос небывалый, неповторимый, единственный. Выступая в мугамных операх, Бюль-Бюль умело использовал творческий опыт своего великого учителя Джаббара Карягды оглы.Через всю жизнь он пронес любовь к искусству великого певца Востока, основоположника азербайджанского вокального искусства Джаббара Карягды оглы. Неслучайно, говоря об искусстве ханенде в Азербайджане, он всегда с гордостью упоминал имя Джаббара Карягды оглы, называя его "отцом ханенде " и "историей нашей музыки ".Он творчески усвоил самые лучшие традиции мирового вокального искусства, восхищался творчеством бессмертных европейских и русских певцов - Карузо, Джильи, Шаляпина, Неждановой, Собинова. Секрет обаяния Бюль-Бюля-артиста таился в необычайно-красивом, мягком тембре его серебристого голоса, которым, он владел в совершенстве, в изумительно отчетливой дикции, в простоте и искренности исполнения и полной гармонии вокального и драматического мастерства. Нежность, душевная теплота сочетались в пении Бюль-Бюля с благородной мужественностью и силой.Весь свой талант и жизнь он отдал своему народу. Бархатный тембр голоса, легкость и подвижность звука, теплота, задушевность предопределили его путь лирического тенора. Но возможности этого редчайшего голоса оказались, богаче, чем можно было предположить.В начале сценической карьеры в этом голосе открылись, металлический звон, героическая сила, мужественная мощь, тенора драматического.
Как Собинов был первым русским бельканто, так и Бюль-Бюль останется в истории азербайджанской музыки лучшим азербайджанским бельканто. На сцене он жил, и все его сценические образы были исполнены темперамента и искренности, которым нельзя было противостоять. Это был певец многогранной культуры и глубокой образованности, с редкой для тенора колоратурной техникой, даром вокального перевоплощения. Все это позволяло певцу одинаково хорошо воспроизводить и музыку Востока, и музыку Запада.Неповторимое искусство Бюль-Бюля, его богатый и яркий голос стояли в центре внимания многих известных музыкантов, музыковедов. Народный артист СССР Б.Мордвинов, восхищенный исполнительским мастерством Бюль-Бюля, писал: "Среди талантливых артистов азербайджанской оперы особо должен быть отмечен видный мастер сцены - Бюль-Бюль. Он поет предельно умело. Его движения особенно ритмичны. Бюль-Бюль - актер редкой силы, большой культуры ". Видный музыковед А.Шахвердян тоже высоко оценивал искусство Бюль-Бюля. Он писал:
"Среди певцов одно из первых мест занимает Бюль-Бюль. Необычайно интересна биография этого талантливого певца. С двенадцати лет приобщившись к искусству ханенде, он обошел весь Азербайджан, своим прекрасным голосом и умением завоевал великое уважение народных масс. Еще с юных лет он поставил своей целью научиться европейской манере пенья, и несколько лет учебы в Италии дали ему возможность исполнить эту мечту. В результате Бюль-Бюль стал виднейшим актером азербайджанской оперы ".Во время учебы в Италии голос молодого певца привлек к нему внимание музыкальной общественности. Еще в начале 1931 года известный журнал "Арте-Ностра " опубликовал статью о жизни и творчестве Бюль-Бюля с портретом певца. Фирма граммофонных пластинок "Колумбия " записала голос Бюль-Бюля он получил множество приглашений из различных стран на гастрольные поездки. О прекрасном голосе азербайджанского соловья слагались песни и стихи такие крупные деятели азербайджанской литературы и искусства, как Самед Вургун, Сеид Шушинский, Курбан Примов, Мехти Мамедов и другие не раз в своих выступлениях давали высокую оценку искусству Бюль-Бюля.Близко знавший певца и бесконечно любящий его творчество видный азербайджанский дирижер, народный артист СССР Ниязи писал:
"Я считаю Шаляпина новатором русской оперы, Бюль-Бюля - новатором азербайджанской оперы. Если мы понимаем исполнительское мастерство Шаляпина, его обращение к духу исполняемой музыки, как он ищет глубину и содержание в ней, как сливаясь с образами, живет жизнью своих героев, значит, мы можем уяснить для себя могучее воздействие на слушателей мастерства Бюль-Бюля. Трудно оценить огромные заслуги Бюль-Бюля в сфере создания профессиональной исполнительской школы. Я считаю, что заслуги Бюль-Бюля перед нашими певцами в области вокального искусства равны заслугам Узеира Гаджибекова перед нашими композиторами. Мы гордимся, что Бюль-Бюль - соловей нашего народа, Бюль-Бюль - наш ".Бюль-Бюль поистине гордость азербайджанского народа. Избрание его при жизни депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР всех созывов было выражением всенародной любви к нему. Всю свою жизнь он служил делу развития азербайджанской национальной культуры. Правительство высоко оценили заслуги Бюль-Бюля, наградив его орденами и медалями. Он был также удостоен Государственной премии СССР.В оценках Бюль-Бюля, кажется, нет расхождений. Люди разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры, разных исполнителей, единодушны в оценке Бюль-Бюля.
