Издревле на месте естественных выходов нефти и газа на земле азербайджанской возник один из самых почитаемых центров зороастизма религии огнепоклонников. Вырывавшиеся из-под земли огненные самовозгорающиеся столбы природного газа способствовали зарождению и распространению в прикаспийском регионе зороастризма, выбравшего в качестве самой почитаемой святыни Баку и его окрестности. Зороастризм религия, оказавшая впоследствии большое влияние на величайшие религии мира в иудаизм, христианство и ислам. В Баку, "Городе Бога огня ", был построен один из зороастрийских храмов еще в VI веке до нашей эры. Но зороастризм пришел в Азербайджан еще раньше. В нагорьях Малого Кавказа во многих местах найдены предметы Ходжалы- Кедабекской культуры эпохи поздней бронзы и раннего железа (XIV-VII вв. до н.э.), среди которых встречаются широкие бронзовые пояса, украшенные гравировкой с изображением охотничье-бытовых и мифологических сцен. Поразителен бронзовый пояс. Искуссные мастера древности, зороастрийцы (огнепоклонники) отразили на бронзовом поясе сцену гонки зверей, символизирующую борьбу жизни (львы) и смерти (единороги). Борьба двух враждующих сил и преобладание сил добра (три льва против двух единорогов) соответствует зороастрийскому вероучению о том, что эти два противоположных начала находятся в постоянной борьбе, и что добро должно победить.
В III веке, когда Атропатена была завоевана сасанидским Ираном, зороастризм был объявлен государственной религией. Главный храм находился в Газаке. Сасанидские правители, вступавшие на престол, совершали сюда паломничество.
В Кавказской Албании , помимо поклонения огню в начале нашей эры, албаны поклонялись стихиям природы и природным явлениям v молниям, небесным светилам (солнцу, луне, звездам), дэвам, всему пугающему и непонятному для них. Таким образом, до принятия христианства в Албании в основном бытовала астральная религия и зороастризм. Существовали крупные храмы, окруженные оборонительными стенами и валами (столица Кабала). В росписях предметов часто изображены луна и солнце, встречаются изображения жертвоприношений, древа жизни. Обнаружены многие керамические фигурки идолов, каменные идолы и изваяния.
Христианство Начиная со II века, в Албании появляются первые проповедники христианства (Елисей из Иерусалима с тремя учениками). Ему приписывают строительство первой церкви в Албании в местечке Гис. Его дело продолжил албанский царь Урнайр. Была построена вторая после Гиса церковь в селении Амарас.
На пути дальнейшей христианизации встал персидский царь Йездигерд II (439-457 гг.), который навязывал народам Закавказья зороастрийскую веру, бывшей в Сасанидском Иране государственной религией. Произошло кровопролитное сражение у Маку в Атропатене, после которого Йездигерд II вынужден был сказать: "Кто чему желает поклоняться, пусть и поклоняется ".
Царь Албании Вачаган III (487-510 гг.) построил много христианских церквей, а также монастырь в Амарасе. В 493 году он созвал Агуэнский собор, который определил структуру организации и положение албанской церкви. Во главе ее становится архиепископ с резиденцией в городе Бердаа (Барда). Со второй половины VI века, когда главою албанской церкви становится Тер-Аббас (552-596 гг.), власть церкви значительно расширяется и усиливается. Храмы владели многими землями.
Ислам В середине VII века с вторжением Арабского Халифата, на землю Азербайджана пришла религия ислам v по-арабски "покорность богу ". Основной догмат ислама "Нет бога, кроме бога и Мухаммед - посланник бога ". Заповеди его изложены в священной книге мусульман v Коране ( "Чтение "). Коран v главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Коран предусматривает для правоверного мусульманина пять основных религиозных обязанностей: признавать догмат о единстве божьем, пять раз в день совершать установленную молитву "намаз ", соблюдать месячный пост "орудж ", платить налог "закят " в мусульманскую казну, совершать паломничество "хаджж " в священный город Мекку, где находится главное святилище v Кааба v земной вариант вечного небесного святилища. Коран содержит 114 сур, составленных из откровений Мухаммеда (570-632 гг.), устами которого говорит Аллах, существуют также суждения (сунна); соглашения признанных богословов (иджа) с аналогиями (кыяс), что составляет четыре источника мусульманского религиозного права (шариат). Довольно быстрое распространение мусульманской религии объяснялось тем, что магометанская вера мирилась с существованием иудейства и христианства (монотеистических религий), признавала как пророков персонажей Ветхого и Нового завета (Адам, Ибрахим-Авраам, Муса-Моисей, Сулайман-Соломон, Иса-Исус), но по отношению к идолопоклонству и огнепоклонству никакого примирения не допускалось. Характерной чертой духовной жизни средневекового мусульманского общества становится обсуждение религиозно-политических и богословских проблем в мечетях, медресе, в резиденциях правителей, в частных домах. Народы от Китая до юга Франции, обладатели своеобразных древних культур приняли ислам и участвовали в создании общей для них мусульманской культуры и социально-политических традиций. Ислам пронизывает все сферы жизни, определяет ее особенности.
Ислам в Азербайджане. Основные два течения в исламе v сунниты и шииты. В Азербайджане распространен шиизм. Шииты признают сунну лишь частично и противопоставляют свое священное предание (ахбар), восходящее к халифу Али. Шииты считают, что только Али, сын Мухаммеда, и потомки Али, являются законными преемниками пророка. Шииты допускают наличие у человека свободной воли, а сунниты полагают, что человек не в состоянии ничего изменить в своей предначертанной судьбе.
Во всех городах Азербайджана и Аррана в период Арабского Халифата строились мечети (соборные мечети в Барде, Шарване, Кабале, Шакки, Варсане, Дербенте, Салмасе, Маранде, Ардебиле, Тебризе). Вместе с арабским языком в VII-VIII веке в Азербайджан заносится и арабская письменность. История ислама в Азербайджане включает и переселение сюда арабских семей (они смешиваются с местным населением), и восстание хуррамитов под предводительством Бабека в начале IX века против гнета Халифата и местной знати, и движение суфиев v мусульманских аскетов-мистиков (ок. X-XII вв.), и движение хуруфитов (XIV-XV вв.), отождествлявших бога с человеком и претворявших гуманистические идеи. При Сефевидах (XVI в.) во главе государства стоял шах, одновременно считавшийся и духовным главой шиитов. Сефевиды объявили шиизм государственной религией. Судебные дела велись казиями на основе шариата. Наконец, в XIX-XX вв. происходит процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм к капиталистическим условиям, в связи с необходимостью освоения научно-технических достижений Запада, с одной стороны, и сохранения традиционных культурных и духовных ценностей v с другой.
Ислам в Азербайджане специфичен не только главенством шиизма, но и мирным сосуществованием с другими религиозными организациями. "Пограничное " положение Азербайджана между Европой и Азией привело здесь к уникальному слиянию культур.
Глава мусульман-шиитов Закавказья носит титул Шейх-уль-ислам, "старейшина ислама " (араб.). Этот почетный титул возник еще в X веке среди факихов и суфиев.
Среди множества мечетей Азербайджана известны мечети "Аждарбек ", "Биби Эйбат ", "Таза Пир ", "Ашагы ", "Бузовна ", "Имам Гусейн ", "Хазрат Али ", " Маштага ", "Амирджан ", "Ахмедли ", "Мешеди Пери ", мечеть Шехидов, мечеть "Гаджи Солтан Али ".
В Баку функционируют помимо Управления Мусульман Закавказья, Русская православная церковь,
Церковь Михаила Архангела, Церковь Адвентистов 7-го дня, Синагога Европейских евреев, Синагога
Горских евреев, Международное общество "Кришна ", Международная Библейская организация "Животворящая Благ ", Религиозная община "Бахаи " и другие.