В истории вокального искусства, Бюль-Бюль - явление уникальное. Его творчество оказало большое влияние на восточное вокальное искусство.О значении творчества Бюль-Бюля, о его месте в истории азербайджанской музыки можно говорить бесконечно много, ибо вся жизнь этого замечательного певца была примером вдохновенного служения родине, народу. Его прекрасные песни будут звучать вечно...
Вагиф Мустафа-заде (1940-1979) Сегодня в мире нет ни одного уголка, где не знали бы азербайджанскую фамилию Мустафа-заде. Одного имени этого музыканта достаточно, чтобы поднять на ноги залы, уже не говоря о том, что музыка, сочиненная им, оказывает на слушателей просто магическое воздействие. Сначала "вне республики " зазвучало имя самого Вагифа Мустафа-заде, а потом его дочерей - Лалы и Азизы. В 40-ые годы вся азербайджанская интеллигенция знала и почитала мать Вагифа Мустафа-заде Зивер ханум Алиеву - первую азербайджанскую женщину-мугаматистку, ученицу Узеирбека Гаджибекова.
Она сыграла огромную роль в творческом воспитании сына. Вагиф учился в той же музыкальной школе, где преподавала его мать, а еще с пеленок он слышал в доме мугам. Поэтому неслучайно, что впервые за фортепьяно он сел в три года, и... инструмент увлек мальчика настолько, что его часами нельзя было оторвать от клавиш. Имея абсолютный слух, Вагиф легко подбирал знакомые песни. В этом же возрасте он вдруг прочитал наизусть только что услышанный фрагмент поэмы С.Вургуна. Вообще Вагиф с детства удивлял родителей необычайной слуховой памятью - мог наизусть и ни разу не ошибившись прочитать сложные стихи.
Немалую роль в творческой судьбе В.Мустафа-заде сыграл и его учитель музыки - пианист Г.Шароев. Все, казалось, шло по накатанной: сначала музыкальная школа, затем музучилище им. А.Зейналлы. Но потребовалось совсем немного времени, чтобы определить - призвание Вагифа не классическая музыка, прививаемая учителем, не мугам, любовь к которому он унаследовал от матери. Джаз стал истинной его страстью. Вагиф синтезировал свой, совершенно новый стиль - джаз-мугам.Зивер Алиева происходила из семьи известного в Азербайджане нефтепромышленника А.Алиева. Она с детства воспитывалась гувернантками-немками. После прихода советской власти ее отец потерял все свое состояние и, чтобы дети его могли получить высшее образование, поступил чернорабочим в Бакинское морское пароходство. Ведь тогда в вузы принимали только детей рабочих.
В консерватории Зивер ханум стала одной из первых учениц Узеирбека Гаджибекова. Зивер Алиева была очень предана своему делу, она проработала в музыкальной школе почти всю свою жизнь, вела частные занятия с учениками. По сей день можно встретить многих ее учеников, сохранивших в душе чувство благодарности к ней. Она была практически первой женщиной-педагогом, обучающей детей мугаму, восточным ладам.
Зивер ханум безумно любила своего единственного сына. Даже когда он работал в Тбилиси, в Москве, она часто приезжала из Баку на поезде с кастрюлями плова и долмы, чтобы вкусно накормить любимого сына. Она всегда опекала Вагифа.
Потеряв сына, Зивер ханум смогла остаться сильной и мужественной. Именно она сыграла основную роль в создании квартиры-музея Вагифа Мустафа-заде в Ичери шехер, хотя это стоило ей немалого труда.Работая над этой статьей, я обратилась к двоюродной сестре В.Мустафа-заде Афаг ханум Алиевой, возглавляюще